Гендерные особенности взаимосвязи акцентуаций характера и тревожности в старшем подростковом возрасте

Злата Викторовна Чеша, Владлен Константинович Игнатович

Аннотация


Статья посвящена проблеме гендерных особенностей взаимосвязи акцентуаций характера и тревожности в старшем подростковом возрасте. Цель исследования – выявить и обосновать гендерные особенности взаимосвязи акцентуаций характера и тревожности в старшем подростковом возрасте. Объект исследования: тревожность в старшем подростковом возрасте. Предмет исследования: гендерные особенности взаимосвязи акцентуаций характера и тревожности в старшем подростковом возрасте. Выявлено состояние проблемы гендерных особенностей взаимосвязи акцентуаций характера и тревожности в старшем подростковом возрасте в современной науке. Создана теоретическая модель взаимосвязи акцентуаций характера и тревожности в старшем подростковом возрасте. Выделены гендерные особенности взаимосвязи акцентуаций характера и тревожности в старшем подростковом возрасте. Дано эмпирическое обоснование выявленных гендерных особенностей взаимосвязи акцентуаций характера и тревожности в старшем подростковом возрасте. База исследования: МАОУ лицей № 90 (г. Краснодар). В исследовании приняли участие ученики девятых классов в количестве 141 человека, в возрасте 15–16 лет, из них 66 девочек и 75 мальчиков.

Обзор литературы: Проблемой тревожности занимались такие зарубежные ученые, как 3. Фрейд, К. Хорни, Ч.Д. Спилбергер, Р. Мэй, а также отечественные – А.М. Прихожан, Л.И. Божович, И.В. Дубровина и др. Работы К. Леонгарда, А.Е. Личко, В.С. Мерлина, А.Ф. Лазурского, И.В. Страхова и других ученых посвящены вопросам изучения акцентуаций характера. Проблема взаимосвязи акцентуаций характера и тревожности исследовалась В.Д. Рябовой, В.В. Гавриш, И.В. Гаркушой, А.Г. Сусловой, М.К. Семеновой и др.

Методы исследования: теоретический анализ, эмпирические: методика диагностики акцентуаций характера и темперамента личности (Г. Шмишек, К. Леонгард), методика «Шкала тревожности» (Р. Кондаш), методика «Маскулинность-фемининность» (С. Бем), статистические: с целью исследования нормальности распределения выборки применялся тест Колмогорова-Смирнова, для корреляционного анализа использовался коэффициент ранговой корреляции Спирмена.

Результаты. В ходе корреляционного анализа были установлены различные взаимосвязи между дистимической, эмотивной, циклотимичной, тревожной и экзальтированной акцентуациями характера и всеми видами тревожности у мальчиков и девочек с различными типами гендерной идентичности. У девочек с фемининным типом личности взаимосвязи выявлено не было.

Выводы и заключение. В ходе теоретического анализа были рассмотрены: понятия «акцентуации характера», «тревожность», «гендер», «гендерная идентичность», классификация акцентуаций характера и темперамента личности К. Леонгарда, типы гендерной идентичности (маскулинный, фемининный и андрогинный). В результате экспериментального исследования сделан вывод о том, что в зависимости от того, к какому гендеру относятся мальчики и девочки старшего подросткового возраста, взаимосвязь акцентуаций и тревожности будет различна.

 


Ключевые слова


тревожность, акцентуации характера, гендерные особенности, ген-дерная идентичность, гендер, взаимосвязь, старший подростковый возраст

Полный текст:

PDF

Литература


Литвинова Е.Н. Исследование гендерных особенностей проявления тревожности у подростков / Е.Н. Литвинова // Скиф. Вопросы студен-ческой науки. – 2018. – № 12 (28). – С. 77–80.

Леонгард К. Акцентуированные личности / К. Леонгард. – Москва: Эксмо, 2019. – 448 с. – ISBN 5-04-008782-9.

Взаимосвязь типа акцентуации характера и уровня тревожности / А.Е. Долобаева, Л.Н. Маркова // Гуманитарные научные исследования. – 2012. – № 6. – URL: https://human.snauka.ru/2012/06/1459. – ISSN 2225-3157.

Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – Санкт-Петербург: Питер, 2022. – 400 с. – ISBN 978-5-4461-1955-4.

Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / Э. Эриксон. – Москва: МПСИ, 2016. – 352 с. – ISBN 978-5-89349-860-7.

Тулебаева А.А. К вопросу о взаимосвязи акцентуации характера и уровня школьной тревожности у подростков / А.А. Тулебаева, И.В. Губайдулина, Ж.Е. Оспанова // Наука третьего тысячелетия: сборник статей Международной научно-практической конференции (г. Курган, 2016). – Уфа: АЭТЕРНА, 2016. – Ч. 3. – С. 137–140.

Гавриш В.В. Исследование взаимосвязи уровня тревожности и типа акцентуаций у студентов высших учебных заведений / В.В. Гавриш // Science Time. – 2019. – № 4 (64). – С. 42–46. – ISSN 2310-7006.

Золотухина Н.С. Сравнительная оценка уровня тревожности у школь-ников старшего подросткового возраста и студентов первого курса университета / Н.С. Золотухина, Е.В. Барсукова, О.Ю. Рымарь // Личность как объект психологического и педагогического воздействия: сборник статей Международной научно-практической конференции (г. Пермь, 2016). – Уфа: АЭТЕРНА, 2016. – Ч. 1. – С. 22–29.

Солынин Н.Э. Психологические причины тревожности в подростковом возрасте / Н.Э. Солынин, Е.П. Лебедева // Ярославский педагогический вестник. – 2016. – № 6. – С. 281–284.

Северин А.В. Проявления ситуативной и личностной тревожности у девочек и мальчиков подросткового возраста / А.В. Северин, Е.С. Киричик // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. – 2020. – № 4 (48). – С. 153–156. – ISSN 2542-0291.

Прихожан А.М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст / А.М. Прихожан. – Санкт-Петербург: Питер, 2018. – 280 с. – ISBN 978-5-469-01499-7.

Взаимосвязь уровня тревожности с выраженностью черт характера / М.К. Семенова // Human Progress. – 2018. – Т. 4. – № 6. – URL: http://progress-human.com/images/2018/Tom4_6/Semenova.pdf. – ISSN 2414-4916.

Рябова В.Д. Взаимосвязь уровня тревожности и акцентуаций личности у подростков / В.Д. Рябова // Психология психических состояний: сборник материалов XV Международной научно-практической конференции для студентов, магистрантов, аспирантов, молодых ученых и преподавателей вузов (г. Казань, 2021). – Казань: Издательство Казанского университета, 2021. – вып. 15. – С. 456–461.

Гаркуша И.В. Взаимосвязь уровней тревожности и акцентуаций характера подростков / И.В. Гаркуша // Инновационные технологии работы с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации: региональный опыт социальных преобразований: материалы Всероссийской научно-практической конференции (г. Балашов, 2016). – Саратов: Саратовский источник, 2016. – С. 67–70.

Суслова А.Г. Влияние уровня тревожности на проявление акцентуаций характера в подростковом и юношеском возрасте / А.Г. Суслова // Инициатива в науке как новая стратегия развития системы знаний: сборник научных трудов (г. Казань, 2019). – Казань: ООО «СитИвент», 2019. – С. 83–87.

Бубнова И.С. Особенности проявления тревожности у подростков-сирот с несформированным типом гендерной идентичности / И.С. Бубнова, В.И. Рерке // Казанский педагогический журнал. – 2016. – № 2. – С. 176–178.

Горбылева К.В. Влияние типов гендерной идентичности на психофизиологические параметры студентов / К.В. Горбылева, А.Г. Зарифьян, Е.М. Бебинов // Ульяновский медико-биологический журнал. – 2015. – № 2. – С. 80–83.

Семак А.С. Связь гендерной идентичности и уровня тревожности у студентов вуза / А.С. Семак // Психологическое знание в контексте со-временности: теория и практика: сборник статей по материалам VI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (г. Йошкар-Ола, 2016). – Йошкар-Ола: ООО ИПФ «СТРИНГ», 2016. – С. 144–149.

Александрова А.А. Факторы, влияющие на формирование гендерной идентичности старших подростков / А.А. Александрова // Сборник научных статей по итогам Международного научного фестиваля молодёжного проектирования (г. Орехово-Зуево, 2020). – Орехово-Зуево: Государственный гуманитарно-технологический университет, 2020. – С. 10–14.

Проскурякова Л.А. Сравнительный анализ акцентуаций характера с гендерной идентичностью у студентов / Л.А. Проскурякова, С.В. Полилов // Молодой ученый. – 2019. – № 44 (282). – С. 300–302.

Батаршев А.В. Темперамент и характер. Психологическая диагностика / А.В. Батаршев. – Москва: Владос-Пресс, 2016. – 336 с. – ISBN 9785305000566.

Мерлин В.С. Очерк теории темперамента / составитель Б.А. Вяткин. – Пермь: Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2018. – 462 с. – ISBN 978-5-85218-924-0.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – Москва: АСT, 2020. – 1640 с. – ISBN 978-5-17-114740-2.

Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание / С.Л. Рубинштейн. – Санкт-Петербург: Питер, 2017. – 288 с. – ISBN 978-5-496-02943-8.

Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков / А.Е. Личко. – Санкт-Петербург: Питер, 2020. – 304 с. – ISBN 978-5-4461-0925-8.

Ганнушкин П.Б. Клиника психопатий: их статика, динамика, систематика / П.Б. Ганнушкин. – Москва: Издательство Юрайт, 2023. – 166 с. – ISBN 978-5-534-11773-8.

Бадиев И.В. Типология акцентуаций характера у подростков / И.В. Бадиев // Вестник Бурятского государственного университета. Образование. Личность. Общество. – 2015. – № 5. – С. 60–65.

Герасимова А.И. Гендерные особенности образа-я при различных акцентуациях характера в подростковом возрасте / А.И. Герасимова // Молодежная наука на службе обществу: сборник статей II Международного научно-исследовательского конкурса (г. Петрозаводск, 2021). – Петрозаводск: МЦНП «Новая наука», 2021. – С. 148-153.

Хаирова Р.Р. Взаимосвязь типа акцентуации характера и профессиональной направленности у старших подростков / Р.Р. Хаирова, Р.Р. Газизова // Академическая публицистика. – 2017. – №5. – С. 127–130. – ISSN 2541-8076.

Фрейд З. Введение в психоанализ / З. Фрейд. – Москва: АСТ, 2021. – 544 с. – ISBN 978-5-17-092902-3.

Хорни К. Невротическая личность нашего времени / К. Хорни. – Москва: Канон-плюс, 2022. – 228 с. – ISBN 978-5-88373-721-2.

Мэй Р. Смысл тревоги / Р. Мэй. – Москва: Институт Общегуманит. Исслед., 2017. – 416 с. – ISBN 978-5-88230-272-5.

Тревога и тревожность: хрестоматия / составитель В.М. Астапов. – Москва: ПЕР СЭ, 2008. – 240 с. – ISBN 978-5-9292-0167-7.

Мещеряков Б.Г. Большой психологический словарь / Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. – Москва: АСТ, 2009. – 672 с. – ISBN 978-5-17-055693-9.

Колосок А.А. Тревожные расстройства в подростковом возрасте / А.А. Колосок, З.В. Чеша // Молодой исследователь: вызовы и перспективы. Сборник статей по материалам CCLXIX международной научно-практической конференции (г. Москва, 2021). – Москва: Интернаука, 2022. – Т. 27 (269). – С. 9–14.

Хотина Л.А. Психолого-педагогическая коррекция школьной тревожности младших подростков / Л.А. Хотина // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 10. – С. 146–150.

Шевкун А.В. Понятие школьная тревожность в России и за рубежом / А.В. Шевкун // Гуманитарный научный журнал. – 2017. – № 1. – С. 80–85.

Скрынникова Н.В. Личностная тревожность и ее проявление в младшем подростковом возрасте / Н.В. Скрынникова // Педагогика: история, перспективы. – 2021. – Т. 4. – № 1. – С. 134–142. – DOI 10.17748/2686-9969-2021-4-1-134-142.

Мищенко В.И. Изучение тревожности старшеклассников в период подготовки к итоговым экзаменам / В.И. Мищенко // Педагогика и психология образования. – 2020. – № 1 – С. 208–218. – DOI 10.31862/2500-297X-2020-1-208-218.

Щелкунова М.А. Проблема тревожности в старшем подростковом возрасте / М.А. Щелкунова // Научный электронный журнал «Академическая публицистика». – 2022. – № 12–2. – С. 629–631. – ISSN 2541-8076.

Хван А.А. Тревожность в подростковом и раннем юношеском возрасте / А.А. Хван, Ю.А. Зайцев. – Кемерово: КРИПКиПРО, 2018. – 109 с. – ISBN 5-7148-0265-9.

Чуясова Д.С. Особенности тревожности в подростковом возрасте / Д.С. Чуясова, В.В. Володин // Юный ученый. – 2021. – № 1 (42). – С. 58–59.

Петрова Е.Г. Личностные особенности подростков, входящих в «Группу риска» по возникновению наркотизации / Е.Г. Петрова // Вестник Таганрогского института имени А. П. Чехова. – 2016. – № 1. – С. 89–95.

Чеша З.В. Особенности поведения старшеклассников в стрессовой ситуации / З.В. Чеша // Молодой исследователь: вызовы и перспективы. Сборник статей по материалам CCLII Международной научно-практической конференции (г. Москва, 2022). – Москва: Интернаука, 2022. – Т. 10 (252). – С. 98–104.

Биологический энциклопедический словарь: сайт. – Москва: Сов. Энциклопедия, 1986. – URL: https://rus-bio-dict.slovaronline.com/?ysclid=lggupu2ode480316481.

Oжeгoв C.И. Toлкoвый cлoвapь pyccкoгo языкa: сайт / C.И. Oжeгoв, H.Ю. Швeдoвa. – Mосква, 2010. – URL: https://ozhegov.textologia.ru.

Майерс Д. Социальная психология / Д. Майерс. – Санкт-Петербург: Питер, 2019. – 800 с. –ISBN 978-5-4237-0138-3.

Цит. по: Воронова А.В. Гендерная психология: некоторые проблемы и перспективы / А.В. Воронова // Ярославский педагогический вестник. – 2018. – № 1. – С. 139–147.

Воропай Е.В. Маскулинность и фемининность в представлениях со-временной молодежи / Е.В. Воропай // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. – 2018. – Т. 7, № 6А. – С. 5–15.

Берн Ш. Гендерная психология: законы мужского и женского поведения / Ш. Берн. – Санкт-Петербург: Прайм-Еврознак, 2017. – 320 с. – ISBN 978-5-93878-520-5.

Клецина И.С. Практикум по гендерной психологии / И.С. Клецина. – Санкт-Петербург: Питер, 2003. – 480 с. – ISBN 5-318-00567-5.

Клецина И.С. Гендерные нормы как социально-психологический феномен / И.С. Клецина, Е.В. Иоффе. – Москва: Проспект, 2017. – 171 с. – ISBN 978-5-392-24903-9.

Воронцов Д.В. Гендерная психология общения / Д.В. Воронцов. – Ростов-на-Дону: Южный федеральный университет, 2008. – 207 с. – ISBN 978-5-9275-0449-7.

Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины / Е.П. Ильин. – Санкт-Петербург: Питер, 2012. – 544 с. – ISBN 5-318-00459-8.

Грошев И.В. Половые различия темпераментальных свойств личности / И.В. Грошев, Ю.А. Давыдова, Т.А. Загузова // Социально-экономические явления и процессы. – 2007. – № 4. – С. 23–31.

Кулакова Т.В. Гендерные особенности акцентуаций у студентов / Т.В. Кулакова // Актуальные проблемы современности: наука и общество. – 2019. – № 2. – С. 31–36. – ISSN 2308-8923.

Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. В 2 частях. Ч.1. Система работы психолога с детьми разного возраста: практическое пособие / Е.И. Рогов. – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издатель-ство Юрайт, 2023. – 412 с. – ISBN 978-5-534-04419-5.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.



Учредитель/Издатель 

Негосударственное образовательное частное учреждение дополнительного профессионального образования "Краснодарский многопрофильный институт дополнительного образования"

Сокращенное наименование контрагента, согласно Устава - НОЧУ ДПО «КМИДО»

Литвинов Александр Михайлович 

_______________________________________________________

Литвинов Кирилл Александрович - главный редактор

Игнатович Владлен Константинович - научный редактор

Редакция журнала «Педагогика: история, перспективы / Pedagogу: history, prospects» 

350080, Россия, Краснодарский край, г. Краснодар, мкр. Пашковский, ул. Заводская, 32
Тел/факс:8 861 203 51 61

Редакция журнала:
+7 905 471 31 94 (по вопросам публикации и сотрудничества)

Редакция журнала:
E-mail: dpo18@yandex.ru (по вопросам публикации и сотрудничества)

Свидетельство о регистрации:

Номер свидетельства ЭЛ № ФС 77 - 77671 от 29.01.2020

(ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ СВЯЗИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ)

e-ISSN: 2686-9969 (ONLINE)


Материалы, размещенные на сайте, охраняются Законом о защите авторских прав. Публикация любых материалов этого сайта запрещена без предварительного согласования с издательством. Авторские права на размещенные на сайте научные публикации принадлежат их авторам. 

+12