ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ РАЗВИТИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ

Яна Олеговна Некоз,  Светлана Сергеевна Игнатович, Владлен Константинович Игнатович

Аннотация


. Введение. Статья посвящена проблеме агрессивного поведения подростков в социальных сетях. Концептуальная модель профилактики развития агрессивного поведения подростков в социальных сетях должна включать в себя определенные виды деятельности в различных направлениях. Подростковый возраст является критическим для самостоятельности, поиска идентичности и определения профессионального и личного пути. Дается понятие «социальная сеть». Выделены причины, которые могут вызывать агрессивное поведение: факторы, оказывающие влияние на агрессивное поведение подростков в социальных сетях. Разработана оригинальная модель, которая нацелена на предотвращение данной проблемы.

Методы. Диагностика агрессивного поведения подростков в социальных сетях, контент-анализ социальных сетей подростков.

Результат. Модель педагогической профилактики развития агрессивного поведения включает следующие модули: оценка уровня агрессии у подростка до начала и после завершения программы с целью выявления изменений; содействие осознанию и признанию проблемы агрессивного поведения подростком; повышение самооценки и самоуверенности, а также разработка уважительного отношения к окружающим; обучение техникам расслабления, снижению мышечного напряжения и эффективному контролю негативных эмоций и взрывов агрессии; развитие нового понимания личности подростка и укрепление внутренней уверенности.

Выводы. Понятие «фейсбук-личность» описывает тип поведения человека в социальных сетях отличный от его реальной жизни. Для подростков социальные сети имеют и негативные последствия, такие как возникновение зависимости, разочарования в себе, комплексов. Это может привести к развитию агрессивного поведения. Кроме того, социальные сети представляют риск для молодежи, поскольку родителям сложно контролировать времяпрепровождение, общение и действия своего ребенка.

Заключение. Агрессивное поведение у подростков зависит от влияния на них семьи, ровесников, а также средств массовой информации, с которыми дети могут сталкиваться в социальных сетях.


Ключевые слова


социальные сети, личность в соцсетях, психологическая агрессия, кибербул-линг, агрессивное поведение подростка, педагогическая профилактика развития

Полный текст:

PDF

Литература


Мельникова, М.С. Понятие «Социальная сеть» в социологических теориях и интернет-практиках // Вестник СПбГУ. Язык и литература. 2014. №1. [сайт] – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-sotsialnaya-set-v-sotsiologicheskih-teoriyah-i-internet-praktikah (дата обращения: 17.12.2021).

Мишакова, Г.А. Вовлеченность детей младшего школьного возраста в со-циальные сети // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Психология. 2017. №2 (22). [сайт] – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vovlechennost-detey-mladshego-shkolnogo-vozrasta-v-sotsialnye-seti (дата обращения: 01.11.2021).

Рива, Д. Психология социальных медиа: от технологий к идентичности / К. Видерхольд, П. Чипрессо // 2016 – глава 1 – С. 7–9. [сайт] URL: https://www.researchgate.net/publication/303410829_Psychology_of_Social_Medi (дата обращения: 19.12.2021).

Конах, С.А. Негативное влияние социальных сетей на детей и подростков // Психология, социология и педагогика. 2018. №5 [сайт] – URL: https://psychology.snauka.ru/2018/05/8589 (дата обращения: 21.11.2021).

Наместникова, М. Дети и социальные сети – разрешить или запретить // [сайт] – URL: https://www.kanal-o.ru/news/11023 (дата обращения: 21.11.2021).

Свенцицкий, А.Л. Краткий психологический словарь / М.: Проспект, 2015 – С. 479.

Сашенков, С.А. Криминогенное влияние социальных сетей на несовершен-нолетних / Вестник Воронежского института МВД России №3. – 2015. – С. 215 – 219.

Бочавер, А.А. Кибербуллинг: травля в пространстве современных техноло-гий / К.Д. Хломов, Е.С. Ефимова // Психология. Журнал Высшей школы экономики. М.: 2014. Т.11. №1. – С. 177–191 Кибербуллинг как проблема психопедагогики виртуальных сред // Успехи в химии и химической тех-нологии. 2014, том XXVIII, № 7 Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева, г. Москва, С. 43–50.

Любутин, К.Н. Западная философская антропология: от Фейербаха к Фромму / К.Н. Любутин, А.В. Грибакин // 1994. – С. 311–312.

Аверива, В.А. Психология детей и подростков / 2-е издание – 1998. – С. 36–43.

Федоренко, И.А. Исследование кибербуллинга в современном мире / И.А. Федоренко, О.Л. Колобова //

URL: https://scienceforum.ru/2016/article/2016028679? (дата обращения: 17.03.2022).

Виды и содержание профилактической работы среди несовершеннолет-них // Файловый архив студентов [сайт]. URL: https://studfile.net/preview/9421558/page:3/ (дата обращения: 21.11.2021).

Дрожжина, Л.В. Профилактика агрессивного поведения учащихся. (из опыта работы) / Образовательная социальная сеть [сайт]. URL: https://nsportal.ru/user/303581/page/profilaktika-agressivnogo-povedeniya-uchashchihsya-iz-opyta-raboty (дата обращения: 21.11.2021).

Токарева, И.А. Методические рекомендации для проведения педагогиче-ских советов по вопросам профилактики агрессивного поведения детей и подростков //

URL:https://ppms22.ru/upload/medialibrary/27b/agressiya.pdf?ysclid=lo993ou4ab684190701 (дата обращения: 19.03.2022).

Некоз, Я.О., Факторы развития агрессивного поведения подростков в со-циальных сетях / С.С. Игнатович, В.С. Елагина // Педагогика: история, перспективы. 2022. №6. С . 82 – 99 DOI : 10.17748/2686–9969–2022–5-6-82-99 URL: https://cyberleninka.ru/article/n/faktory-razvitiya-agressivnogo-povedeniya-podrostkov-v-sotsialnyh-setyah (дата обращения: 24.11.2023). https://dpo-journal.ru/index.php/pvsz/article/view/276/272

Хорн, Т. Техника «Рассерженные шарики» // URL: https://vk.com/wall-223007597_7 (дата обращения: 19.03.2022).


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.



Учредитель/Издатель 

Негосударственное образовательное частное учреждение дополнительного профессионального образования "Краснодарский многопрофильный институт дополнительного образования"

Сокращенное наименование контрагента, согласно Устава - НОЧУ ДПО «КМИДО»

_______________________________________________________

Литвинов Кирилл Александрович - главный редактор

Игнатович Владлен Константинович - научный редактор

Редакция журнала «Педагогика: история, перспективы / Pedagogу: history, prospects» 

350080, Россия, Краснодарский край, г. Краснодар, мкр. Пашковский, ул. Заводская, 32
Тел/факс:8 861 203 51 61

Редакция журнала:
+7 905 471 31 94 (по вопросам публикации и сотрудничества)

Редакция журнала:
E-mail: dpo18@yandex.ru (по вопросам публикации и сотрудничества)

Свидетельство о регистрации:

Номер свидетельства ЭЛ № ФС 77 - 77671 от 29.01.2020

(ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ СВЯЗИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ)

e-ISSN: 2686-9969 (ONLINE)


Материалы, размещенные на сайте, охраняются Законом о защите авторских прав. Публикация любых материалов этого сайта запрещена без предварительного согласования с издательством. Авторские права на размещенные на сайте научные публикации принадлежат их авторам. 

+12