Моделирование локального образовательного пространства профессионального самоопределения старшеклассников в общеобразовательной школе
Аннотация
Статья посвящена проблеме выявления и создания психологических и педагогических условий, обеспечивающих эффективность процесса профессионального самоопределения учащихся современных общеобразовательных школ. Цель статьи – обосновать недостаточность психолого-педагогических условий и стратегий профориентации в современной массовой школе и обосновать собственный подход к решению данной проблемы. Исследование проводилось методами анализа научной литературы, изучения педагогического опыта и имитационного моделирования. Предпринят анализ существующих моделей профориентации в общеобразовательных школах. Сделан вывод о том, что в них преобладают традиционные информационная и психодиагностическая стратегии профориентации, не обеспечивающих эффективности профессионального самоопределения учащихся в современном динамичном мире профессий. Обосновано, что главным противоречием выступает ориентация этих стратегий на выбор конкретных профессий, в то время как в современном мире наиболее востребованы надпрофессиональные, универсальные навыки и компетенции. Предложена авторская модель неформальной образовательной среды общеобразовательной школы, в условиях которой учащимися могут совершаться совместные продуктивные профессионально ориентированные пробы. Показано, что совершение этих проб выступает необходимым условием эффективности профессионального самоопределения в современном мире. Охарактеризованы функциональные компоненты и этапы реализации предложенной модели.
Ключевые слова
Полный текст:
PDFЛитература
Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2002. 510 с.
Василькова И.В. Профориентация старшеклассников в России и зарубежных странах // Дальний Восток: наука, образование. XXI век: материалы международной научно-практической конференции : В 2 томах / науч. ред. А. А. Шумейко. Комсомольск-на-Амуре, 2003. С. 113-116.
Бауман З. Индивидуализированное общество / пер. с англ. под ред. В.Л. Ино-земцева. М.: Логос, 2002. 390 с.
Попов А.А. Летний образовательный отдых детей в рамках компетентностного подхода: методическое пособие / Попов А.А., Глухов П.П., Луппа Г.М., Попова О.А. М.: ЛЕНАНД, 2016, 192 с.
Кыштымова Т.В., Блясова И.Ю., Максимовских А.Г. Сущность и специфика организации профориентации старшеклассников средствами культурно-досуговой деятельности // Символ науки: международный научный журнал. 2015. № 10-1. С. 171–174. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24392734
Мамбеталина А. С. Дополнительное образование как важнейшая подсистема непрерывного образования // Педагогика: вчера, сегодня, завтра. 2018. Том. 1. No 2 с. 35 – 38. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=38233784
Будаева Э.В. Проблемы самоопределения личности старшеклассника в про-цессе профориентационной работы // Вестник Бурятского государственного университета. 2015. № 1. С. 102–104. https://elibrary.ru/item.asp?id=23088550
Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого досто-инства: учеб.пособие. М.: Академия, 2003. 480 с.
Холланд Д. Опросник профессиональных предпочтений [Электронный ресурс] // azps.ru А. Я. Психология. URL:http://azps.ru/tests/2/pfint.html (дата обращения 16.05.2021 г.
Овсянникова С. К. Организация профориентационной работы в школе: Методическое пособие. Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2013. 362 с.
Джиоев С.Х. Профориентация как форма содействия трудовой занятости: не-которые вопросы теории правового регулирования // Государство и право. 2005. № 11. С.39–46.
Фахрутдинов А. Закат профессий (интервью с экспертом А. Левенчуком) // eRazvitie.org [электронный ресурс] http://erazvitie.org/article/zakat_professij (дата обращения 01.06.2021 г.).
D. Super. A life-span, life-space approach to career development // Journal of Vocational Behavior. 1980,13, 382–398.
Судаков Д. Атлас новых профессий: перезагрузка профориентации. [Элек-тронный ресурс] https://tiei.ru/wp-content/uploads/Atlas-novyih-professiy.pdf (дата обращения 04.06 2021 г.).
Эльконин Б.Д. Педагогика развития: пробное действие как основа образования: доклад на IX конференции «Педагогика развития (Красноярск, 2002) [сайт]. URL: http://www.experiment.lv/rus/biblio/vestnik_11/v11_elkonin.htm (дата обращения 25.01.2021).
Гребенникова В.М., Игнатович В.К., Игнатович С.С. Принцип событийности в организации социокультурных практик учащихся как проектных единиц их индивидуальных образовательных маршрутов // Историческая и социально-образовательная мысль. 2015. Т. 7. № 5-1. С. 207–213. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24086322
Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996. 544 с.
Кузьмина Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения профтехучилища. М.: Педагогика, 1989. 264 с.
Поляков С.Д., Ясницкая В.Р., Зимин С.Э. Цели современного воспитания. Личностно-ориентированное коллективное творческое дело. Серия Воспитание-96. Вып.1. Ульяновск: ИПК ПРО, 1996. 28 с.
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.
Учредитель/Издатель
Негосударственное образовательное частное учреждение дополнительного профессионального образования "Краснодарский многопрофильный институт дополнительного образования"
Сокращенное наименование контрагента, согласно Устава - НОЧУ ДПО «КМИДО»
_______________________________________________________
Литвинов Кирилл Александрович - главный редактор
Игнатович Владлен Константинович - научный редактор
Редакция журнала «Педагогика: история, перспективы / Pedagogу: history, prospects»
350080, Россия, Краснодарский край, г. Краснодар, мкр. Пашковский, ул. Заводская, 32
Тел/факс:8 861 203 51 61
Редакция журнала:
+7 905 471 31 94 (по вопросам публикации и сотрудничества)
Редакция журнала:
E-mail: dpo18@yandex.ru (по вопросам публикации и сотрудничества)
Свидетельство о регистрации:
Номер свидетельства ЭЛ № ФС 77 - 77671 от 29.01.2020
(ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ СВЯЗИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ)
e-ISSN: 2686-9969 (ONLINE)
Материалы, размещенные на сайте, охраняются Законом о защите авторских прав. Публикация любых материалов этого сайта запрещена без предварительного согласования с издательством. Авторские права на размещенные на сайте научные публикации принадлежат их авторам. | +12 |