Взаимосвязь личностных характеристик и стрессоустойчивости военнослужащих срочной службы

Алия Сактагановна Мамбеталина, Шарбан Арайқызы Ерболова

Аннотация


Введение. Исследование посвящено анализу личностных характеристик и стрессоустойчивости военнослужащих срочной службы, впервые сталкивающихся с условиями армейской жизни. Особое внимание уделено взаимосвязи эмоциональной устойчивости, самоконтроля, копинг-стратегий и успешности адаптации к военной среде. Целью работы является выявление ключевых психологических факторов, способствующих сопротивляемости стрессу и общему благополучию в условиях высокой нагрузки. Материалы и методы. В исследовании приняли участие 41 военнослужащий Национальной гвардии Казахстана (средний возраст – 21,3 года). Психодиагностическое тестирование проводилось с использованием комплекса «НС-Психотест», включающего 16-факторный личностный опросник Кеттелла (16PF), личностный опросник Айзенка (EPI), шкалу тревожности Спилбергера – Ханина, а также методики оценки когнитивных способностей (тесты памяти и пространственного мышления). Результаты исследования. Результаты подтвердили значимую положительную корреляцию между высоким уровнем самоконтроля (Q3 = 8.5) и успешной адаптацией к военной службе. Установлено, что амбивертные черты темперамента и развитое пространственное мышление являются предикторами стрессоустойчивости. Однако у 20% респондентов выявлены повышенные показатели тревожности, что свидетельствует о предрасположенности к стрессовым расстройствам. Статистический анализ (p < 0.05) подтвердил значимые различия в уровне нейротизма и саморегуляции среди подгрупп военнослужащих. Обсуждение и заключения. Практическая значимость исследования заключается в разработке рекомендаций по внедрению тренингов проблемно-ориентированного копинга и организации регулярного мониторинга психофизиологического состояния военнослужащих. Полученные данные подчеркивают влияние индивидуальных личностных характеристик на адаптационные процессы. В перспективе планируется расширение выборки и проведение лонгитюдного исследования для разработки научно обоснованных программ психологической поддержки.


Ключевые слова


стрессоустойчивость, личностные характеристики, адаптация, стресс, военнослужащие, психофизиология, копинг-стратегии

Полный текст:

PDF

Литература


Першин И.П., Данченко С.А., Федотова Ю.Ю. Личностные характеристики солдат срочной службы, находящихся в группе динамического наблюдения // Международный студенческий научный вестник. – 2023. – № 2.

Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме. – М.: Медицина, 1960. – 293 с.

Караяни А.Г., Сыромятников И.В. Прикладная военная психология. – СПб.: Питер, 2006. – 480 с.

Синишина В.М. Психологический анализ структуры стрессоустойчивости спасателей // Психология и право. – 2013. – № 3. – С. 1–12.

Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. – М.: Логос, 2007. – 192 с.

Оконов Д.А. Общие предпосылки исследования понятия стресса в современной психологии // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. URL: http://www.jurnal.org

Епанчинцева Г.А., Козловская Т.Н., Семенова К.В. О роли стрессоустойчивости в профессиональной деятельности военнослужащих // Научные труды. – 2015. – № 2-8 (7).

Лазарус Р., Фолкмен С. Психологический стресс и копинг-стратегии. – СПб.: Питер, 2000. – 351 с.

Spielberger C.D., Gorsuch R.L., Lushene R.E. Manual for the State-Trait Anxiety Inventory. – Palo Alto, CA: Consulting Psychologists Press, 1983.

Cattell R.B., Eber H.W., Tatsuoka M.M. Handbook for the Sixteen Personality Factor Questionnaire (16PF). – Champaign, IL: Institute for Personality and Ability Testing, 1970.

Eysenck H.J., Eysenck S.B.G. Manual of the Eysenck Personality Ques-tionnaire. – London: Hodder & Stoughton, 1975.

Lazarus R.S., Folkman S. Stress, Appraisal, and Coping. – New York: Springer, 1984.

Bartone P.T. Hardiness as a resilience factor for soldiers in combat // Mili-tary Psychology. – 1999. – Vol. 11(1). – Pp. 15–23.

Matthews G., Campbell S.E. Sustained performance under stress: Personality and individual differences in stress and coping // Theoretical Issues in Ergonomics Science. – 2009. – Vol. 10(5). – Pp. 417–442.

Adler A.B., Bliese P.D., Castro C.A. Deploying into combat: A study of stress, hardiness, and social support in soldiers // Military Psychology. – 2005. – Vol. 17(1). – Pp. 23–39.

Мэтьюз Г., Джонс Д.М., Чемберлен А.Г. Амбиверсия: скрытое преимущество // Журнал личности и социальной психологии. – 2017. – Т. 112. № 3. – С. 341–356.

Лазарус Р.С., Фолкмен С. Стресс, оценка и преодоление. – Нью-Йорк: Спрингер, 1984. – 203-220 с.

Бритт Т.У., Адлер А.Б., Бартон П.Т. Deriving meaning from stressful military experiences: The role of social support // Military Psychology. – 2016. – Т. 28. № 1. – С. 1–12.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.



Учредитель/Издатель    12+

Негосударственное образовательное частное учреждение дополнительного профессионального образования "Краснодарский многопрофильный институт дополнительного образования"
Сокращенное наименование контрагента, согласно Устава - НОЧУ ДПО «КМИДО»

Учредитель

Литвинов Александр Михайлович

_______________________________________________________

Литвинов Кирилл Александрович - главный редактор

Игнатович Владлен Константинович - научный редактор

Литвинов Александр Михайлович - технический редактор

Редакция журнала «Педагогика: история, перспективы / Pedagogу: history, prospects» 

350080, Россия, Краснодарский край, г. Краснодар, мкр. Пашковский, ул. Заводская, 32
Тел/факс:8 861 203 51 61

Редакция журнала:
+7 905 471 31 94 (по вопросам публикации и сотрудничества)

Редакция журнала:
E-mail: dpo18@yandex.ru (по вопросам публикации и сотрудничества)

Свидетельство о регистрации:

Номер свидетельства ЭЛ № ФС 77 - 77671 от 29.01.2020

(ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ СВЯЗИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ)

e-ISSN: 2686-9969 (ONLINE)


Материалы, размещенные на сайте, охраняются Законом о защите авторских прав. Публикация любых материалов этого сайта запрещена без предварительного согласования с издательством. Авторские права на размещенные на сайте научные публикации принадлежат их авторам. 

12+