ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОГНИТИВНО– ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ ТЕРАПИИ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Алина Дмитриевна Бондарь, Светлана Сергеевна Игнатович

Аннотация


Введение. Статья посвящена проблеме выявления и научного обоснования эффективных средств развития активности подростков, проявляемой в учебной деятельности. Целью исследования выступает выявление возможностей использования когнитивно–поведенческой терапии как средства развития образовательной ответственности подростков. Гипотетически предполагается, что это средство может быть эффективным для развития когнитивного компонента личностного качества, лежащего в основе определения субъектом своего ценностно–смыслового отношения к проблеме обретения персональной ответственности в совместной деятельности с другими людьми.

Материалы и методы: теоретический анализ научной литературы и моделирование процесса развития ответственности подростков, реализуемой ими в различных видах учебной деятельности.

Результаты и обсуждение. Проанализированы подходы к определению понятия личной ответственности как черты характера, личностного качества и образовательного результата. Выделены базовые структурные компоненты этого интегративного личностного качества. Охарактеризована общая идея использования методов когнитивно–поведенческой терапии в целях повышения эффективности формирования когнитивного компонента ответственности подростков в учебной деятельности. Описаны шаги этой деятельности.

Выводы и заключение. Когнитивно–поведенческая терапия может способствовать развитию личной ответственности не только у взрослого человека, но и у подростка, у которого она проявляется, прежде всего, в социальных отношениях, связанных с учебной деятельностью.

 

 


Ключевые слова


подростки; личная ответственность, когнитивно–поведенческая терапия

Полный текст:

PDF

Литература


Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. М.: Педа-гогика, 1989. 208 с.

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего об-щего образования (приказ Министерства образования и науки Россий-ской Федерации № 413 от 17.05. 2012 г.) URL: https://fgos.ru/fgos/fgos–soo/ (дата обращения 22.11.2023 г.).

Игнатович В.К. Образовательная самостоятельность старшеклассников: понятие, формирование, оценка: монография / В.К. Игнатович, П.Б. Бон-дарев, В.М. Гребенникова, С.С. Игнатович, В.Е. Курочкина; под науч. ред. В.К. Игнатовича. Краснодар: Просвещение–Юг, 2017. 168 с.

Абульханова–Славская К.А. Типология активности личности // Психоло-гический журнал. 1985. Т. 6. № 5. С. 3–18.

Чжан Ч. Применение виртуальной модели для лечения подростковой де-прессии с использованием терапии положительных эмоций и когнитив-но–поведенческой терапии // Обзор педагогических исследований. 2023. Т. 5. № 3. С. 64–71.

Lawlor C.E., Goodson Ja.T., Haeffel G.J. Cognitive behavioral therapy for depression: a primer // Clinical Psychology and Special Education. 2022. Т. 11. № 2. С. 97–107.

Patriarca G.C., Pettit J.W., Silverman W.K. Implementing cognitive–behavioral therapy in children and adolescents with anxiety disorders // Clin-ical Psychology and Special Education. 2022. Т. 11. № 2. С. 108–122.

Подолкина Е.А., Трошина А.Е., Кузьмина А.С., Лекерова А.А. Когнитив-но–поведенческая терапия одиночества и депрессии как средство сниже-ния социально–психологической дезадаптации подростков // Вестник психологии и педагогики Алтайского государственного университета. 2020. № 4. С. 84–94.

Сергевнин В.А. Эффективность программ когнитивно–поведенческой те-рапии (КПТ) для коррекции антисоциального поведения у несовершен-нолетних в США // Ученые записки. 2019. № 4 (32). С. 109–116.

Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. М.: Академия, 2003. 171 с.

Гречко Т.Н. Ответственность как важная черта личности // Интерактивное образование: электронная газета. 2014. Вып. 52. URL: http://io.nios.ru/articles2/1/10/otvetstvennost–kak–vazhnaya–cherta–lichnosti (дата обращения 01.02.2024 г.).

Прядеин В.П. Ответственность как системное качество личности: моно-графия. Екатеринбург : Урал.гос.пед.ун–т., 2001. 200 с.

Астемиров А.Ж. Ответственность как личностный результат образования по ФГОС в свете основных психологических концепций // Психологиче-ское сопровождение безопасности образовательной среды школы в условиях внедрения новых образовательных и профессиональных стан-дартов. С. 7–12.

Гревцева Г.Я. Воспитание ответственности подростков в процессе граж-данского образования // Вестник Южно–Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. 2015. Т. 7. № 3. С. 58–67.

Зинченко В.П. Психологические основы педагогики. (Психолого–педагогические основы построения системы развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова): учеб. пособие. М.: Гардарики, 2002. 431 с.

Прядеин В.П. Понятия ответственности, исполнительности, воли как объ-екты психолого–педагогического исследования // Научный диалог. 2012. № 1. С. 32 – 45.

Перевозный А.В. Ответственность как качество личности: сущность, формирование, значение // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия, психология, педагогика. 2021. Т. 21. Вып. 1. С. 101–105.

Некрасов А.С., Некрасова Н.А., Некрасов С.И., Жаворонкова И.А. Фило-софские идеи стоицизма – теоретическая основа современной когнитив-но–поведенческой терапии // Вестник Тверского государственного уни-верситета. Серия: Философия. 2021. № 1 (55). С. 59–67.

Семеняк И.В., Новаков А.В., Корж Е.М. Особенности использования ме-тода когнитивной реструктуризации в 12–шаговой программе // Мир психологии. 2022. № 3 (110). С. 105–119.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.



Учредитель/Издатель 

Негосударственное образовательное частное учреждение дополнительного профессионального образования "Краснодарский многопрофильный институт дополнительного образования"

Сокращенное наименование контрагента, согласно Устава - НОЧУ ДПО «КМИДО»

Литвинов Александр Михайлович 

_______________________________________________________

Литвинов Кирилл Александрович - главный редактор

Игнатович Владлен Константинович - научный редактор

Редакция журнала «Педагогика: история, перспективы / Pedagogу: history, prospects» 

350080, Россия, Краснодарский край, г. Краснодар, мкр. Пашковский, ул. Заводская, 32
Тел/факс:8 861 203 51 61

Редакция журнала:
+7 905 471 31 94 (по вопросам публикации и сотрудничества)

Редакция журнала:
E-mail: dpo18@yandex.ru (по вопросам публикации и сотрудничества)

Свидетельство о регистрации:

Номер свидетельства ЭЛ № ФС 77 - 77671 от 29.01.2020

(ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ СВЯЗИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ)

e-ISSN: 2686-9969 (ONLINE)


Материалы, размещенные на сайте, охраняются Законом о защите авторских прав. Публикация любых материалов этого сайта запрещена без предварительного согласования с издательством. Авторские права на размещенные на сайте научные публикации принадлежат их авторам. 

+12