Профессиональное самоопределение в старшем подростковом возрасте и его связь с социально-психологической адаптацией
Аннотация
Введение. Статья посвящена проблеме жизненного и профессионального самоопределения старших подростков как важнейшего новообразования личного самосознания. Актуальность данной проблемы связана с тем, что в эпоху стремительно меняющихся профессиональных тенденций эта проблема является достаточно актуальной для старших подростков, так как в определенной степени является стратегической и определяет направленность жизненной траектории личности. Цель – изучить связь профессионального самоопределения и социально-психологической адаптации в старшем подростковом возрасте.
Материалы и методы. Исследование выполнено методами анализа научной литературы и моделирования связи профессионального самоопределения и социально-психологической адаптации в старшем подростковом возрасте.
Результаты и обсуждение. Описаны аспекты социально-психологической адаптации в старшем подростковом возрасте, находящиеся в связи с жизнью подростка в обществе, предъявляющего к нему различные требования, в том числе в отношении профессионального самоопределения в старших классах средней школы. Исследована связь процесса профессионального самоопределения и социально-психологической адаптации в старшем подростковом возрасте.
Выводы и заключение. Интеграция процессов социализации и индивидуализации в онтогенезе личностного развития приводит к формированию социально-психологической адаптации, которая становится фактором личностного и профессионального самоопределения в контексте поиска старшим подростком своих ценностей, смыслов, жизненных, в том числе, и профессиональных ориентиров.
Ключевые слова
Полный текст:
PDFЛитература
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т., М.,1989.
Эриксон Э. Юность: кризис идентичности. М., 1996
Пряжникова Е.Ю. Профориентация: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Е.Ю. Пряжникова, Н.С. Пряжников. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 496с.
Выготский Л.С. Педология подростка // Собр. соч.: В 6 т., М., 1984.
Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избранные труды / под ред. Д.И. Фельдштейна. М.: МПСИ, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001., 352 с.
Эльконин Д.Б. Детская психология: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ред., сост. Б.Д. Эльконин., М.: Издательский центр «Академия», 2004., 384 с.
Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.А. Климов. – 5-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 304с.
Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избранные труды / под ред. Д.И. Фельдштейна. М.: МПСИ, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001., 352 с.
Кон И.С., Психология ранней юности: Кн. Для учителя., М.: Просвещение, 1989., 255 с.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т., М.,1989.
Абульханова К.А. Принцип субъекта в отечественной психологии // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2005. № 4. С. 3 – 21.
Завоеванная Н.С. Профессиональная готовность: краткая история, основные понятия и подходы к изучению // Наука. Мысль: электронный периодический журнал. 2014. №11.
Налчаджян А. А. Социально-психологическая адаптация личности. - Ере-ван: Инст. фил.и права АН СССР, 1988. -261с.
Профессиональная ориентация молодежи в современных социально-экономических условиях: состояние, проблемы, перспективы: материалы всероссийской научно-практической конференции / Под общ.ред. Е.Ю. Пряжниковой. – Славянск-на-Кубани: Издательский центр СГПИ, 2009. – 215 с.
Абрамов К.В. Особенности социально-психологической адаптации молодежи в трансформирующемся обществе: дис. канд. псих.наук: 19.00.05: за-щищена 18.01.011: М., 2011. — 207с.
Рокицкая, Ю.А. Психологический аспект проблемы адаптации студентов / Н.И. Гуслякова, И.П. Ордина, Ю.А. Рокицкая // Практическая психология в педагогических вузах: материалы всерос. науч.-практ. конф., Москва, 27–28 мая 2004 г. – Москва: МПГУ, 2004. – С. 52–54.
Исмагилова Р.Р., Азаматов Д.М., Гатиятуллин Р.Ф. Профессиональное самоопределение как механизм и условие адаптации учащейся молодежи в современном обществе // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 4.;
Волынская Л.Б Социокультурная и личностная адаптация человека на различных стадиях жизненного цикла [Электронный ресурс]: учеб. пособие / Л.Б. Волынская , 2-е изд., стер., М.: Флинта, 2017., 164 с.
Психология адаптации и социальная среда: современные подходы, проблемы, перспективы / Отв. ред. Л.Г. Дикая, А.Л. Журавлев. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН»,2007. – 624 с.
Дубровин Д. Н. Психологическая адаптация как фактор личностного самоопределения в старшем подростковом возрасте // Мир психологии. – 2007. – № 4. С. 65 – 76.
Марасанов Г.И. Социальная компетентность: психологические условия развития в юношеском возрасте: монография / Г.И. Марасанов, Н.А. Рототаева, М., 2003., 172 с.
Симаева И.Н. Психология адаптации субъекта к изменениям жизнедеятельности. Калининград, 2006.
Шарапова И.В., Игнатович В.К. Социально-педагогическая среда как пространство условий и образовательных возможностей подростка. Педагогика: история, перспективы. 2020. Том 3. № 1. С. 48-58. URL: https://dpo-journal.ru/index.php/pvsz/article/view/88
Петровский А.В. Проблема развития личности с позиций социальной психологии // Вопросы психологии. 1984. №4. С. 15 – 30.
Осницкий, А. К. Определение характеристик социальной адаптации / А.К. Осницкий // Психология и школа. - 2004. - N 1. - С. 43-56
Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки. Учебно-методическое пособие для психологов и педагогов. М.: Генезис, 2005. – 208 с.
Чернявская А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. - 96 с.
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.
Учредитель/Издатель
Негосударственное образовательное частное учреждение дополнительного профессионального образования "Краснодарский многопрофильный институт дополнительного образования"
Сокращенное наименование контрагента, согласно Устава - НОЧУ ДПО «КМИДО»
_______________________________________________________
Литвинов Кирилл Александрович - главный редактор
Игнатович Владлен Константинович - научный редактор
Редакция журнала «Педагогика: история, перспективы (Pedagogу: history, prospects)»
350080, Россия, Краснодарский край, г. Краснодар, ул. Трамвайная, 2/6, 1-й этаж, офис №3
Тел/факс:8 861 203 51 61
+7 905 471 31 94 (по вопросам публикации и сотрудничества)
E-mail: dpo18@yandex.ru (по вопросам публикации и сотрудничества)