ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ПОДРОСТКА ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ СЕМЬИ И ШКОЛЫ
Аннотация
Введение: Статья посвящена проблеме выявления и обоснования психолого-педагогических условий развития эмоциональной сферы подростка во взаимодействии семьи и школы. Рассмотрены проблемы развития эмоциональной сферы подростка как задачи семьи и школы. Отражены средства, при помощи которых семья реализует свою субъектность в части развития эмоциональной сферы ребенка: психолого-педагогическая компетентность родителей, рефлексия, совместная творческая деятельность детей и родителей. Описаны основные аспекты воспитания, направленного на развитие эмоциональной сферы подростка, и методы, составляющие основу коррекционно-развивающей работы. Представлена программа развития эмоциональной сферы подростка.
Методы теоретического анализа психолого-педагогической литературы, эмпирического метода и психолого-педагогического эксперимента. Приняли участие 60 семей: учащиеся 8-х классов и их родители. Тест эмоционального интеллекта Н. Шутте, шкала личностной тревожности А.М. Прихожан, методика «Личностная агрессивность и конфликтность» Е.П. Ильина и П.А. Ковалева. Опросник «Подросток глазами родителей» В.К. Игнатовича.
Обзор литературы: П.П. Блонский, Л.С. Выготский, С.Г. Вершловский, С.С. Керкис, В.А. Ясвин, Т.Н. Касимова, А.С. Макаренко, В.В. Столин, В.А. Сухомлинский, В.К. Игнатович, С.С. Игнатович и др.
Результаты и обсуждение. Произошел качественный сдвиг показателей в сторону увеличения по уровню развития эмоционального интеллекта. Тенденция повышения позитивной агрессивности и снижения конфликтности в выборке свидетельствует об умении управлять эмоциональным состоянием, применять агрессивность как настойчивость в достижении целей, характеризуется способностью личности предотвращать конфликтные ситуации. Снизились уровень высокой степени тревожности с 50 до 33 % и процент родителей, считающих состояние ребенка эмоционально не стабильным, с 53 до 37 %. Снизилось число родителей, считающих поведение своего ребенка как агрессивное с 30 до 10 %.
Выводы и заключение. Благодаря использованию целенаправленных психологических техник при проведении игр и тренингов, подростки научились распознавать, понимать и адекватно выражать свои эмоции, что говорит о повышении уровня эмоционального интеллекта и положительно влияет на их межличностное общение, самооценку. Семейная проектная деятельность гармонизирует детско-родительские отношения, насыщает эмоциональную сферу совместными позитивными эмоциями, которые сближают, способствуют взаимопониманию, создают для подростка ощущение стабильности и поддержки, что благоприятным образом сказывается на его эмоциональном развитии. Развитие эмоциональной сферы подростка – задача, которая может эффективно решаться во взаимодействии семьи и школы с опорой на организацию совместной творческой деятельности детей и родителей.
Ключевые слова
Полный текст:
PDFЛитература
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция)
Гребенникова, В.М. Программа социально-педагогической поддержки семьи как субъекта проектирования индивидуальной образовательной траектории ребенка/ В. М. Гребенникова, П.Б. Бондарев// Педагогика: история, перспективы. – 2021. – № 6. – С. 45 – 50
URL: https://cyberleninka.ru/article/n/programma-sotsialno-pedagogicheskoy-podderzhki-semi-kak-subekta-proektirovaniya-individualnoy-obrazovatelnoy-traektorii-rebenka (дата обращения: 26.07.2023).
Гребенникова В.М., Игнатович В.К., Бондарев П.Б., Игнатович С.С., Курочкина В.Е., Лакреева А.В. Методология и технология социально-педагогической поддержки семьи как субъекта проектирования индивидуальной образовательной траектории ребенка. Монография, Научное электронное издание. Дата подписания к публикации: 10.12.2021. 176 стр., Вышел в свет 19.12.2021.
Симакова, Т.П. Субъектная позиция семьи в открытом образовательном пространстве: монография/ Т. П. Симакова. – Томск: Изд-во ЦНТИ, 2011. – 236 с.
Симакова, Т.П. Формирование субъектной позиции семьи на основе социально-образовательного партнерства: Автореферат диссертация доктора пед. наук. Федеральное государственное научное учреждение «Институт развития образовательных систем» Российской академии образования, 2012 Специальность ВАК РФ13.00.01, https://www.dissercat.com/content/formirovanie-subektnoi-pozitsii-semi-na-osnove-sotsialno-obrazovatelnogo-partnerstva (дата обращения: 26.08.2023).
Сластенин, В.А. Педагогика: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб.заведений/ В.А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – Москва: Перспектива, 2002. – 125 с.
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.
Учредитель/Издатель
Негосударственное образовательное частное учреждение дополнительного профессионального образования "Краснодарский многопрофильный институт дополнительного образования"
Сокращенное наименование контрагента, согласно Устава - НОЧУ ДПО «КМИДО»
_______________________________________________________
Литвинов Кирилл Александрович - главный редактор
Игнатович Владлен Константинович - научный редактор
Редакция журнала «Педагогика: история, перспективы / Pedagogу: history, prospects»
350080, Россия, Краснодарский край, г. Краснодар, мкр. Пашковский, ул. Заводская, 32
Тел/факс:8 861 203 51 61
Редакция журнала:
+7 905 471 31 94 (по вопросам публикации и сотрудничества)
Редакция журнала:
E-mail: dpo18@yandex.ru (по вопросам публикации и сотрудничества)
Свидетельство о регистрации:
Номер свидетельства ЭЛ № ФС 77 - 77671 от 29.01.2020
(ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ СВЯЗИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ)
e-ISSN: 2686-9969 (ONLINE)
Материалы, размещенные на сайте, охраняются Законом о защите авторских прав. Публикация любых материалов этого сайта запрещена без предварительного согласования с издательством. Авторские права на размещенные на сайте научные публикации принадлежат их авторам. | +12 |