Особенности формирования критического мышления у подростков в образовательном процессе сельской школы

Анастасия Константиновна Власова, Светлана Сергеевна Игнатович 

Аннотация


Введение. В статье дано понятие критического мышления, особенности его формирования. Выявлены и обоснованы средства развития критического мышления у подростков в рамках образовательного процесса сельских школ. Показаны особенности развития их критического мышления. Осуществлен теоретический анализ психологической литературы.

Обзор литературы: Ж. Пиаже, Ж. Брунер, Л.С. Выготский, Р. Эннис, Э. Эриксон, Л.И. Божович, Дж. Дьюи.

Методы исследования: обобщение, сравнительный анализ, изучение литературы.

Результаты исследования можно использовать в качестве ориентира для дальнейших исследований в данной области. Предложены методические рекомендации для развития критического мышления в рамках образовательного процесса.

Установлено, что процесс развития критического мышления должен быть комплексным, затрагивающим не только детей, но и их родителей, вплетенным в образовательные программы как сельских, так городских школ (с учетом их специфик). Развивающим все компоненты критического мышления и обучающим навыкам работы с информацией.

Выводы. Выявлено противоречие: с одной стороны, в настоящее время крайне мало исследований критического мышления в российской науке. Существует проблема определения понятия «критическое мышление», а так же вопрос о способах его развития у детей и взрослых. С другой стороны, современная социальная обстановка требует высоких навыков критического мышления.

Авторами ставится вопрос: как вписать развитие критического мышления в образовательные программы школы, не нарушив принятые нормы ФГОС, создав условия для комплексного решения проблемы. Возможны различные подходы к решению проблемы – через развитие саморефлексии, посредством методов анализа информации, через привитие знания о существовании когнитивных искажений и путем создания условий для развития всех компонентов мышления.

Заключение Результаты данной работы можно использовать как ориентир для дальнейших исследований в данной области и основы создания методических рекомендаций.


Ключевые слова


критическое мышление, подростки, сельские школы, образовательный процесс

Полный текст:

PDF

Литература


Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.6. Научное наследство/Под ред. М. Г. Ярошевского. – М.: Педагогика, 1984.

Ennis R. H. Critical Thinking Assessment / Fasko D. Critical Thinking and Rea-soning: Current Research, Theory, and Practice. Hampton Press, 2003

Lоpez M.L., COVID-19 y Argumentum ad ignorantiam o «no todo vale» [COVID-19 and Argumentum ad ignorantiam or «not everything goes»]. Rev ClinEsp (Barc). 220(7):457. doi:10.1016/j.rce.2020.04.013, 2020.

Walton D. The Appeal to Ignorance, or Argumentum Ad Igno-rantiam.Argumentation. 13., 367-377. 10.1023/A: 1007780012323. – 1999.

Think Insights, "Availability Heuristic: How it affects our judgments?" [Элек-тронныйресурс]. – Режимдоступа: https://thinkinsights.net/strategy/availability-heuristic/ (датаобращения: 02.02.2022).

Tversky, A., &Kahneman, D. Judgement under uncertainty: Heuristics and biases (англ.) // Sciences: journal. 1974.

Johnson, David. Subjective Validation: 100 of the Most Important Fallacies in Western Philosophy. 10.1002/9781119165811.ch96, 2018.

Гюнтер А.С., Общественное восприятие телевизионного мнения о цензуре в Сингапуре, Международный журнал исследований общественного мнения, том 8, выпуск 3, –с. 248-265, 1996.

Перлофф Р.М. Исследование эффекта третьего лица 1983-1992: обзор и синтез, Международный журнал исследований общественного мнения, том 5, выпуск 2, – 1993.

Мадди С. Смыслообразование в процессах принятия решения // Психологи-ческий журнал, – 2005

Каменская В.Г. Возрастные и гендерные особенности системы психологи-ческих защит // Психологический журнал. 2005, № 4.

Головин С. Ю. Словарь практического психолога[Электронный ресурс] – режим доступа www.koob.ru.

Ковалев Н.Е., Матюхина М.В., Патрина К.Т. Введение в педагогику. М., –1975.

Некрасова Е.А. Психология совладающего поведения: материалы Между-народ. Науч. – практ. конф./отв. ред., – 2007.

Битяева М. Психолого-педагогическое сопровождение школьников на этапе перехода из начального в среднее звено // Управление школой. –№40, 2002.

Ищенко А. М., Эволюция российской сельской школы / А.М. Ищенко // Современные проблемы науки и образования. – 2012.

Заславская, А. А. Средства массовой информации и их влияние на психику человека истерия вокруг коронавируса / А. А. Заславская. Текст: непосред-ственный // Исследования молодых ученых: материалы XIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2020 г.). Казань: Молодой ученый, 2020. С. 65-68. URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/380/16010/ (дата обращения: 15.01.2022).

Заир-Бек С.И., Мерцалова Т.А., Анчиков К.М., Портрет российской сельской школы, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», выпуск №35, – 2020.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.



Учредитель/Издатель 

Негосударственное образовательное частное учреждение дополнительного профессионального образования "Краснодарский многопрофильный институт дополнительного образования"

Сокращенное наименование контрагента, согласно Устава - НОЧУ ДПО «КМИДО»

Литвинов Александр Михайлович 

_______________________________________________________

Литвинов Кирилл Александрович - главный редактор

Игнатович Владлен Константинович - научный редактор

Редакция журнала «Педагогика: история, перспективы / Pedagogу: history, prospects» 

350080, Россия, Краснодарский край, г. Краснодар, мкр. Пашковский, ул. Заводская, 32
Тел/факс:8 861 203 51 61

Редакция журнала:
+7 905 471 31 94 (по вопросам публикации и сотрудничества)

Редакция журнала:
E-mail: dpo18@yandex.ru (по вопросам публикации и сотрудничества)

Свидетельство о регистрации:

Номер свидетельства ЭЛ № ФС 77 - 77671 от 29.01.2020

(ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ СВЯЗИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ)

e-ISSN: 2686-9969 (ONLINE)


Материалы, размещенные на сайте, охраняются Законом о защите авторских прав. Публикация любых материалов этого сайта запрещена без предварительного согласования с издательством. Авторские права на размещенные на сайте научные публикации принадлежат их авторам. 

+12