СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕМ СЕМЬИ С ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ
Аннотация
Введение. Взаимодействие, сотрудничество педагогов ДО с родителями является одной из актуальных проблем современного дошкольного образования, так как семья и дошкольная организация – это два важных фактора воспитания и социализации детей. Их значение в жизни ребенка, становлении и развитии его как личности трудно переоценить. В ДОО ребенок приобретает первоначальные представления об окружающей его действительности, формирует умение общаться с людьми, усваивать нормы и правила поведения, организовывать собственную деятельность. Насколько эффективно ребенок будет овладевать этими навыками зависит не только от профессионализма педагогов ДОО, но и от компетентности родителей, характера семейного воспитания, традиций и окружения. Эффективность взаимодействия субъектов образовательного процесса повыситься если семья будет включена в деятельность ДО. Признание данного факта требует поиска новых подходов к организации и управлению взаимодействием семьи с дошкольной организацией. Цель работы: выявить и обосновать методологические подходы и на их основе разработать и апробировать модель управления взаимодействием семьи с дошкольной организацией.
Методы исследования. В исследовании использовался комплекс теоретических (анализ научной литературы по теме исследования, обобщение, систематизация, сравнение, моделирование) и эмпирических (опрос, наблюдение, метод интерпретации результатов опроса) методов.
Результаты исследования представлены конкретизацией понятий «взаимодействие семьи с дошкольной организацией», «управление взаимодействием семьи с дошкольной организацией». На основе выявленных методологических подходов (системно-деятельностного, партисипативного, аксиологического и личностно-ориентированного) разработана модель управления взаимодействием семьи с ДОО, включающая мотивационно-целевой, организационно-управленческий и рефлексивно-оценочный блоки и реализующаяся с учётом принципов партнёрства и сотрудничества, открытости, стимулирования и поддержки семьи, индивидуального подхода к работе с семьёй.
Выводы и заключение. Результаты исследования показали положительную динамику развития качественных изменений в управлении взаимодействием семьи с дошкольной организацией: педагоги и родители проявили интерес к новой модели организации и управления взаимодействием семьи с дошкольной организацией, отметили высокое качество воспитания детей, активно включились в совместную деятельность, что доказывает эффективность разработанной и внедренной в образовательный процесс дошкольной организацией модели.
Ключевые слова
Полный текст:
PDFЛитература
. Ковалева, Е.В. Эффективные формы взаимодействия ДОО с семьями воспитанников в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования / авт.- сост. Е.В. Ковалева, Г.С. Лакеева, Е.Н. Патароча, Г.А. Семенюта, Н.Ю. Яблонцева, О.Н. Бабитинская – Иркутск: Изд-во ГАУ ДПО ИРО, 2017. – 109 с.
Рублева, Ю.Ю. Сущность педагогического взаимодействия как фактора развития всех участников воспитательно- образовательного процесса / Ю.Ю. Рублева// Интернет-журнал «Мир науки». – 2016. – Том 4. – № 3. – URL: mir-nauki.com (дата обращения: 12.03.2024).
Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шве-дова [и др.]. – Москва: Азбуковник, 2010. – 944 с.
Зверева, О.Л. Вовлечение родителей в образовательный процесс ДОО как составляющая взаимодействия с семьей / О. Л. Зверева // Дошкольное воспитание. – 2016. – №5. – С. 70–75.
Кудрявцева, Е.А. Методическая поддержка педагогов детского сада в раз-витии конструктивного взаимодействия с родителями / Е.А. Кудрявцева. – автореф. дис…канд.пед.наук.– Волгоград, 2009. – 25 с.
Таршилова, Ю.В. Проблема управления взаимодействием дошкольного образовательного учреждения и семьи в процессе подготовки детей к школе в психолого-педагогических исследованиях / Ю.В. Таршилова, В.В. Лепетюха, О.А. Брыткова, Я.Н. Колесникова // Молодой ученый. – 2021. – № 4 (346). – С. 369–371. – URL: https://moluch.ru/archive/346/77868/ (дата обращения: 12.03.2024).
Блауберг, И.В. Становление и сущность системного подхода / И. В. Блауберг, Э. Г. Юдин. – Москва: «Наука», 1973. – 270 с.
Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.А. Леонтьев, Д.А. Леонтьев, Е.Е. Соколова. – Москва: Смысл, 2005. – 431 с.
Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – Москва: Питер, 2012. – 705 с.
Перкова Л.Н., Разумова Е.П. Современные подходы к организации со-трудничества семьи воспитанников ДОУ / Л.Н. Перкова, Е.П. Разумова // Инновационная наука. – 2019. – №6 – С. 175–177.
Грищенко, Н.А. Аксиологический подход к подготовке будущих педаго-гов дошкольного образования к работе с семьёй воспитанников / Н.А. Грищенко // Didactics of mathematics: Problems and Investigations. – 2019. – С. 62–67.
Задворная, М.С. Личностно ориентированное взаимодействие педагогов дошкольных образовательных организаций с родителями / М.С. Задвор-ная // Человек и образование. – 2016. – № 2 (47). – С. 115–119.
Радионов, В.Е. Теоретические основы педагогического проектирования: дис…д-ра пед. наук / В.Е. Радионов. – Санкт-Петербург, 1996. – 352 с.
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.
Учредитель/Издатель
Негосударственное образовательное частное учреждение дополнительного профессионального образования "Краснодарский многопрофильный институт дополнительного образования"
Сокращенное наименование контрагента, согласно Устава - НОЧУ ДПО «КМИДО»
_______________________________________________________
Литвинов Кирилл Александрович - главный редактор
Игнатович Владлен Константинович - научный редактор
Редакция журнала «Педагогика: история, перспективы / Pedagogу: history, prospects»
350080, Россия, Краснодарский край, г. Краснодар, мкр. Пашковский, ул. Заводская, 32
Тел/факс:8 861 203 51 61
Редакция журнала:
+7 905 471 31 94 (по вопросам публикации и сотрудничества)
Редакция журнала:
E-mail: dpo18@yandex.ru (по вопросам публикации и сотрудничества)
Свидетельство о регистрации:
Номер свидетельства ЭЛ № ФС 77 - 77671 от 29.01.2020
(ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ СВЯЗИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ)
e-ISSN: 2686-9969 (ONLINE)
Материалы, размещенные на сайте, охраняются Законом о защите авторских прав. Публикация любых материалов этого сайта запрещена без предварительного согласования с издательством. Авторские права на размещенные на сайте научные публикации принадлежат их авторам. | +12 |