К ВОПРОСУ О ПРОЕКТИРОВАНИИ НЕФОРМАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СРЕД ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СУБЪЕКТОВ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЙ СФЕРЕ
Аннотация
Исследование направлено на решение проблемы теоре-
тико-методологического обоснования проектирования неформальных образова-
тельных сред как условия профессионального самоопределения субъектов инно-
вационной деятельности. Его актуальность обусловлена противоречием между
потребностью в научно обоснованных практиках проектирования неформаль-
ных образовательных сред, обеспечивающих становление профессионала в
сфере инновационной деятельности и отсутствием теоретико–методологических
оснований проектирования этих практик, обеспечивающих их устойчивость и
эффективность на институциональном уровне. Цель статьи состоит в разработке
и обосновании системы комплексно взаимодополняющих методологических
подходов и базовых теоретических позиций проектирования неформальной об-
разовательной среды, в условиях которой может эффективно формироваться
личность профессионала, обладающего готовностью к инновационной деятель-
ности в социально-гуманитарной сфере.
Материалы и методы. Исследование проведено на основе метода теоретиче-
ского анализа. Проанализировано понятие неформальной образовательной
среды, построено понятийно–смысловое пространство исследования проблемы
теоретико–методологического обоснования деятельности ее проектирования.
Обзор литературы. Проведенный анализ статей Н.Н. Гырылова, Е.В. Самсо-
нова, Л.В. Ширина, В. Мануйлов, И. Федоров, Г.Б. Корнетов, L. Bourne позволил
установить, что проблема методологического и теоретического обоснования
проектирования неформальных образовательных сред характеризуется низкой
степенью разработанности по всем базовым аспектам, но при этом содержит в
своей основе ряд перспективных направлений исследований, нуждающихся в
дальнейшем развитии.
Результаты и обсуждение. Выделена и охарактеризована общая тенденция от-
каза от использования единых моделей образования и подготовки профессио-
нала, более эффективными становятся неформальные образовательные среды,
понимаемые как специально проектируемые пространства продуктивных ком-
муникаций различных представителей профессиональных сообществ, находя-
щихся на разных этапах профессионализации. Показано, что проектирование не-
формальных образовательных сред представляет собой особый вид деятельно-
сти, направленной на повышение эффективности процессов профессионального
самоопределения субъектов инновационной деятельности. Неформальная обра-
зовательная среда проинтерпретирована как система условий, обеспечивающих
продуктивные коммуникации субъектов в процессе совместного решения твор-
ческих задач, направленных на преобразование разнообразных социокультур-
ных практик. С этих позиций выделены основные аспекты понятия неформаль-
ной образовательной среды.
Выводы и заключение. Существование неформальных образовательных сред и
их формирующее влияние на процесс профессионального самоопределения
субъекта инновационной деятельности выступает эмпирическим фактом. Под-
ходы к его изучению согласуются с современными представлениями о преадап-
тации человека к условиям непредсказуемых изменений окружающего мира, в
которых готовность к инновационным преобразованиям действительности явля-
ется одним из главных условий профессионализации.
Ключевые слова
Полный текст:
PDFЛитература
Вербицкий А.А., Калашников В.Г. Категория «контекст» в психологии и пе-
дагогике. М.: Логос, 2010. 300 с.
Флиер А. Я. Культурогенез. М.: Рос. ин–т культурологии, 1995. 128 с.
Корнетов Г.Б. Культурологическая интерпретация инноваций в образовании
в историко–педагогическом процессе // Психолого–педагогический поиск:
научно–методический журнал. 2019. № 3(51) С. 34–47.
Воропаева Е.Э. Совершенствование готовности педагога к инновационной
деятельности посредством деловой // Научный журнал КубГАУ. 2014.
№100(06).
URL. https://elibrary.ru/download/elibrary_21799516_17372872.pdf (дата об-
ращения 01.10.2023 г.
Гырылова Н.Н. Научно–исследовательская деятельность студентов как усло-
вия формирования готовности к инновационной деятельности // Актуаль-
ные вопросы модернизации российского образования: Материалы XXIII
Международной научно–практической конференции. Центр научной
мысли. 2015. С. 85 – 88. URL.
https://elibrary.ru/download/elibrary_24316511_29975564.pdf (дата обраще-
ния 01.10.2023 г.).
Самсонова Е.В. Готовность будущего учителя к инновационной деятельно-
сти и ее связь с умениями и навыками учебно–исследовательской деятель-
ности // Аллея науки. 2019. Т. 1. № 1 (28). С. 891 – 894.
Seryapina Y.S. The concept of «readiness for pedagogical activity»: motivational
readiness, psychological readiness, readiness to innovative activity // Вестник
Южно–Уральского государственного университета. Серия: Образование.
Педагогические науки. 2018. Т. 10. № 4. С. 77 – 86.
Ширина Л.В. Tеоретический анализ проблемы готовности педагогов к инно-
вационной деятельности в общеобразовательной школе // Фундаменталь-
ная наука и технологии – перспективные разработки: Материалы XIX меж-
дународной научно–практической конференции. Morrisville, NC, USA,
С. 81 – 83.
Погодина Т.В., Попадюк Т.Г., Удальцова Н.Л. Оценка готовности населения
заниматься инновационной деятельностью в России // Вестник удмурт-
ского университета. 2019. Т. 29, вып. 3. С. 306 – 313.
Педагогика: история, перспективы.Toм 7 № 2 2024 Pedagogy: history, prospects. Tom 7 # 2 2024
Мануйлов В., Федоров И. Модели формирования готовности к инновацион-
ной деятельности // Высшее образование в России. 2004. №7. С. 56 – 64.
URL. https://cyberleninka.ru/article/n/modeli–formirovaniya–gotovnostik–inno-
vatsionnoy–deyatelnosti (дата обращения 12.02.2024).
Гребенников О.В., Игнатович В.К., Игнатович С.С., Паскальная Е.С. Разви-
тие креативности старшеклассников и студентов средствами организации
их совместной творческой деятельности в неформальной образовательной
среде: методическое пособие / О.В. Гребенников, В.К. Игнатович, С.С. Иг-
натович, Е.С. Паскальная. Краснодар: Кубанский гос. ун–т, 2023. 78 с.
Владимирова Л.П. Проблемы интеграции формального и неформального
образования в условиях единой информационно–образовательной среды //
Открытое образование. 2013. № 5 (100). С. 34–39.
Корнетов Г.Б. Педагогическая среда: потенциал и проектирование // Школь-
ные технологии. 2006. № 3. С. 23–32.
Обоскалов А.Г., Смушкевич Л.Н. Сетевое взаимодействие школы с учре-
ждениями науки, бизнеса и производства как эффективный ресурс реализа-
ции проекта «инженеры будущего» // Методист. 2018. № 8. С. 46–49.
Башмаков Д.В. Санкционирующие решения в проектах сетевого взаимо-
действия в сфере высшего образования // Управленец. 2018. Том 9. № 4.
С. 102–107.
Bourne L. Project Relationship Management and the Stakeholder CircleTM: a
dissertation submitted in partial fulfilment of the requirements for the degree of
Doctor of Project Management. Melbourne: Graduate School of Business RMIT
University, 2005.
URL: https://mosaicprojects.com.au/PDF_Papers/P021_ L_Bourne_Thesis.pdf.
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.
Учредитель/Издатель
Негосударственное образовательное частное учреждение дополнительного профессионального образования "Краснодарский многопрофильный институт дополнительного образования"
Сокращенное наименование контрагента, согласно Устава - НОЧУ ДПО «КМИДО»
_______________________________________________________
Литвинов Кирилл Александрович - главный редактор
Игнатович Владлен Константинович - научный редактор
Редакция журнала «Педагогика: история, перспективы / Pedagogу: history, prospects»
350080, Россия, Краснодарский край, г. Краснодар, мкр. Пашковский, ул. Заводская, 32
Тел/факс:8 861 203 51 61
Редакция журнала:
+7 905 471 31 94 (по вопросам публикации и сотрудничества)
Редакция журнала:
E-mail: dpo18@yandex.ru (по вопросам публикации и сотрудничества)
Свидетельство о регистрации:
Номер свидетельства ЭЛ № ФС 77 - 77671 от 29.01.2020
(ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ СВЯЗИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ)
e-ISSN: 2686-9969 (ONLINE)
Материалы, размещенные на сайте, охраняются Законом о защите авторских прав. Публикация любых материалов этого сайта запрещена без предварительного согласования с издательством. Авторские права на размещенные на сайте научные публикации принадлежат их авторам. | +12 |