ТЕОРЕТИКО–МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОСВЯЗИ ИНТЕРЕСА И ВНУТРЕННЕЙ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ
Аннотация
Введение. Статья посвящена проблеме формирования мотивации у младших подростков, связанной с возрастными новообразованиями их ведущей деятельности развития. Развитие внутренней мотивации учебной деятельности подростков рассматривается как задача обучения. Традиционные практики обучения младших подростков мало отличаются от дидактики начальной школы, что приводит к возникновению противоречия между становящимися познавательными интересами обучающихся и педагогическими средствами развития их учебной мотивации. Цель статьи состоит в обосновании методологических подходов, теоретических и методических оснований для решения этой проблемы.
Материалы и методы. В ходе исследования был проведен теоретический анализ литературы.
Обзор литературы: мотивы в структуре личности младших подростков, влияние познавательного интереса на мотивы познавательной деятельности, способы выявления и повышения внутренних мотивов изучали Л.С. Выготский, Б.Ф. Ломов, А.Н. Леонтьев, В.Д. Шадриков, П.М. Якобсон., Ю.К. Бабанский, В.В. Краевский, М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, А.Ф. Лазурский, Г.И. Россолимо, А.П. Нечаев, А.А. Смирнов, П.Я. Гальперин, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин, А.К. Маркова.
Результаты и обсуждение. Показано, что от уровня сформированности познавательного интереса учащихся зависит уровень их мотивации, вовлеченность в учебный процесс и качество усвоения знаний и умений. Выявлены интересы и мотивы в структуре личности, показано. что их взаимосвязь нелинейна. Это объясняется несовпадением становящихся интересов подростков в сфере социальных отношений и содержанием их учебной деятельности. Выявлены методы и приемы для развития учебной мотивации путем изменения содержания и характера решаемых ими математических задач. Разработана модель для создания трансформации познавательных интересов в мотивацию учебной деятельности.
Выводы и заключение. Младший подростковый возраст, отличающийся развитием социальных мотивов и интересов к различным сторонам окружающей социальной действительности, характеризуется несовпадением познавательных интресов учебной мотивации и познавательных интересов. В особой степени это проявляется в процессе изучения младшими подростками учебного курса математики, содержание которого традиционно слабо связано с социальными процессами. Путь к устранению данного противоречия связан с изменением содержания решаемых младшими подростками учебных задач, которые должны носить как теоретический, так и практический характер и быть связаны с моделированием интересующих подростков социальных процессов. Выявленные особенности взаимосвязи развития познавательного интереса и внутренней мотивации в младшем подростковом возрасте определяют необходимость освоения и применение педагогами передовых методик обучения, вовлекающих учеников в активную познавательную деятельность, формирующих высокий познавательный интерес к предмету.Ключевые слова
Полный текст:
PDF (English)Литература
СанПиН 2.4.2.2821–10 «Санитарно–эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» [сайт]. – URL: https://rg.ru/documents/2011/03/16/sanpin–dok.html (дата обращения: 22.10.2023).
Выготский, Л.С. Психология развития человека / Л.С. Выготский. – Москва: Эксмо, 2006. – 1136 с.
Коджаспирова, Г.М., Коджаспиров, А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. – Москва: Издательский центр «Академия», 2000. – 176 с.
Гин, А.А. Приемы педагогической техники / А.А. Гин. – Москва: Вита – Пресс, 1999. – 88 с.
Божович, Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков / Л.И. Божович, Л.В. Благонадежиной. – Москва: «Педагогика», 1972. – 312 с.
Божович, Л.И. Проблемы формирования личности /Л.И. Божович. – Москва: Московский психолого–социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. – 352с.
Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу. – Санкт – Петербург: Евразия, 1999. – 316 с.
Кант, И. Критика чистого разума / И. Кант. – Москва: АСТ, 2021. – 784 с.
Ананьев, Б.Г. Психология обучения и воспитания/
Б. Г. Ананьева и др. – Москва: Педагогика, 1965. – 396с.
Маркова, А.К. Формирование интереса к учению школьников /
А.К. Маркова. – Москва: Педагогика, 1986. – 191 с.
Талызина, Н.Ф. Педагогическая психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений/Н. Ф. Талызина. – Москва: Академия, 1998. – 288 с.
Мещеряков, Б.Г. Мотивация и ее роль в деятельности / Б.Г. Мещеряков.– Москва: Наука, 1986. – 272 с.
Мещеряков, Б.Г. Психология учебной деятельности / Б.Г. Мещеряков. – Москва: Академия, 1995. – 224 с.
Зинченко В.П. – Психология обучения и воспитания; Издательство – Центр гуманитарного образования, 2018
Лозанов, Г. К. Методика ускоренного обучения / Г.К. Лозанов. – Москва: Наука, 1976. – 264 с.
Шаров, Ю.В. Источники активности человека. / Ю.В. Шаров. – Москва:Юрайт, 2019. – 416с.
Чермит, А.А., Игнатович, В.К., Смыкалова, В.А., Рунаева, А.И. Интерес как фактор развития внутренней мотивации учебной деятельности младших подростков (на примере преподавания математики) / Чермит, А.А., Игнатович, В.К., Смыкалова, В.А., Рунаева, А.И. // Педагогика: история, перспективы. 2023. Том. 6. № 1–2. – С. 63–77.
Маркова, А.К. Мотивация учебной деятельности / А.К. Маркова. – Москва: Наука, 1983. – 192 с.
Выготский, Л.С. Психология обучения / Л.С. Выготский. – Москва: Эксмо, 2015.– 608с.
Выготский, Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский. – Москва: Государственное социально–экономическое издательство, 1934.–300 с.
Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность./
А.Н. Леонтьев. – Москва: Политиздат, 1975. – 304 с.
Рубинштейн, С.Л.Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – Санкт – Петербург: Питер, 2011. – 688 с.
Божович, Л.И. Отношение школьников к учению как психологическая проблема / Л.И. Божович // Проблемы формирования личности: Избр. психол. труды / под ред. Д.И. Фельдштейна. – Изд. 2–е, стереотип. – Москва: Институт практической психологии, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. – С. 55–91.
Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения / В.В. Давыдов. – Москва: Просвещение, 1996. – 544 с.
Талызина, Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся / Н.Ф. Талызина. – Москва: Просвещение, 2003. – 93 с.
Зубок, Ю. А. Культура в жизни молодежи: потребность, интерес, ценность / Ю.А. Зубок, В. И. Чупров // Вестник института социологии. – 2018. – № 4. – Т. 9. – С. 170 – 191.
Ушинский, К.Д. Избранные педагогические произведения. /
К.Д. Ушинский. – Киев: Радянська школа, 1949. – 418 с.
Бибик, Н.М. Формирование познавательного интереса учащихся подготовительных классов в процессе ознакомления с окружающим: специальность 13.00.01 теория и история педагогики: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Надежда Михайловна Бибик; Научно–исследовательский институт педагогики УССР. – Киев, 1984. – 208 с.
Чермит А.А., Игнатович В.К. Экспериментальное обоснование педагогических условий развития познавательного интереса как фактора формирования внутренней мотивации учебной деятельности младших подростков // Педагогика: история, перспективы. 2024. Том. 7. No 1. с. 68– 100 DOI: 10.17748/2686–9969–2024–7–1–68–100 https://dpo–journal.ru/index.php/pvsz/article/view/323/322 (дата обращения: 22.11.2023).
Занков А.В., Зверев М.В. Индивидуальные варианты развития младшего школьника. – М.: Педагогика, 2013. – 176 с. Избранные педагогические труды / Л.В. Занков. М.: Педагогика, 1990. 424 с.
Щукина, Г.И. Познавательный интерес в учебной деятельности школьника / Г.И. Щукина. – Москва: Просвещение, 1972. – 310 с.
Эльконин, Д.Б. Детская психология /Д.Б. Эльконин. – Москва: Академия, 2011. – 384 с.
Ушинский, К. Д. Человек как предмет воспитания /
К.Д. Ушинский. – Москва: NobelPress, 2012. – 776 c. – ISBN 978–5–518–09701–8
Хекхаузен, Х. Мотивация и деятельность / Х. Хекхаузен. – Москва: Педагогика, 1986. – 88 с.
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.
Учредитель/Издатель
Негосударственное образовательное частное учреждение дополнительного профессионального образования "Краснодарский многопрофильный институт дополнительного образования"
Сокращенное наименование контрагента, согласно Устава - НОЧУ ДПО «КМИДО»
_______________________________________________________
Литвинов Кирилл Александрович - главный редактор
Игнатович Владлен Константинович - научный редактор
Редакция журнала «Педагогика: история, перспективы / Pedagogу: history, prospects»
350080, Россия, Краснодарский край, г. Краснодар, мкр. Пашковский, ул. Заводская, 32
Тел/факс:8 861 203 51 61
Редакция журнала:
+7 905 471 31 94 (по вопросам публикации и сотрудничества)
Редакция журнала:
E-mail: dpo18@yandex.ru (по вопросам публикации и сотрудничества)
Свидетельство о регистрации:
Номер свидетельства ЭЛ № ФС 77 - 77671 от 29.01.2020
(ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ СВЯЗИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ)
e-ISSN: 2686-9969 (ONLINE)
Материалы, размещенные на сайте, охраняются Законом о защите авторских прав. Публикация любых материалов этого сайта запрещена без предварительного согласования с издательством. Авторские права на размещенные на сайте научные публикации принадлежат их авторам. | +12 |