К ВОПРОСУ О СИТУАЦИИ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Каринэ Саркисовна Сагоян, Владлен Константинович Игнатович

Аннотация


Введение. В статье освещена проблема личностного развития дошкольников с недоразвитием речи. Обращение к данной проблеме многими исследователями не случайно. Многочисленные исследования личностного становления детей дошкольного возраста посвящены проблемам оказания помощи детям в период дошкольного детства. Предметом исследований являются личностные характеристики детей, социальный аспект их формирования, а также сохранение и укрепление детского здоровья, безопасность, различия характеристик личности в гендерном аспекте, влияние семьи на развитие личности ребенка, различные отклонения в развитии и способы их коррекции.

Целью настоящего исследования является изучение личностного становления и развития дошкольников с нарушением речи.

Методы: аналитические (анализ научной литературы, анализ данных экспериментального исследования), эмпирические (наблюдение, опытно-экспериментальная деятельность).

Опытно-экспериментальная деятельность проводилась с использованием методики исследования уровня развития психических процессов Н.Н. Павловой и Л.Г. Руденко [19]; методики для выявления особенностей мотивационно-потребностной сферы А.Л. Венгера [2]; методики определения уровня развития коммуникативных качеств личности детей дошкольного возраста   А.М. Щетининойи М.А. Никифоровой [25]; метод наблюдения.

Результаты. Определены предпосылки развития личности ребенка с нарушениями речи, обусловленного множеством внешних и внутренних детерминант в образовательной деятельности дошкольного учреждения. Исследование показало эффективность разработанного и апробированного диагностического комплекса для изучения личностных особенностей дошкольников с недоразвитием речи.

Выводы и заключение. В процессе взросления у дошкольников могут появиться нарушения личностного характера и как следствие - нарушение психики. Поэтому важно на ранних этапах становления личности развивать такие познавательные процессы, как мышление, восприятие, память, внимание и воображение. Каждому ребенку присущи свои индивидуальные свойства и качества (в мире нет похожих друг на друга детей). Они во многом определяют личностное развитие дошкольника.


Ключевые слова


дошкольный возраст, личностное развитие, речь, недоразвитие речи.

Полный текст:

PDF

Литература


Артемова С.А. Модернизация технологии формирования коммуникатив-ных умений у детей с общим недоразвитием речи [Текст] / С. А. Артемова // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2022. – № 2. – С. 32-39.

ВенгерА.Л. Психологическая готовность ребенка к школе // Вопросы психологии. -1984. -№ 4.

Волконская Т.Н., Юсупова Г.Х. В 67 Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи. – М.: Книголюб, 2004. – 104 с. (Спе-циальная психология).

Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. – М.: Просвещение, 2008.

Гаркуша Ю.Ф. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи Москва, ТЦ «Сфера», НИИ Школьных технологий, 2008. — 128 с.

Глухов, В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием / В. П. Глухов. - [2-е изд., испр. и доп.]. - Москва : АРКТИ, 2004. - 166 с.

Жаренкова Г.И. Понимание грамматических отношений детьми с ОНР // Школа для детей с ТНР /Под ред. Р.Е. Левиной. М., 1961. 256 с.

Жинкин Н. И. Язык. Речь. Творчество. – М. , 1998.

Зимняя, И. А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. Изд. вто-рое, доп., испр. и перераб./ И. А. Зимняя. - М.: Издательская корпорация «Логос», 2000. - 384 с.

Каше Г.А. Исправление недостатков речи у дошкольников / Под ред. Р.Е. Левиной. М.: «Просвещение», 1971.

Ковалев В. В., Кириченко Е. И. К вопросу о динамике речевых и психиче-ских нарушений у детей и подростков с синдромом моторной алалии. Журн. невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. - 1970. - Вып. 10-156с.

Левина Р.Е. Характеристика ОНР у детей / Р.Е. Левина, Н.А. Никашина. М.: Просвещение, 2009

Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. - М.: Политиздат, 1975. - 304 с.

Леонтьев, А.А. Язык, речь, речевая деятельность/ А.А. Леонтьев -М.: Кра-санд, 2010. - 216 с.

Лингвистический энциклопедический словарь/ Под ред. В. Н. Ярцевой; Ин-т языкознания АН СССР. - М.: Сов. энцикл., 1990.

Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка / М.И. Лисина; под ред. Рузской А.Г. - М., Воронеж, 1997

Мастюкова Е.М. Подготовка к обучению детей с особыми проблемами в развитии. - М., 2003.

Никашина Н.А. Недостатки лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР // Тезисы докладов IV научной сессии по вопросам дефектологии. М., 1962. С. 164-166.

Павлова H.H., Руденко Л.Г. Экспресс-диагностика в детском саду: Ком-плект материалов для педагогов-психологов детских дошкольных обра-зовательных учреждений. М.: Генезис, 2008. - 80 с.

Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / И.В.Дубровина, А. Д. Андреева, Е.Е.Данилова, Т. В. Вохмянина; Под ред. И.В.Дубровиной . -- М.: Изда-тельский центр "Академия", 1998. -160 с.

Рубинштейн, С. Л. К вопросу о языке, речи и мышлении [Электронный ресурс] / С. Л. Рубинштейн // Вопросы языкознания - № 2. - С. 42-48. - Режим доступа: http://www.twirpx.com/post/7679/ .

Рубинштейн С.Л. Развитие связной речи.//Хрестоматия по теории и мето-дике развития речи детей дошкольного возраста./ Сост.М.М.Алексеева, В.И.Яшина. – М.:Издательский центр «Академия», 1999.-560с.

Филичева Т. Б. Психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи / Филичева Т. Б., Туманова Т. В. // Логопедия. – 2006. - № 2. – С. 57-68.

Фрумкина Р.М. Психолингвистика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений . –– М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 320 с.

Щетинина А.М. Условия развития коммуникативной компетентности у детей / А.М. Щетинина // Детский сад: теория и практика. – № 3, 2013, с. 37-45.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.



Учредитель/Издатель 

Негосударственное образовательное частное учреждение дополнительного профессионального образования "Краснодарский многопрофильный институт дополнительного образования"

Сокращенное наименование контрагента, согласно Устава - НОЧУ ДПО «КМИДО»

_______________________________________________________

Литвинов Кирилл Александрович - главный редактор

Игнатович Владлен Константинович - научный редактор

Редакция журнала «Педагогика: история, перспективы / Pedagogу: history, prospects» 

350080, Россия, Краснодарский край, г. Краснодар, мкр. Пашковский, ул. Заводская, 32
Тел/факс:8 861 203 51 61

Редакция журнала:
+7 905 471 31 94 (по вопросам публикации и сотрудничества)

Редакция журнала:
E-mail: dpo18@yandex.ru (по вопросам публикации и сотрудничества)

Свидетельство о регистрации:

Номер свидетельства ЭЛ № ФС 77 - 77671 от 29.01.2020

(ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ СВЯЗИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ)

e-ISSN: 2686-9969 (ONLINE)


Материалы, размещенные на сайте, охраняются Законом о защите авторских прав. Публикация любых материалов этого сайта запрещена без предварительного согласования с издательством. Авторские права на размещенные на сайте научные публикации принадлежат их авторам. 

+12