РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ РЕБЕНКА В РАННЕМ ДЕТСТВЕ: ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ СЕМЬИ И ДОО
Аннотация
Введение. Статья посвящена проблеме обоснования возможностей эффективного взаимодействия ДОО с семьями воспитанников раннего детского возраста в решении задач развития их эмоциональной сферы. Актуальность исследования обусловлена, с одной стороны, ведущей ролью семьи в развитии эмоциональной сферы детей этого возраста, с другой стороны, недостаточной степенью разработанности моделей взаимодействия ДОО и семьи, в которых сообщество «родитель – ребенок» выступает коллективным субъектом этого процесса. Цель статьи состоит в обосновании специфических воспитательных возможностей семьи и ДОО, для оптимизации которых необходимы новые модели их взаимодействия.
Материалы и методы. Исследование проведено с использованием методов теоретического анализа научной литературы и изучения и обобщения педагогического опыта. Методологическими основаниями проведенного исследования выступают культурно-историческая концепция Л.С. Выготского, деятельностный подход (А.Н. Леонтьев) и принцип событийности Б.Д. Эльконина, реализуемый в изучении совместной творческой деятельности детей и родителей как со-бытийного феномена. Для анализа педагогического опыта использованы материалы деятельности педагогов МАДОУ МО г. Краснодар «Детский сад № 196».
Результаты и обсуждение. Охарактеризованы общие методы и формы развития эмоциональной сферы детей раннего возраста в современных ДОО. Показаны соответствующие им источники эмоциональных переживаний. Обоснована ведущая роль семьи в решении задач развития эмоциональной сферы ребенка в раннем детстве. В этой связи показана недостаточность воспитательных ресурсов ДОО для полноценного решения этой задачи. Охарактеризована культуротворческая функция взаимодействия родителей и детей. Показано, что это взаимодействие носит характер совместного решения «задач-на смысл». Обоснован тезис о том, что недоопределенность ситуации взаимодействия взрослого и ребенка служит источником эмоциональных реакций.
Выводы и заключение. Сделан вывод, что специфические средства развития эмоциональной сферы ребенка в раннем детстве, имеющиеся в распоряжении родителей, не являются набором заранее усвоенных схем родительского поведения. Это развитие происходит только в процессе совместного решения творческих задач, сопровождаемого обменом культурными знаками. ДОО должно прийти в семью в роли помощника, способного к субъект-субъектному диалогу с родителями, поскольку именно союз «взрослый – ребенок» выступает главным субъектом этого процесса.
Ключевые слова
Полный текст:
PDFЛитература
Запорожец А.В. Воспитание эмоций и чувств у дошкольников. Эмоцио-нальное развитие дошкольников М.: Знание, 2018. 402 с.
Мухина В. Ранний возраст – развитие, достижения и преобразования // Развитие личности. 2020. № 2. С. 47–98.
Щедровицкий Г.П. К методике педагогического исследования игры. М: "Знание", 1963.
Лишин О.В. Педагогическая психология воспитания / под ред. Д.И. Фельдштейна. М., 1997. 256 с.
Кудрявцев В.Т, Асмолов А.Г. Лев Выготский: зона вариативного развития // Образовательная политика. 2016. № 3(73). URL: https://docs.yandex.ru/docs/view?url=ya-disk-public (дата обращения 10.03.2024 г.).
Обуховский К. Психология влечений человека. М.: Прогресс, 1977. 248 с.
Мотовилова Ю.Е., Новаковская В.С. Психолого-педагогическое сопро-вождение психического развития детей в период раннего детства в кон-тексте работы с семьей ребенка // Обучение и воспитание: методики и практика. 2013. № 5. С. 138–142.
Баенская Е. Аффективное развитие ребенка в раннем возрасте // До-школьное воспитание. 2008. № 9. С. 100–104.
Кудрявцев В.Т., Хорчева М.И. Воображение, социальная ситуация разви-тия и школьная готовность // Детский сад: теория и практика. 2017. № 5. С. 18–37.
Кольцова И.В., Тихоненко М.В., Запорожец А.С. Роль любимой игрушки в психическом развитии детей раннего возраста // Наука и образование: сохраняя прошлое, создаём будущее. сборник статей XVIII Международной научно-практической конференции. Пенза: Изд-во «Наука и просвещение», 2018. С. 231–234.
Родительский дневник: методическое пособие для родителей детей дошкольного и младшего школьного возраста / авт.-сост.: Игнатович В.К., Игнатович С.С., Гребенникова В.М. Краснодар, 2018. 51 с. URL: https://dpo-journal.ru/pablik/Roditelskij-dnevnik-TSDO.pdf (дата обращения 12.03.2024 г.).
Бичева И.Б., Ковчегова М.Б., Горшенина Н.М. Роль ценностно-эмоционального и мотивационного компонента педагогической компетентности родителей в эмоциональном развитии детей раннего возраста // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 74-3. С. 38–40.
Ларечина Е.В. Развитие эмоциональных отношений матери и ребенка: методическое пособие. СПб.: Речь, 2004. 160 с.
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.
Учредитель/Издатель
Негосударственное образовательное частное учреждение дополнительного профессионального образования "Краснодарский многопрофильный институт дополнительного образования"
Сокращенное наименование контрагента, согласно Устава - НОЧУ ДПО «КМИДО»
_______________________________________________________
Литвинов Кирилл Александрович - главный редактор
Игнатович Владлен Константинович - научный редактор
Редакция журнала «Педагогика: история, перспективы / Pedagogу: history, prospects»
350080, Россия, Краснодарский край, г. Краснодар, мкр. Пашковский, ул. Заводская, 32
Тел/факс:8 861 203 51 61
Редакция журнала:
+7 905 471 31 94 (по вопросам публикации и сотрудничества)
Редакция журнала:
E-mail: dpo18@yandex.ru (по вопросам публикации и сотрудничества)
Свидетельство о регистрации:
Номер свидетельства ЭЛ № ФС 77 - 77671 от 29.01.2020
(ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ СВЯЗИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ)
e-ISSN: 2686-9969 (ONLINE)
Материалы, размещенные на сайте, охраняются Законом о защите авторских прав. Публикация любых материалов этого сайта запрещена без предварительного согласования с издательством. Авторские права на размещенные на сайте научные публикации принадлежат их авторам. | +12 |