РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ И КОГНИТИВНОЙ КОММУНИКАЦИИ НА ОСНОВЕ ИЗУЧЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО НАСЛЕДИЯ А.Г. ШНИТКЕ

Василиса Алексеевна БЕРЕЗОВСКАЯ

Аннотация


В настоящем спецкурсе представлен материал для подготовки бакалавров и магистрантов педагогических вузов (музыкально-педагогическая направленность), формирующий всестороннюю, гармонично развитую личность. Спецкурс был апробирован на музыкальных занятиях с бакалаврами 1-4 курсов и магистрантами 1-3 курсов Таганрогского института имени А.П. Чехова (филиал) ФГБОУ ВО «Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)» в 2015-2018 гг. В спецкурсе большое внимание уделяется воспитанию культуры мышления, развитие которой А.Г. Шнитке считал важной частью образовательного процесса. Спецкурс рассчитан на 32 часа. Содержание предмета имеет тематический план, состоящий из 15 тем: вступительное занятие, произведения для оркестра, concerti grossi, инструментальные концерты, камерно-инструментальная музыка, камерно-инструментальные ансамбли, инструментальные сочинения, фортепианная музыка, вокальные и хоровые произведения, камерно-вокальные сочинения, театральная музыка, опера и музыка к драматическим спектаклям, музыка к кинофильмам, электронная музыка и каденции. Все уроки предполагают активное участие в процессе педагога и студентов. На занятиях используются разнообразные формы и методы: рассказ, презентация, дискуссия, анализ, слушание, исполнение, импровизация, сочинение. В конце каждого урока преподаватель ставит перед обучаемыми вопрос для размышления, соответствующий теме  занятия.

Ключевые слова


профессионально-педагогическое общение; когнитивная коммуникация; профессиональная компетентность; музыкальная культура; интерпретативный дискурс; интеграция

Полный текст:

PDF

Литература


Ануфриев Е.А. Формирование навыков ансамблевого музицирования у студентов-бакалавров в образовательной среде вуза // Педагогика искусства. 2014. N 2.

Ануфриева Н.И. Народная музыкальная традиция как интегратор коллективного способа производства духовной культуры этноса // Педагогика искусства. 2014. N 2.

Атутов П.Р. Технология и современное образование. – М.: Педагогика. 1996. N 2. С.11-14.

Афанасьева И.Г. Социалистические ценности и ценностные ориентиры личности. М.: Из-во МГУ. 1986.

Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. М.: Педагогика. 1982.

Бакиров B.C. Ценностное сознание и активизация человеческого фактора. Харьков: Изд-во Харьковского ун-та. 1989.

Барабаш Е. Истоки духовности. Правда. 1987. 3 января.

Баранова Е.Ю. От творчества преподавателя к творчеству студента // Специалист. – 1999. – №6. – С. 22-24.

Баркова Н.Н. Духовное становление студентов в российских университетах XVIII- начале XX веков // Школа духовности. 2000. – N6. – С. 38-44.

Башарин В.Ф. Педагогическая технология. Что это такое? // Специалист. 1993. N 3. С. 25-27.

Бердяев Н.А. О назначении человека. Москва. 1994.

Березовская В.А. Полистилистика Альфреда Шнитке в рамках музыкально-педагогических интервенций. Омск: Вестник СИБИТА. 2017. N 1.

Березовская В.А. От философской доктрины В.С. Соловьева к музыкальной психологии А.Г. Шнитке // Актуальные вопросы психологии и педагогики в современных условиях. / Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. Санкт-Петербург: ИЦРОН. 2016. N 3. С. 20-22.

Березовская В.А. Полистилистика Альфреда Шнитке в аспекте интертекстуальности как идеи неклассической философии // Новая наука: от идеи к результату / Международное научное периодическое издание по итогам Международной научно-практической конференции. Стерлитамак: АМИ. 2016. С. 15-18.

Березовская В.А. Архитектоника опыта становления сознания субъекта в музыке // Творчество как национальная стихия. Смысл творчества: инновации и Dasein: сборник статей /под ред. Г.Е. Аляева, О.Д. Маслобоевой. СПб.:Изд-во СПбГЭУ. 2016. – С. 231-237.

Березовская В.А. Истина в координатах «прекрасное-безобразное» на примере кантаты А. Шнитке «История доктора Иоганна Фауста» // Поиск истины в пространстве со-временной культуры: сборник научных статей. Вып. 2 / под ред. О. Д. Маслобоевой. СПб.: Изд-во СПбГЭУ. 2016. С. 130-137.

Березовская В.А. Учитель музыки – профессия будущего // Сборник трудов по результатам материалов Международного электронного симпозиума «Инновационные технологии в науке и образовании» / УВО «Махачкалинский инновационный университет». Махачкала: УДПО «Махачкалинский центр повышения квалификации». 2015. С. 7-12.

Березовская В.А. Условия формирования эмоциональной драматургии современного пе-дагога // Фундаментальные и прикладные научные исследования: актуальные вопросы, достижения и инновации: сборник статей XV Международной научно-практической конференции. Пенза: МЦНС Наука и Просвещение. 2018. С. 219-222.

Березовская В.А., Быкасова Л.В. Творчество А.Г. Шнитке как неразрывность временных модусов // Вестник Саратовского областного института развития образования. 2016. N 4. (8). С. 128-132.

Березовская В.А., Быкасова Л.В. Герменевтические смыслы музыкального образования // Педагогика искусства: сетевой электронный научный журнал. Педагогика искусства N 3. 2015. – URL: http:www.arteducation.ru/sites/default/files/journal.pdf –

Бонфельд М. Анализ музыкальных произведений. М. 2003.

Богданова А.В. О киномузыке Шнитке: художественные фильмы. Московский гос. ин-т музыки им. А.Г. Шнитке, Шнитке-центр. Москва: ОнтоПринт. 2015.

Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. Ростов-на-Дону: Издательство Ростовского педагогического университета, 2000.

Бордовская А.Н. Гуманитарные технологии в вузовской образовательной практике: теория и методология проектирования: учебное пособие. Санкт-Петербург: ООО Книжный Дом, 2007.

Быкасова Л.В. Современное художественное образование в Германии. Монография. – Ро-стов-на-Дону: РГУ, 2004. – 302 с.

Быкасова Л.В., Привалова О.И. Развитие художественной педагогики в России // Искусство и образование. 2010. № 1 (63). С. 9-12.

Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века. (В поисках практико-ориентированных образовательных концепций). М.: Изд-во Совершенство. 1998.

Гойови Д. Альфред Шнитке: встречи и переписка // Альфреду Шнитке посвящается: к 70-летию композитора. М.: Композитор. 2004. N 4. С. 66-93.

Грушина Е.Е. XX век в музыке как эпоха стилевого плюрализма // Педагогика искусства. 2014. N 2.

Давыдова А.А. Формирование навыков сценического воплощения художественного образа в профессиональной подготовке педагога-музыканта. Учебное пособие: для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлениям подготовки 44.03.01, 44.04.01, 44.06.01 «Педагогическое образование». Российский государственный социальный университет, Высшая школа музыки им. А. Г. Шнитке (институт). Москва: РГСУ. 2018.

Дорфман Л., Леонтьев Д., Петров В. Неклассический подход в эмпирических исследованиях искусства. М. 2002. С. 14–31; 68–79; 143–164.

Ермакова Г. Музыка в системе культуры // Искусство в системе культуры. Л.. 1987. С. 148-155.

Ивашкин А.В. Беседы с Альфредом Шнитке. М.: РИК Культура. 1994.

Каган М. С. Философия культуры. Санкт-Петербург. 1996.

Лосев А.Ф. Музыка как предмет логики. М. 1927. С. 156.

Митта А. О музыке Шнитке для кино // Альфреду Шнитке посвящается: Из собраний «Шнитке-центра». Вып. 2. – М.: МГИМ им. А.Г, Шнитке. 2001. С. 189.

Музыкальный энциклопедический словарь / Гл.ред. Г. В. Келдыш. М.: Советская энциклопедия. 1990.

Нейман М. История одного интервью (беседа с композитором) // Альфред Шнитке: Статьи, интервью, воспоминания о композиторе/ Автор-составитель А. Хржановский. М.: ARCADIA. 2014. – С. 372-373.

Способин И. Музыкальная форма. М. 2002.

Франтова Т.В., Фуксман М.А. Письма Альфреда Гарриевича Шнитке к Марии Владимировне Ожиговой. Воспоминания Марии Владимировны Ожиговой. Ростов н/Д. 2016.

Холопова В.Н. Феномен музыки. М.-Берлин: Директ-Медиа. 2014.

Холопова В.Н. Альфред Шнитке. М.: Советский композитор. 1990.

Холопова В.Н. Композитор Альфред Шнитке. Челябинск: Издательский дом Аркаим. 1990.

Холопова В., Чигарева Е. Альфред Шнитке. Очерк жизни и творчества. М.: Советсткий композитор. 1990.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.



Учредитель/Издатель 

Негосударственное образовательное частное учреждение дополнительного профессионального образования "Краснодарский многопрофильный институт дополнительного образования"

Сокращенное наименование контрагента, согласно Устава - НОЧУ ДПО «КМИДО»

Литвинов Александр Михайлович 

_______________________________________________________

Литвинов Кирилл Александрович - главный редактор

Игнатович Владлен Константинович - научный редактор

Редакция журнала «Педагогика: история, перспективы / Pedagogу: history, prospects» 

350080, Россия, Краснодарский край, г. Краснодар, мкр. Пашковский, ул. Заводская, 32
Тел/факс:8 861 203 51 61

Редакция журнала:
+7 905 471 31 94 (по вопросам публикации и сотрудничества)

Редакция журнала:
E-mail: dpo18@yandex.ru (по вопросам публикации и сотрудничества)

Свидетельство о регистрации:

Номер свидетельства ЭЛ № ФС 77 - 77671 от 29.01.2020

(ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ СВЯЗИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ)

e-ISSN: 2686-9969 (ONLINE)


Материалы, размещенные на сайте, охраняются Законом о защите авторских прав. Публикация любых материалов этого сайта запрещена без предварительного согласования с издательством. Авторские права на размещенные на сайте научные публикации принадлежат их авторам. 

+12