Совместная досуговая деятельность детей и родителей как форма образовательного стартапа семьи

Вероника Михайловна Гребенникова, Владлен Константинович Игнатович, Светлана Сергеевна Игнатович, Валентина Евгеньевна Курочкина

Аннотация


Статья посвящена проблеме обоснования образовательного досуга семьи как формы ее образовательного стартапа. Ее актуальность обусловлена, с одной стороны, возрастанием роли семьи в проектировании индивидуальной образовательной траектории ребенка, где одной из ее важнейших функций становится обеспечение образовательного стартапа, с другой стороны, недостаточным уровнем обоснованности в современной науке методов, средств и ресурсов для осуществления данной функции. В настоящей статье в качестве такового ресурса обоснован семейный образовательный досуг, в процессе которого может успешно моделироваться «полный цикл образования», выводящий субъекта в новые пределы его личностного развития. Рассмотрены подходы к пониманию сущности образовательного стартапа и определению гуманитарного смысла данного понятия. Проанализированы формы семейного досуга, реализуемые в целях обогащения социального опыта ребенка. Образовательный стартапсемьи проинтерпретирован как проект, реализуемый в сфере совместной досуговой деятельности детей и родителей, результатомчего становится выход семьи как целостного субъекта образования в зону ее ближайшего развития. Описаны базовые характеристики образовательногостартапа семьи, среди которых центральной выступает направленность совместной деятельности детей и родителей на творческое освоение разнообразных социокультурных практик. Даны описания таких практик, охарактеризованы требования к их организации.

Ключевые слова


образовательный стартап семьи, образовательный досуг, социокультурная практика, совместная творческая деятельность детей и родителей

Полный текст:

PDF

Литература


Гребенникова В.М., Бондарев П.Б., Игнатович В.К., Игнатович С.С. Семья как субъект проектирования индивидуальной образовательной траектории ребенка: аспект инклюзии // Историческая и социально-образовательная мысль. 2019. Том. 11. №6–1. С. 22–31. URL: https://hist-edu.ru/index.php/hist/article/view/3505

Соловейчик С.Л. Педагогика для всех. М.: ACT, 2018. 384 с.

Игнатович В.К., Игнатович С.С., Гребенникова В.М., Бондарев П.Б. Проектирование индивидуального образовательного маршрута: проблема готовности субъекта: монография / под науч. ред. В.К. Игнатовича. М.: Ритм, 2015. 144 с.

Пашковская М.В. Перспективы развития стартапов в высшем образовании // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2020. Т. 9. № 1(30). С. 261–263.

Бланк С., Дорф Б. Стартап: настольная книга основателя / пер. с англ. М.: Альпина Паблишер, 2013. 616 с.

Рис Э. Бизнес с нуля. Метод LeanStartup для быстрого тестирования идей и выбора бизнес-модели. М.: Альпина Паблишер, 2014. 256 с.

Юрченко А.В. Образовательный стартап: от факультатива до формирования базовой концепции // Педагогика и просвещение. 2014. № 1. С. 30–45.

Михайлова С.В., Нестерова Д.А. Стартап как инновационный вектор развития образовательной системы // Теоретические и практические предпосылки подготовки полилингвальных специалистов в вузе : материалы III Международного научно-практического онлайн-семинара (вебинара), 31 марта 2017 г. Могилев : МГУ имени А.А. Кулешова, 2017. С. 6–8.

Романов С. 10 наиболее перспективных образовательных стартапов. [Электронный ресурс]. URL: https://vc.ru/services/151620-10-naibolee-perspektivnyh-obrazovatelnyh-startapov (дата обращения 06.08.2021 г).

Асмолов А.Г., Кудрявцев В.Т. Л.С. Выготский: непройденные зоны // Образование и личность: разнообразие зон развития. К 120-летию Л.С. Выготского: сборник материалов Международной научно-практической конференции. М., 2017. С.18–25.

Болотова М.И. Событийная общность семьи и учреждения дополнительного образования детей: актуальность, сущность, осмысление проектирования // Педагогика: семья – школа – общество. Кн. 11. Воронеж, 2007. С. 367–375.

Волжина О.И. Семья как социокультурная ценность: дисс. … д-р.соц. наук: 22.00.04 Социальная структура, социальные институты и процессы. М., 2002.

Музей как пространство образования: игра, диалог, культура участия / Отв. ред. А. Щербакова. Сост. Н. Копелянская. М., 2012. 176 с.

Грибкова Г.И., Умеркаева С.Ш. Организация семейного досуга в условиях культурно-образовательной деятельности музея // Наука, технологии и инновации в современном мире. 2015. № 1 (2). С. 15–23.

Авлас Е.А. Особенности организации семейных досугов с использованием музыки в дошкольной образовательной организации // Современная наука: актуальные вопросы, достижения и инновации: сборник статей XX Международной научно-практической конференции. Пенза, 2021. С. 159–161.

Богданова С.В., Ефимова С.В. Организация семейного досуга как одно из условий развития физической подготовленности детей дошкольного возраста // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2015. № 2 (120). С. 19–23.

Ажиев А.В., Гадаборшева З.И. Организации детского досуга как средства развития познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста в семье // WschodnioeuropejskieCzasopismoNaukowe. 2018. № 2-4 (30). С. 7–11.

Изевлина И.В. Интерактивные игры как средство формирования досуга современной семьи // Наука и технологии: актуальные вопросы, достижения, инновации: сб. докладов и материалов III Национальной научно-практической конференции. М., 2019. С. 124–130.

Стрижкова Т.А., Медведь Э.И. Воспитание культуры средствами семейного досуга в условиях учреждения образования // Современная индустрия досуга: векторы модернизации: материалы межвузовской научно-практической конференции. 2019. С. 154–159.

Гультяев И.И. Досуговые интересы современной семьи: социально-культурные аспекты развития // Материалы всероссийской научно-практической конференции (23 – 24 ноября 2005 г.): сб. науч. статей. Тамбов, 2005. С. 168–174.

Данилова А.И. Популяризация образования: структура и содержание понятия // Научное мнение. 2019. № 6. С. 41–45.

Воронин А.А. Теоретические основы организации культурно-образовательной среды досуга молодежи // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2011. № 7. С. 84–90.

Игнатович В.К., Игнатович С.С. Проектирование индивидуальных образовательных результатов учащихся: возрастной аспект // Психолого-педагогический поиск: научно-методический журнал. 2019. № 3(51). С. 128–143.

Мид М. Культура и мир детства / пер. с англ. М.: Наука, 1988. 429 с.

Кудрявцев В.Т., Хорчева М.И. Воображение, социальная ситуация развития и школьная готовность // Детский сад: теория и практика. 2017. № 5.С. 18–37.

Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. М.: Ин-т практической психологии, 1996. 392 с.

Игнатович В.К., Алехина О.М., Василевская А.О. О роли подвижных игр в психическом развитии подростков // Педагогика: история, перспективы. 2021. Том 4. № 3. С. 115–123. URL: https://dpo-journal.ru/index.php/pvsz/article/view/193

Цукерман Г.А. Взаимодействие ребенка и взрослого, творящее зону ближайшего развития // Культурно-историческая психология. 2006. № 4. С. 61–73.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.



Учредитель/Издатель 

Негосударственное образовательное частное учреждение дополнительного профессионального образования "Краснодарский многопрофильный институт дополнительного образования"

Сокращенное наименование контрагента, согласно Устава - НОЧУ ДПО «КМИДО»

Литвинов Александр Михайлович 

_______________________________________________________

Литвинов Кирилл Александрович - главный редактор

Игнатович Владлен Константинович - научный редактор

Редакция журнала «Педагогика: история, перспективы / Pedagogу: history, prospects» 

350080, Россия, Краснодарский край, г. Краснодар, мкр. Пашковский, ул. Заводская, 32
Тел/факс:8 861 203 51 61

Редакция журнала:
+7 905 471 31 94 (по вопросам публикации и сотрудничества)

Редакция журнала:
E-mail: dpo18@yandex.ru (по вопросам публикации и сотрудничества)

Свидетельство о регистрации:

Номер свидетельства ЭЛ № ФС 77 - 77671 от 29.01.2020

(ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ СВЯЗИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ)

e-ISSN: 2686-9969 (ONLINE)


Материалы, размещенные на сайте, охраняются Законом о защите авторских прав. Публикация любых материалов этого сайта запрещена без предварительного согласования с издательством. Авторские права на размещенные на сайте научные публикации принадлежат их авторам. 

+12