ПРОБЛЕМА ВЫБОРА УЧАЩИМИСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИИ В СИТУАЦИИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН И ПУТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ

Алия Сактагановна Мамбеталина, Айжан Конакбай кызы Сапен, Арина Владленовна Игнатович

Аннотация


Введение. В статье рассматривается текущая ситуация и перспективы развития профессиональной ориентации школьников в государственных учреждениях республики Казахстан. Выбор профессии рассматривается как один из важных этапов взросления и становления личности, реализации внутреннего потенциала в профессиональном мире.

Материалы и методы. Проведен анализ научной литературы, использован комплекс статистических методов, систематизация и обобщение полученной информации.

Результаты и обсуждение. Указаны основные факторы, влияющие на процесс принятия решения в вопросе выбора будущей профессии, такие как: интерес и склонности учащихся, влияние окружающей среды, требования образовательных программ и ограниченные знания современного рынка труда. Оказанию качественной профессиональной ориентации для выпускников школ способствуют подъем уровня самосознания среди учащихся старших классов, комплексная работа с родителями, просвещение о существующих образовательных программах в вузах, а также ознакомление с востребованными профессиями на рынке труда.

Выводы и заключение. Требуется создание единой программы профессиональной ориентации школьников в Казахстане на уровне средних общеобразовательных учреждениях. Своевременно и качественно оказанная профессиональная ориентация для учащихся старших классов поможет принять осознанное решение, способствуя их успешной адаптации в обществе и развитию конкурентоспособности на рынке труда в будущем.


Ключевые слова


профессиональная ориентация школьников, выбор профессии, учащиеся стар-ших классов, рынок труда

Полный текст:

PDF

Литература


Ашимханова Д.Э. Профессиональная ориентация молодежи в Казах-стане: проблемы и перспективы / Д.Э. Ашимханова, О.В. Калдыбаева // Инновационный потенциал молодежи: глобализация, политика, интегра-ция: сборник статей участников Междунар. молодежн. науч.-исслед. конф. (Екатеринбург, 25 – 26 октября 2016 года). – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2016. – С. 64 – 74.

Калиев Т.Б., Ашимханова Д.Э. Ценностные и трудовые установки в жиз-ненных планах современной молодежи Казахстана. — Астана, 2018. — 192 с.

Бутабаева Л.А., Ева Мария Кулеша, Исмагулова С.К., Ногайбаева Г.А. Профессиональная ориентация обучающихся в Казахстане в фокусе ин-клюзивности. Вестник Карагандинского университета. Серия «Педагоги-ка». № 1(109) / 2023. – Караганда, 2023. С. 96 – 107.

Тыныбаева М.А., Галимжанова М.А., Тастанова А.К. Совершенствование профориентационной работы в организациях среднего образования. // Научно-педагогический журнал «Білім». – Астана: НАО имени И. Ал-тынсарина, 2023. – №3. – С. 157 – 167

Психология развития и возрастная психология: учебник и практикум для СПО / И.В. Шаповаленко. – 3-е изд., пер. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – C. 333 – 351.

Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. – 1968.

Атлас новых профессий и компетенций. – 2021 (https://atlas.bts-education.kz).

Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. — Москва: Педаго-гика, 1989.

Enbek.kz «Профориентационный атлас» (https://www.enbek.kz/atlas/proforient).

Постановление Правительства Республики Казахстан от 19 июня 2019 года № 345. О правилах проведения социальной профессиональной ори-ентации. Режим доступа: https://adilet.zan.kz/rus/docs/V2300032649 (дата обращения: [26.01.2024]).

Национальный правовой портал «Adilet». Документ: Приказ Министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан от 30 мая 2023 года [https://adilet.zan.kz/rus/docs/P1900000988] (дата обращения: [27.01.2024]).

Белоглазов В. И. Профессиональная ориентация школьников в механиз-ме управления образовательной организацией // В зеркале права – 2022: сб. науч. тр. Липецк, 2022. Вып. 3. С. 4 – 7.

Веселова Д.В., Игнатович С.С., Мелконян К.И. Организация проб как функция наставничества в процессе формирования профессионально важных качеств будущего врача на этапе довузовской подготовки // Пе-дагогика: история, перспективы. 2022. Том 5. № 2. С. 101-114 DOI: 10.17748/2686–9969–2022–5-2-101 – 114.

Администрация Президента Республики Казахстан. «Послание Главы государства Касым-Жомарта Токаева народу Казахстана» от 1 сентября 2020 года. [https://www.akorda.kz/ru/addresses/addresses_of_president/poslanie-glavy-gosudarstva-kasym-zhomarta-tokaeva-narodu-kazahstana-1-sentyabrya-2020-g] (дата обращения: [27.01.2024]).

https://www.erg.kz/ru/ ; https://eurasianresources.lu/en/home


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.



Учредитель/Издатель 

Негосударственное образовательное частное учреждение дополнительного профессионального образования "Краснодарский многопрофильный институт дополнительного образования"

Сокращенное наименование контрагента, согласно Устава - НОЧУ ДПО «КМИДО»

_______________________________________________________

Литвинов Кирилл Александрович - главный редактор

Игнатович Владлен Константинович - научный редактор

Редакция журнала «Педагогика: история, перспективы / Pedagogу: history, prospects» 

350080, Россия, Краснодарский край, г. Краснодар, мкр. Пашковский, ул. Заводская, 32
Тел/факс:8 861 203 51 61

Редакция журнала:
+7 905 471 31 94 (по вопросам публикации и сотрудничества)

Редакция журнала:
E-mail: dpo18@yandex.ru (по вопросам публикации и сотрудничества)

Свидетельство о регистрации:

Номер свидетельства ЭЛ № ФС 77 - 77671 от 29.01.2020

(ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ СВЯЗИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ)

e-ISSN: 2686-9969 (ONLINE)


Материалы, размещенные на сайте, охраняются Законом о защите авторских прав. Публикация любых материалов этого сайта запрещена без предварительного согласования с издательством. Авторские права на размещенные на сайте научные публикации принадлежат их авторам. 

+12