Психическая устойчивость военнослужащих: понятийно–терминологический анализ, формы проявления и их характеристики.

Ольга Рудольфовна Карабанова

Аннотация


В статье рассматривается проблема психической устойчивости (неустойчивости) военнослужащих. Обосновывается актуальность названной проблемы, связанной с нестабильностью развития нашего общества, политическими, финансово–экономическими трудностями, пандемией, сложностями в личных и межличностных взаимоотношениях в семье, школьных, студенческих, трудовых коллективах, воинских подразделениях.Проводится терминологический анализ понятия «психическая устойчивость» и его антипода «неустойчивость» в зарубежной, отечественной науке, а также применительно к военной психологии. Автор рассматривает данный феномен в различных аспектах – от традиционной точки зрения на понятие эмоциональной (психической) устойчивости, обусловленной личностными особенностями и с позиции рассмотрения физиологической составляющей психической устойчивости, связанной со свойствами нервной системы. В статье также представлена и авторская позиция данного понятия, основанная на интеграции врожденных и приобретенных личностных качеств, мобилизационных ресурсов и резервных психофизиологических возможностей организма, которые обеспечивают человеку жизнедеятельность в неблагоприятных условиях профессиональной среды. В данной статье раскрываются основные формы нервно–психической неустойчивости военнослужащих с примерами их характерных признаков, а также представлены психологические и социальные факторы, обуславливающие это явление. В заключение обозначена значимость понятийно–терминологического анализа для практической деятельности педагогов, психологов, командиров и других должностных лиц, осуществляющих сопровождение учебно–боевой деятельности.

 


Ключевые слова


жизнестойкость, эмоциональная устойчивость, психическая устойчивость, нервно–психическая неустойчивость, среда, адаптационный потенциал

Полный текст:

PDF

Литература


Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И. Жизнестойкость как составляющая лич–ностного потенциала /Личностный потенциал: структура и диагностика. М.: Смысл, 2011. 680 с.

Божович Л.И. Устойчивость личности, процесс и условия её формирова–ния// Материалы XVIII Международного психологического конгресса. Сим-позиум 35: Формирование личности в коллективе. М., 1966. С. 101–111.

Варваров В.В. Об оценке психологической устойчивости // Военный вест-ник. 1982. №1. С. 52–57.

Корчемный П.А., Елисеев А.П. Психологическая устойчивость в чрезвы–чайных ситуациях. Курс лекций в 3–х частях. Новогорск: Академия граж-дан–ской защиты, 2000. 167 с.

Чудновский В.Э. Нравственная устойчивость личности. М.: Педагогика, 1981. 208 с.

Крамаренко Г.И., Рудой И.С. Нервно–психическая неустойчивость у воен–нослужащих срочной службы. Л.: ВмедА., 1984. 26 с.

Баранов Ю.А. Нервно–психическая неустойчивость и методы выявления у призывников // Актуальные вопросы ППО и рациональное распределение призывников в военных комиссариатах. М.: МО СССР, 1988. С.123–141.

Психическая напряженность в трудовой деятельности: Сб. науч. тр. / АН СССР, Ин–т психологии; [Отв. ред. Л. Г. Дикая, А. Н. Занковский]. М.: ИПАН, 1989. 300 с.

Спивак Л.И. Раннее выявление военнослужащих с нервно–психическими расстройствами. Методическое пособие. М.: Воениздат, 1984. С. 41 – 44.

Маклаков А.Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях // Психологический журнал. М., 2001. Т. 22. № 1. С. 16–24.

Берг Т.Н. Нервно–психическая неустойчивость и способы ее выявления. Владивосток: Мор. гос. ун–т, 2005. 63 с.

Сенокосов Ж. Г. Молодые воины: трудности адаптации // А педагогом быть обязан. М., 1990/ С. 63–68.

Александровский Ю.А. Состояния психической дезадаптации и их ком–пенсация: (Пограничные нервно–психические расстройства). – М., 1976. 272 с.

Методики военного профессионального психологического отбора / под ред. Лазуткина В. И., Зацарного Н. Н., Зараковского Г.М. – М.: МО РФ 178 Науч–но–практический центр Генерального штаба, 1999. 535 с.

Караяни А.Г., Сыромятников И.В. Прикладная военная психология. СПб.: Питер, 2006. 480 с.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.



Учредитель/Издатель 

Негосударственное образовательное частное учреждение дополнительного профессионального образования "Краснодарский многопрофильный институт дополнительного образования"

Сокращенное наименование контрагента, согласно Устава - НОЧУ ДПО «КМИДО»

Литвинов Александр Михайлович 

_______________________________________________________

Литвинов Кирилл Александрович - главный редактор

Игнатович Владлен Константинович - научный редактор

Редакция журнала «Педагогика: история, перспективы / Pedagogу: history, prospects» 

350080, Россия, Краснодарский край, г. Краснодар, мкр. Пашковский, ул. Заводская, 32
Тел/факс:8 861 203 51 61

Редакция журнала:
+7 905 471 31 94 (по вопросам публикации и сотрудничества)

Редакция журнала:
E-mail: dpo18@yandex.ru (по вопросам публикации и сотрудничества)

Свидетельство о регистрации:

Номер свидетельства ЭЛ № ФС 77 - 77671 от 29.01.2020

(ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ СВЯЗИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ)

e-ISSN: 2686-9969 (ONLINE)


Материалы, размещенные на сайте, охраняются Законом о защите авторских прав. Публикация любых материалов этого сайта запрещена без предварительного согласования с издательством. Авторские права на размещенные на сайте научные публикации принадлежат их авторам. 

+12