ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОГНИТИВНО– ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ ТЕРАПИИ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация
Материалы и методы: теоретический анализ научной литературы и моделирование процесса развития ответственности подростков, реализуемой ими в различных видах учебной деятельности.
Результаты и обсуждение. Проанализированы подходы к определению понятия личной ответственности как черты характера, личностного качества и образовательного результата. Выделены базовые структурные компоненты этого интегративного личностного качества. Охарактеризована общая идея использования методов когнитивно–поведенческой терапии в целях повышения эффективности формирования когнитивного компонента ответственности подростков в учебной деятельности. Описаны шаги этой деятельности.
Выводы и заключение. Когнитивно–поведенческая терапия может способствовать развитию личной ответственности не только у взрослого человека, но и у подростка, у которого она проявляется, прежде всего, в социальных отношениях, связанных с учебной деятельностью.
Ключевые слова
Полный текст:
PDFЛитература
Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. М.: Педа-гогика, 1989. 208 с.
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего об-щего образования (приказ Министерства образования и науки Россий-ской Федерации № 413 от 17.05. 2012 г.) URL: https://fgos.ru/fgos/fgos–soo/ (дата обращения 22.11.2023 г.).
Игнатович В.К. Образовательная самостоятельность старшеклассников: понятие, формирование, оценка: монография / В.К. Игнатович, П.Б. Бон-дарев, В.М. Гребенникова, С.С. Игнатович, В.Е. Курочкина; под науч. ред. В.К. Игнатовича. Краснодар: Просвещение–Юг, 2017. 168 с.
Абульханова–Славская К.А. Типология активности личности // Психоло-гический журнал. 1985. Т. 6. № 5. С. 3–18.
Чжан Ч. Применение виртуальной модели для лечения подростковой де-прессии с использованием терапии положительных эмоций и когнитив-но–поведенческой терапии // Обзор педагогических исследований. 2023. Т. 5. № 3. С. 64–71.
Lawlor C.E., Goodson Ja.T., Haeffel G.J. Cognitive behavioral therapy for depression: a primer // Clinical Psychology and Special Education. 2022. Т. 11. № 2. С. 97–107.
Patriarca G.C., Pettit J.W., Silverman W.K. Implementing cognitive–behavioral therapy in children and adolescents with anxiety disorders // Clin-ical Psychology and Special Education. 2022. Т. 11. № 2. С. 108–122.
Подолкина Е.А., Трошина А.Е., Кузьмина А.С., Лекерова А.А. Когнитив-но–поведенческая терапия одиночества и депрессии как средство сниже-ния социально–психологической дезадаптации подростков // Вестник психологии и педагогики Алтайского государственного университета. 2020. № 4. С. 84–94.
Сергевнин В.А. Эффективность программ когнитивно–поведенческой те-рапии (КПТ) для коррекции антисоциального поведения у несовершен-нолетних в США // Ученые записки. 2019. № 4 (32). С. 109–116.
Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. М.: Академия, 2003. 171 с.
Гречко Т.Н. Ответственность как важная черта личности // Интерактивное образование: электронная газета. 2014. Вып. 52. URL: http://io.nios.ru/articles2/1/10/otvetstvennost–kak–vazhnaya–cherta–lichnosti (дата обращения 01.02.2024 г.).
Прядеин В.П. Ответственность как системное качество личности: моно-графия. Екатеринбург : Урал.гос.пед.ун–т., 2001. 200 с.
Астемиров А.Ж. Ответственность как личностный результат образования по ФГОС в свете основных психологических концепций // Психологиче-ское сопровождение безопасности образовательной среды школы в условиях внедрения новых образовательных и профессиональных стан-дартов. С. 7–12.
Гревцева Г.Я. Воспитание ответственности подростков в процессе граж-данского образования // Вестник Южно–Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. 2015. Т. 7. № 3. С. 58–67.
Зинченко В.П. Психологические основы педагогики. (Психолого–педагогические основы построения системы развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова): учеб. пособие. М.: Гардарики, 2002. 431 с.
Прядеин В.П. Понятия ответственности, исполнительности, воли как объ-екты психолого–педагогического исследования // Научный диалог. 2012. № 1. С. 32 – 45.
Перевозный А.В. Ответственность как качество личности: сущность, формирование, значение // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия, психология, педагогика. 2021. Т. 21. Вып. 1. С. 101–105.
Некрасов А.С., Некрасова Н.А., Некрасов С.И., Жаворонкова И.А. Фило-софские идеи стоицизма – теоретическая основа современной когнитив-но–поведенческой терапии // Вестник Тверского государственного уни-верситета. Серия: Философия. 2021. № 1 (55). С. 59–67.
Семеняк И.В., Новаков А.В., Корж Е.М. Особенности использования ме-тода когнитивной реструктуризации в 12–шаговой программе // Мир психологии. 2022. № 3 (110). С. 105–119.
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.
Учредитель/Издатель
Негосударственное образовательное частное учреждение дополнительного профессионального образования "Краснодарский многопрофильный институт дополнительного образования"
Сокращенное наименование контрагента, согласно Устава - НОЧУ ДПО «КМИДО»
Литвинов Александр Михайлович
_______________________________________________________
Литвинов Кирилл Александрович - главный редактор
Игнатович Владлен Константинович - научный редактор
Редакция журнала «Педагогика: история, перспективы / Pedagogу: history, prospects»
350080, Россия, Краснодарский край, г. Краснодар, мкр. Пашковский, ул. Заводская, 32
Тел/факс:8 861 203 51 61
Редакция журнала:
+7 905 471 31 94 (по вопросам публикации и сотрудничества)
Редакция журнала:
E-mail: dpo18@yandex.ru (по вопросам публикации и сотрудничества)
Свидетельство о регистрации:
Номер свидетельства ЭЛ № ФС 77 - 77671 от 29.01.2020
(ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ СВЯЗИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ)
e-ISSN: 2686-9969 (ONLINE)
Материалы, размещенные на сайте, охраняются Законом о защите авторских прав. Публикация любых материалов этого сайта запрещена без предварительного согласования с издательством. Авторские права на размещенные на сайте научные публикации принадлежат их авторам. | +12 |