Профессиональное самоопределение в старшем подростковом возрасте и его связь с социально-психологической адаптацией

Нина Валерьевна Скрынникова, Владлен Константинович Игнатович

Аннотация


Введение. Статья посвящена проблеме жизненного и профессионального самоопределения старших подростков как важнейшего новообразования личного самосознания. Актуальность данной проблемы связана с тем, что в эпоху стремительно меняющихся профессиональных тенденций эта проблема является достаточно актуальной для старших подростков, так как в определенной степени является стратегической и определяет направленность жизненной траектории личности. Цель – изучить связь профессионального самоопределения и социально-психологической адаптации в старшем подростковом возрасте.

Материалы и методы. Исследование выполнено методами анализа научной литературы и моделирования связи профессионального самоопределения и социально-психологической адаптации в старшем подростковом возрасте.

Результаты и обсуждение. Описаны аспекты социально-психологической адаптации в старшем подростковом возрасте, находящиеся в связи с жизнью подростка в обществе, предъявляющего к нему различные требования, в том числе в отношении профессионального самоопределения в старших классах средней школы.  Исследована связь процесса профессионального самоопределения и  социально-психологической адаптации в старшем подростковом возрасте.

Выводы и заключение. Интеграция процессов социализации  и индивидуализации в онтогенезе личностного развития приводит к формированию социально-психологической адаптации, которая становится фактором личностного и профессионального самоопределения в контексте поиска старшим подростком своих ценностей, смыслов, жизненных, в том числе, и профессиональных ориентиров.


Ключевые слова


старший подростковый возраст, самоопределение, профессиональное самоопределение, социально-психологическая адаптация, профессиональная готовность

Полный текст:

PDF

Литература


Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т., М.,1989.

Эриксон Э. Юность: кризис идентичности. М., 1996

Пряжникова Е.Ю. Профориентация: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Е.Ю. Пряжникова, Н.С. Пряжников. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 496с.

Выготский Л.С. Педология подростка // Собр. соч.: В 6 т., М., 1984.

Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избранные труды / под ред. Д.И. Фельдштейна. М.: МПСИ, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001., 352 с.

Эльконин Д.Б. Детская психология: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ред., сост. Б.Д. Эльконин., М.: Издательский центр «Академия», 2004., 384 с.

Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.А. Климов. – 5-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 304с.

Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избранные труды / под ред. Д.И. Фельдштейна. М.: МПСИ, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001., 352 с.

Кон И.С., Психология ранней юности: Кн. Для учителя., М.: Просвещение, 1989., 255 с.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т., М.,1989.

Абульханова К.А. Принцип субъекта в отечественной психологии // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2005. № 4. С. 3 – 21.

Завоеванная Н.С. Профессиональная готовность: краткая история, основные понятия и подходы к изучению // Наука. Мысль: электронный периодический журнал. 2014. №11.

Налчаджян А. А. Социально-психологическая адаптация личности. - Ере-ван: Инст. фил.и права АН СССР, 1988. -261с.

Профессиональная ориентация молодежи в современных социально-экономических условиях: состояние, проблемы, перспективы: материалы всероссийской научно-практической конференции / Под общ.ред. Е.Ю. Пряжниковой. – Славянск-на-Кубани: Издательский центр СГПИ, 2009. – 215 с.

Абрамов К.В. Особенности социально-психологической адаптации молодежи в трансформирующемся обществе: дис. канд. псих.наук: 19.00.05: за-щищена 18.01.011: М., 2011. — 207с.

Рокицкая, Ю.А. Психологический аспект проблемы адаптации студентов / Н.И. Гуслякова, И.П. Ордина, Ю.А. Рокицкая // Практическая психология в педагогических вузах: материалы всерос. науч.-практ. конф., Москва, 27–28 мая 2004 г. – Москва: МПГУ, 2004. – С. 52–54.

Исмагилова Р.Р., Азаматов Д.М., Гатиятуллин Р.Ф. Профессиональное самоопределение как механизм и условие адаптации учащейся молодежи в современном обществе // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 4.;

Волынская Л.Б Социокультурная и личностная адаптация человека на различных стадиях жизненного цикла [Электронный ресурс]: учеб. пособие / Л.Б. Волынская , 2-е изд., стер., М.: Флинта, 2017., 164 с.

Психология адаптации и социальная среда: современные подходы, проблемы, перспективы / Отв. ред. Л.Г. Дикая, А.Л. Журавлев. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН»,2007. – 624 с.

Дубровин Д. Н. Психологическая адаптация как фактор личностного самоопределения в старшем подростковом возрасте // Мир психологии. – 2007. – № 4. С. 65 – 76.

Марасанов Г.И. Социальная компетентность: психологические условия развития в юношеском возрасте: монография / Г.И. Марасанов, Н.А. Рототаева, М., 2003., 172 с.

Симаева И.Н. Психология адаптации субъекта к изменениям жизнедеятельности. Калининград, 2006.

Шарапова И.В., Игнатович В.К. Социально-педагогическая среда как пространство условий и образовательных возможностей подростка. Педагогика: история, перспективы. 2020. Том 3. № 1. С. 48-58. URL: https://dpo-journal.ru/index.php/pvsz/article/view/88

Петровский А.В. Проблема развития личности с позиций социальной психологии // Вопросы психологии. 1984. №4. С. 15 – 30.

Осницкий, А. К. Определение характеристик социальной адаптации / А.К. Осницкий // Психология и школа. - 2004. - N 1. - С. 43-56

Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки. Учебно-методическое пособие для психологов и педагогов. М.: Генезис, 2005. – 208 с.

Чернявская А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. - 96 с.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.



Учредитель/Издатель 

Негосударственное образовательное частное учреждение дополнительного профессионального образования "Краснодарский многопрофильный институт дополнительного образования"

Сокращенное наименование контрагента, согласно Устава - НОЧУ ДПО «КМИДО»

Литвинов Александр Михайлович 

_______________________________________________________

Литвинов Кирилл Александрович - главный редактор

Игнатович Владлен Константинович - научный редактор

Редакция журнала «Педагогика: история, перспективы / Pedagogу: history, prospects» 

350080, Россия, Краснодарский край, г. Краснодар, мкр. Пашковский, ул. Заводская, 32
Тел/факс:8 861 203 51 61

Редакция журнала:
+7 905 471 31 94 (по вопросам публикации и сотрудничества)

Редакция журнала:
E-mail: dpo18@yandex.ru (по вопросам публикации и сотрудничества)

Свидетельство о регистрации:

Номер свидетельства ЭЛ № ФС 77 - 77671 от 29.01.2020

(ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ СВЯЗИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ)

e-ISSN: 2686-9969 (ONLINE)


Материалы, размещенные на сайте, охраняются Законом о защите авторских прав. Публикация любых материалов этого сайта запрещена без предварительного согласования с издательством. Авторские права на размещенные на сайте научные публикации принадлежат их авторам. 

+12