К ЭМПИРИЧЕСКОМУ ОБОСНОВАНИЮ СОДЕРЖАНИЯ И МЕТОДОВ ПРОФИЛАКТИКИ РАЗВИТИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ
Аннотация
Введение. В статье освещена проблема научного обоснования содержания и методов профилактики развития агрессивного поведения подростков в социальных сетях. Цель исследования: научно обосновать содержания и методы профилактики развития агрессивного поведения подростков в социальных сетях. Гипотеза исследования основана на предположении о том, что педагогическая профилактика развития агрессивного поведения подростков в социальных сетях будет эффективна, если она будет осуществляться как совместная деятельность педагогов и подростков, направленная на формирование культуры поведения, проведенная непосредственно в социальных сетях.
Обзор литературы: теория агрессивного поведения и теория влечения З. Фрейда; теория комплексного изучения личности подростков И.С. Кон; теория развития личности Л.С. Выготского; теория возрастного развития Д.Б. Эльконина; теория социальных сетей В.А. Чвякин. Методологическая основа: принципы системного похода в психологии Б.Ф. Ломова, Л. Берковиц; деятельностный подход А.Н. Леонтьева; принцип развития С.Л. Рубинштейна.
Методы исследования. Теоретические: анализ теоретический и методологический литературы; синтез и обобщение информации; моделирование процесса взаимодействия подростков и педагогов в социальных сетях. Эмпирические методы исследования: анкетирование; контент–анализ аккаунтов подростков в социальных сетях; опросник Басса–Дарки; метод формирующего педагогического эксперимента; статистические методы обработки полученных данных (методы описательной статистики, количественные и качественные методы U–критерия Манна–Уитни). Экспериментальная база исследования: МБОУ СОШ № 28 ст. Тамань. Выборку составили: контрольная группа (9 мальчиков и 11 девочек), экспериментальная группа (9 мальчиков и 12 девочек), возраст которых составлял 14–15 лет.
Результаты исследования могут служить онлайн–инструментами, которые помогут подросткам осознать последствия своих действий, развить эмоциональный интеллект и научиться конструктивно, общаться в социальных сетях. Отражено состояние проблемы профилактики развития агрессивного поведения подростков в социальных сетях в науке и практике. Выявлены причины и факторы развития агрессивного поведения подростков в социальных сетях. Систематизированы подходы к педагогической профилактике развития агрессивного поведения подростков в социальных сетях. Разработана и экспериментально обоснована концептуальная модель педагогической профилактики развития агрессивного поведения подростков в социальных сетях. Обобщены и систематизированы полученные данные.
Выводы и заключение. Профилактика агрессивного поведения подростков в социальных сетях выступает важной задачей спихолого–педагогического сопровождения современных подростков. Проведенное иссле6дование позволило установить, что ее решение может быть связпно с использованием широкого спектра методов активного обучения. Обнако важнгейшим условием их эффективности выступает непосредственная включенность педагога–психолога в виртуальное общение подростков, в ходе которого ими совместно анализируются негативные последствия проявления агрессии и осваиваются способы неашрессивного, диалогичного взаимодействия.
Ключевые слова
Полный текст:
PDF (English)Литература
Мир науки. Педагогика и психология // World of Science. Pedagogy and psychology https://mir–nauki.com 2019, №1, Том 7 – 2019, No 1, Vol 7 https://mir–nauki.com/issue–1–2019.html – [сайт]. URL: https://mir–nauki.com/PDF/29PSMN119.pdf (дата обращения: 29.11.2021).
Шабан, Е. С. Агрессивное поведение подростков, связанное с Интернет – зависимостью / Школа сегодня [сайт] – URL: https://xn––80agdcxgsce1a6ewe.xn––p1ai/articles/995.html? (дата обращения: 29.11.2021).
Хван, А. А. Интерпретация результатов по методике Басса–Дарки // Об-разовательная социальная сеть – URL: https://nsportal.ru/shkola/psikhologiya/library/2018/08/24/oprosnik–urovnya–agressivnosti–bassa–darki (дата обращения: 08.06.2023).
Индекс враждебности выше нормы: что это значит? // Фото–сказка – URL: https://foto–skazka.ru/znacheniya/indeks–vrazdebnosti–vyse–normy–cto–eto–znacit (дата обращения: 08.06.2023).
Бойко, В.В. Методика: Определение интегральных форм коммуникатив-ной агрессивности / URL: https://cpd–program.ru/methods/tka.htm (дата обращения: 08.06.2023).
Ениколопов, С. Н. Враждебность и ее виды // URL: https://psyera.ru/vrazhdebnost–i–ee–vidy_14188.htm?ysclid=lpfoepte16589341658 (дата обращения: 08.06.2023).
Скажи нет агрессивному поведению // URL: https://vk.com/club223007597?ysclid=lov8in4ekp831933654 (дата обра-щения: 19.03.2022).
Индекс агрессивности по Басса–Дарки: значение и толкование // Путево-дитель по ножевому миру – URL: https://yourknives.ru/polezno–znat/indeks–agressivnosti–po–bassa–darki–znacenie–i–tolkovanie (дата обращения: 19.03.2022).
Индекс враждебности выше нормы: причины и последствия // [Образовательный сайт] – URL: https://neftyanik27.ru/chto–oznachaet/indeks–vrazdebnosti–vyse–normy–priciny–i–posledstviya (дата обращения: 19.03.2022).
Некоз, Я. О., Факторы развития агрессивного поведения подростков в со-циальных сетях / С. С. Игнатович, В. С. Елагина // Педагогика: история, перспективы. 2022. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/faktory–razvitiya–agressivnogo–povedeniya–podrostkov–v–sotsialnyh–setyah (дата обращения: 24.11.2023).
Токарева, И. А. Методические рекомендации для проведения педагогиче-ских советов по вопросам профилактики агрессивного поведения детей и подростков // URL: https://ppms22.ru/upload/medialibrary/27b/agressiya.pdf?ysclid=lo993ou4ab684190701 (дата обращения: 19.03.2022).
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.
Учредитель/Издатель
Негосударственное образовательное частное учреждение дополнительного профессионального образования "Краснодарский многопрофильный институт дополнительного образования"
Сокращенное наименование контрагента, согласно Устава - НОЧУ ДПО «КМИДО»
_______________________________________________________
Литвинов Кирилл Александрович - главный редактор
Игнатович Владлен Константинович - научный редактор
Редакция журнала «Педагогика: история, перспективы / Pedagogу: history, prospects»
350080, Россия, Краснодарский край, г. Краснодар, мкр. Пашковский, ул. Заводская, 32
Тел/факс:8 861 203 51 61
Редакция журнала:
+7 905 471 31 94 (по вопросам публикации и сотрудничества)
Редакция журнала:
E-mail: dpo18@yandex.ru (по вопросам публикации и сотрудничества)
Свидетельство о регистрации:
Номер свидетельства ЭЛ № ФС 77 - 77671 от 29.01.2020
(ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ СВЯЗИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ)
e-ISSN: 2686-9969 (ONLINE)
Материалы, размещенные на сайте, охраняются Законом о защите авторских прав. Публикация любых материалов этого сайта запрещена без предварительного согласования с издательством. Авторские права на размещенные на сайте научные публикации принадлежат их авторам. | +12 |