К вопросу о социализации подростков в семье
Аннотация
В работе предпринята попытка дать ответ на проблемный вопрос:
как выявить педагогические возможности оптимизации процесса семейного вос-
питания на основе выстраивания системы субъект-субъектных взаимодействий
педагогов и родителей подростков. Статья посвящена изучению отдельного ас-
пекта проблемы. Поставлена задача обосновать характер влияния семейного вос-
питания на социализацию подростков в связи с типичными ошибками, допускае-
мыми родителями. Показаны шаги по достижению цели. Выявлены основные ха-
рактеристики и показатели эффективности воспитательных влияний родителей
на процесс социализации детей подросткового возраста. Предпринят анализ су-
ществующих педагогических и психологических оснований, на которых может
строиться исследование по выделенной проблеме. Эмпирические данные психо-
логических исследований являются важными по отношению к поставленной це-
ли. Избранная тема может быть интересна в контексте построения новых моде-
лей взаимодействия семьи и школы. Определены главные показатели и критерии
личностного развития подростка, по которым можно охарактеризовать степень
оптимальности его воспитания в семье. Подчеркнуто, что универсальными пока-
зателями являются мотивация, самооценка, социометрический статус, личност-
ная тревожность и «сексизм». Эти показатели должны характеризовать именно
ситуацию развития ребенка в семье. Остановлен выбор на двух показателях – са-
мооценке и личностной тревожности, которые в наибольшей степени характери-
зуют семью не только как педагогическую систему, но, прежде всего, как соци-
альный институт и круг ближайшего общения подростка. Приведены статистиче-
ские данные обследования самооценки подростков. Сделан вывод о том, что в
подростковом возрасте происходит кризис самооценки, что делает ее наиболее
уязвимой перед ошибками родительского воспитания. Уделено внимание имею-
щимся в научной литературе данным о влиянии родительских отношений на са-
мооценку подростков.
Ключевые слова
Полный текст:
PDFЛитература
Лишин О.В. Педагогическая психология воспитания / под ред. Д.И. Фельдщтейна. – М. 1997. – 182 с.
Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка. – СПб.: Речь, 2004. – 272с.
Джиннотт Х.Г. Дети и мы: Новые решения старых проблем. – СПб.: Кристалл, 1996. – 464 с.
Желдак И.М. Искусство быть семьей: Практическое руководство. – Мн.: МП «Лерокс», 1988. – 160 с.
Земска М. Семья и личность. – М.: Издательство « Прогресс», 1986. – 127 с.
Клайн В. Как подготовить ребенка к жизни. М.-Л., 1991. – 330 с.
Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. Учеб. пособие. – М.: Академия, 1999. – 232 с.
Макушина О.П. Причины психологической зависимости от родителей в под-ростковом возрасте // Вопросы психологии. – 2002. – №5. – С. 33 – 40
Петровский В.А. Полевая М.В. Отчуждение как феномен детско-родительских отношений // Вопросы психологии. – 2002. – №1. – С. 71 – 78.
Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. – М.: Московский психолого-социальный институт., Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2000. – 304 с.
Сластенин В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведе-ний / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. – 3-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 576 с.
Эльконин Э.Г. Детство и общество. – М, 2000.-253с.
Марасанов Г.И., Рототаева И.А. Социальная компетентность: психологические условия развития в школьном возрасте. – М: Когито-центр, 2002. – 172 с.
Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание / пер. с англ. В.Я. Пилиповско-го. – М., 1986. – 422 с.
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Просве-щение, 1968. – 464с.
Дубровина И.В., Прихожан А.М. Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия. – М., 2001. – 170 с.
Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. – М., 1984. – 335 с.
Липкина А.И. Самооценка школьника. – М., 1976. – 96 с.
Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. М., 1989. – 361с.
Психология современного подростка / под ред. Д.И. Фельдштейна; НИИ Об-щей и педагогической психологии акад. пед. наук СССР. – М., 1987. – 240 с.
Прихожан, Раттер М. Помощь трудным детям – М.: Прогресс, 1987. – 142 с.
Гребенникова В.М., Игнатович В.К., Игнатович С.С., Лакреева А.В. Социально-педагогическая поддержка семьи в практике современного образования: опыт эмпирического исследования. Педагогика: история, перспективы. 2019. Том. 2. №5. С. 71 – 98. http://dpo-journal.ru/index.php/pvsz/article/view/76
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.
Учредитель/Издатель
Негосударственное образовательное частное учреждение дополнительного профессионального образования "Краснодарский многопрофильный институт дополнительного образования"
Сокращенное наименование контрагента, согласно Устава - НОЧУ ДПО «КМИДО»
_______________________________________________________
Литвинов Кирилл Александрович - главный редактор
Игнатович Владлен Константинович - научный редактор
Редакция журнала «Педагогика: история, перспективы / Pedagogу: history, prospects»
350080, Россия, Краснодарский край, г. Краснодар, мкр. Пашковский, ул. Заводская, 32
Тел/факс:8 861 203 51 61
Редакция журнала:
+7 905 471 31 94 (по вопросам публикации и сотрудничества)
Редакция журнала:
E-mail: dpo18@yandex.ru (по вопросам публикации и сотрудничества)
Свидетельство о регистрации:
Номер свидетельства ЭЛ № ФС 77 - 77671 от 29.01.2020
(ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ СВЯЗИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ)
e-ISSN: 2686-9969 (ONLINE)
Материалы, размещенные на сайте, охраняются Законом о защите авторских прав. Публикация любых материалов этого сайта запрещена без предварительного согласования с издательством. Авторские права на размещенные на сайте научные публикации принадлежат их авторам. | +12 |