Особенности временной перспективы подростков с разным уровнем самооценки
Аннотация
Введение. В данной статье рассмотрена проблема влияния самооценки на формирование временной перспективы в подростковом возрасте. Дано понятие временной перспективы и её значение для подростков. Показаны возрастные особенности формирования временной перспективы у подростков. Авторы предполагают, что самооценка существенно влияет на формирование временной перспективы подростка. Проверке этой гипотезы посвящено данное исследование. Цель исследования – раскрыть взаимосвязь между самооценкой и временной перспективой подростков. Охарактеризована роль самооценки в развитии личности подростка. Раскрыты психологические особенности подросткового возраста. Показано, что значительное влияние на уровень самооценки и временную перспективу оказывает социальный статус подростка в группе сверстников. Важную роль играет также семейная и образовательная среда. Навыки целеполагания также играют определяющую роль в расширении временной перспективы. Предложено разработать и внедрить специализированные образовательные и психологические программы, направленные на повышение уровня самооценки и развитие у подростков реалистичной временной перспективы. Материалы и методы: теоретический анализ, синтез литературы в аспекте изучаемой проблемы, анализ нормативно-правовой документации. Результаты Подростки с высокой самооценкой чаще ориентированы на будущее, демонстрируя стратегическое мышление и целенаправленное поведение, тогда как подростки с низкой самооценкой испытывают сложности в постановке долгосрочных целей, что негативно отражается на их адаптации и самоэффективности. Выводы и заключение. Результаты проведенного исследования подтверждают наличие значимой взаимосвязи между уровнем самооценки подростков и их временной перспективой, что выражается в тенденции лиц с высокой самооценкой демонстрировать положительное отношение к будущему, способность к целеполаганию и успешную социальную адаптацию, что способствует их личностному и профессиональному развитию. В противоположность этому низкий уровень самооценки ограничивает временную перспективу, что находит отражение в преобладающей ориентации на прошлое или настоящее, трудностях в прогнозировании будущего, сниженной мотивации к достижению целей и возрастании риска социальной дезадаптации. Развитие сбалансированной временной перспективы способствует гармоничному личностному росту, социальной адаптации и успешному профессиональному самоопределению. Изучение взаимосвязи между самооценкой и временной перспективой поможет выявить факторы, способствующие конструктивному развитию личности и предотвращению деструктивных моделей поведения.
Ключевые слова
Полный текст:
PDFЛитература
Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. М., 1997. С. 5-21.
Резниченко М.А. Временная перспектива личности подростка // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2014. №2. С. 120-125.
Карабанова О.А. Возрастная психология: конспект лекций. М.: МГУ, 2005. 128 с.
Скобло Г.В., Дробинская А.О. Школьная дезадаптация на первом году обучения. М.: Педагогика, 1991. 176 с.
Трусов В.П. Формирование самооценки в юношеском возрасте // Вестник Оренбургского государственного университета. 2012. №3 (143). С. 3635-3637.
Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991. 480 с.
Золотухина О.В. Взаимосвязь временной перспективы и самосознания у подростков с аддиктивным поведением // Молодой ученый. 2020. №24 (290). С. 334-336.
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.
Учредитель/Издатель 12+
Негосударственное образовательное частное учреждение дополнительного профессионального образования "Краснодарский многопрофильный институт дополнительного образования"
Сокращенное наименование контрагента, согласно Устава - НОЧУ ДПО «КМИДО»
Учредитель
Литвинов Александр Михайлович
_______________________________________________________
Литвинов Кирилл Александрович - главный редактор
Игнатович Владлен Константинович - научный редактор
Литвинов Александр Михайлович - технический редактор
Редакция журнала «Педагогика: история, перспективы / Pedagogу: history, prospects»
350080, Россия, Краснодарский край, г. Краснодар, мкр. Пашковский, ул. Заводская, 32
Тел/факс:8 861 203 51 61
Редакция журнала:
+7 905 471 31 94 (по вопросам публикации и сотрудничества)
Редакция журнала:
E-mail: dpo18@yandex.ru (по вопросам публикации и сотрудничества)
Свидетельство о регистрации:
Номер свидетельства ЭЛ № ФС 77 - 77671 от 29.01.2020
(ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ СВЯЗИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ)
e-ISSN: 2686-9969 (ONLINE)
Материалы, размещенные на сайте, охраняются Законом о защите авторских прав. Публикация любых материалов этого сайта запрещена без предварительного согласования с издательством. Авторские права на размещенные на сайте научные публикации принадлежат их авторам. | 12+ |

