Особенности временной перспективы подростков с разным уровнем самооценки

Федор Викторович Бабичев, Светлана Сергеевна Игнатович

Аннотация


Введение. В данной статье рассмотрена проблема влияния самооценки на формирование временной перспективы в подростковом возрасте. Дано понятие временной перспективы и её значение для подростков. Показаны возрастные особенности формирования временной перспективы у подростков. Авторы предполагают, что самооценка существенно влияет на формирование временной перспективы подростка. Проверке этой гипотезы посвящено данное исследование. Цель исследования – раскрыть взаимосвязь между самооценкой и временной перспективой подростков. Охарактеризована роль самооценки в развитии личности подростка. Раскрыты психологические особенности подросткового возраста. Показано, что значительное влияние на уровень самооценки и временную перспективу оказывает социальный статус подростка в группе сверстников. Важную роль играет также семейная и образовательная среда. Навыки целеполагания также играют определяющую роль в расширении временной перспективы. Предложено разработать и внедрить специализированные образовательные и психологические программы, направленные на повышение уровня самооценки и развитие у подростков реалистичной временной перспективы. Материалы и методы: теоретический анализ, синтез литературы в аспекте изучаемой проблемы, анализ нормативно-правовой документации. Результаты Подростки с высокой самооценкой чаще ориентированы на будущее, демонстрируя стратегическое мышление и целенаправленное поведение, тогда как подростки с низкой самооценкой испытывают сложности в постановке долгосрочных целей, что негативно отражается на их адаптации и самоэффективности. Выводы и заключение. Результаты проведенного исследования подтверждают наличие значимой взаимосвязи между уровнем самооценки подростков и их временной перспективой, что выражается в тенденции лиц с высокой самооценкой демонстрировать положительное отношение к будущему, способность к целеполаганию и успешную социальную адаптацию, что способствует их личностному и профессиональному развитию. В противоположность этому низкий уровень самооценки ограничивает временную перспективу, что находит отражение в преобладающей ориентации на прошлое или настоящее, трудностях в прогнозировании будущего, сниженной мотивации к достижению целей и возрастании риска социальной дезадаптации. Развитие сбалансированной временной перспективы способствует гармоничному личностному росту, социальной адаптации и успешному профессиональному самоопределению. Изучение взаимосвязи между самооценкой и временной перспективой поможет выявить факторы, способствующие конструктивному развитию личности и предотвращению деструктивных моделей поведения.

 


Ключевые слова


подростковый возраст, самооценка, временная перспектива, развитие личности, деструктивные модели поведения

Полный текст:

PDF

Литература


Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. М., 1997. С. 5-21.

Резниченко М.А. Временная перспектива личности подростка // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2014. №2. С. 120-125.

Карабанова О.А. Возрастная психология: конспект лекций. М.: МГУ, 2005. 128 с.

Скобло Г.В., Дробинская А.О. Школьная дезадаптация на первом году обучения. М.: Педагогика, 1991. 176 с.

Трусов В.П. Формирование самооценки в юношеском возрасте // Вестник Оренбургского государственного университета. 2012. №3 (143). С. 3635-3637.

Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991. 480 с.

Золотухина О.В. Взаимосвязь временной перспективы и самосознания у подростков с аддиктивным поведением // Молодой ученый. 2020. №24 (290). С. 334-336.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.



Учредитель/Издатель    12+

Негосударственное образовательное частное учреждение дополнительного профессионального образования "Краснодарский многопрофильный институт дополнительного образования"
Сокращенное наименование контрагента, согласно Устава - НОЧУ ДПО «КМИДО»

Учредитель

Литвинов Александр Михайлович

_______________________________________________________

Литвинов Кирилл Александрович - главный редактор

Игнатович Владлен Константинович - научный редактор

Литвинов Александр Михайлович - технический редактор

Редакция журнала «Педагогика: история, перспективы / Pedagogу: history, prospects» 

350080, Россия, Краснодарский край, г. Краснодар, мкр. Пашковский, ул. Заводская, 32
Тел/факс:8 861 203 51 61

Редакция журнала:
+7 905 471 31 94 (по вопросам публикации и сотрудничества)

Редакция журнала:
E-mail: dpo18@yandex.ru (по вопросам публикации и сотрудничества)

Свидетельство о регистрации:

Номер свидетельства ЭЛ № ФС 77 - 77671 от 29.01.2020

(ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ СВЯЗИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ)

e-ISSN: 2686-9969 (ONLINE)


Материалы, размещенные на сайте, охраняются Законом о защите авторских прав. Публикация любых материалов этого сайта запрещена без предварительного согласования с издательством. Авторские права на размещенные на сайте научные публикации принадлежат их авторам. 

12+