Влияние стрессогенных факторов на ментальную сферу футболистов.

Андрей Игоревич Мачнев

Аннотация


Введение. Ситуации, с которыми сталкиваются игроки в футбольной среде, постоянно меняются, необходима способность адаптироваться к этим изменениям. Футболисты подвергаются воздействию ряда специфических стрессоров, которые влияют на спортивные результаты во время спортивной карьеры. Восприятие спортсменом данной ситуации опосредует потенциальную стрессовую ценность ситуации и ее последовательную эмоциональную и поведенческую реакцию. Проанализированы стресс-факторы, негативно влияющие на футболистов и их источники. Обобщен опыт зарубежных специалистов в сфере спортивной психологии. Представлен современный взгляд на спортивные результаты. Отмечено, что в изучении источников стресса важную роль играют когнитивные медиаторы. Обоснован вывод, о когнитивной оценке как субъективной интерпретации стресс-фактора.

Методы: теоретического анализа и синтеза опыта зарубежных специалистов в области психологии и футбола. Тест Фрестера, М. Самульски и Д. Чагас, адаптированная версия инструмента, разработанного Тейпелем с целью оценки степени влияния каждой стрессовой ситуации (12 для вратарей и 10 для других позиций) на результаты спортсменов в соревнованиях.

Обзор литературы:    Г.Д. Горбунов, Е.С. Кищенко, Брандао, Дитер Тейпель, Жоао Пауло Медина, Селсо Рот.

Результаты. Анализ оценки влияния конкурентного стресса на продуктивность игроков показывает, что он улучшается при положительном влиянии болельщиков, предыдущем поражении перед соперником и фаворитом. С другой стороны, происходит снижение продуктивности, когда спортсмен терпит неудачу в играх в самом начале игры, имеет проблемы со сном, имеет конфликты с тренером, товарищами по команде или родственникам и чувствует себя физически слабым. Выводы. Футболистам необходимы три основных требования к совершенству в игре: талант, интенсивная тренировка и мышление. Спортсмен с надлежащей психологической подготовкой имеет больше шансов добиться хороших результатов. Хорошая работа команды или спортсмена всегда рождается из хорошего психологического состояния, способности оставаться сосредоточенным с первой и до последней минуты матча.


Ключевые слова


футбол, команда, стресс, стрессоры, спортсмен

Полный текст:

PDF

Литература


Brandão, M.R.F. Stress factors in professional soccer players. M.R. Brandao, J.P. Medina, W. Martinho. FIMS World Congress, Orlando, 1998, P. 34 – 37.

Samulski D.Andlise do stress nacompeti¢aoemjogadores de futebol de campo das categoriasinfantil e juvenil (15 – 18 anos). D. Samulski, M. Chagas. Revista Brasileira de Ciéncia e Movimento, 1992, n4. P. 12 – 18.

TuribioLeite de Barros. Ciencia do futebol. TuribioLeite de Barros, Helio de Almeida. Manole, Brasil, 2004. P. 203-220.

Bicalho C.C.F., & Costa, V.T. Burnout in elite athletes: A systematic review. Cuadernos de Psicologia del Deporte 18 (1), 2018. P. 89 –102.

Bauman N.J. The stigma of mental health in athletes: Are mental toughness and mental health seen as contradictory in elite sport? British Journal of Sports Medicine 50(3), 2016. P.135–136.

Brandão, M.R.F. Stressors in Indoor and Field Brazilian Soccer: Are They Perceived as a Distress or Eustress? Luis Felipe Polito, Vania Hernandes, Maria-na Correa, Ana Paula Mastrocola, Daniel Oliveira, Alessandra Oliveira, Larissa Moura,Marcelo Villas Boas Junior and Daniela Angelo. Frontiers in Psycholo-gy, 2021. P. 1 – 15.

Горбунов Г.Д. Психопедагогика спорта / Г.Д. Горбунов. // Советский спорт. – М., 2012. – 312 с.

Кищенко Е.С. Психологическое состояние футболиста перед играми // Социально-гуманитарное знание в эпоху дигитализации социума. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 30 ноября 2021 г. / Белгород, ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2021. – С. 115 – 118.

Горбунов Г.Д. Психология физической культуры и спорта / Г.Д. Горбунов, Е.Н. Гогунов. – Москва: Академия, 2014. – 267c.

Жумадилханов А.А. Тактическая подготовка футболистов U 14 – 15 // Педагогика: история, перспективы. 2022. – Т. 5. – № 3. – С. 13 – 25.– C.22.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.



Учредитель/Издатель 

Негосударственное образовательное частное учреждение дополнительного профессионального образования "Краснодарский многопрофильный институт дополнительного образования"

Сокращенное наименование контрагента, согласно Устава - НОЧУ ДПО «КМИДО»

Литвинов Александр Михайлович 

_______________________________________________________

Литвинов Кирилл Александрович - главный редактор

Игнатович Владлен Константинович - научный редактор

Редакция журнала «Педагогика: история, перспективы / Pedagogу: history, prospects» 

350080, Россия, Краснодарский край, г. Краснодар, мкр. Пашковский, ул. Заводская, 32
Тел/факс:8 861 203 51 61

Редакция журнала:
+7 905 471 31 94 (по вопросам публикации и сотрудничества)

Редакция журнала:
E-mail: dpo18@yandex.ru (по вопросам публикации и сотрудничества)

Свидетельство о регистрации:

Номер свидетельства ЭЛ № ФС 77 - 77671 от 29.01.2020

(ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ СВЯЗИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ)

e-ISSN: 2686-9969 (ONLINE)


Материалы, размещенные на сайте, охраняются Законом о защите авторских прав. Публикация любых материалов этого сайта запрещена без предварительного согласования с издательством. Авторские права на размещенные на сайте научные публикации принадлежат их авторам. 

+12