ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ: ОПЫТ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ОБОСНОВАНИЯ
Аннотация
Введение. Статья посвящена проблеме выявления и обоснования педагогических условий развития образовательной самостоятельности старшеклассников как субъектов проектирования индивидуальной траектории в открытом информационно-образовательном пространстве. Ее актуальность обусловлена недостаточной разработанностью возможностей развития образовательной самостоятельности, обеспечивающей мотивационную и деятельностную готовность старшеклассников к реализации этого нового вида деятельности на проживаемом и последующих этапах непрерывного образования. Цель статьи состоит в экспериментальном обосновании гипотетически предполагаемых педагогических условий развития образовательной самостоятельности старшеклассников.
Материалы и методы. Исследование проведено с использованием методов теоретического анализа подходов к пониманию феномена образовательной самостоятельности, лежащих в основе проектирования соответствующих педагогических условий, и формирующего педагогического эксперимента. В экспериментальной работе приняли участие 54 учащихся в возрасте 14 – 15 лет, среди которых 27 человек составили экспериментальную и еще 27 человек контрольную группу. В исследовании также приняло участие 4 педагога, выступавших в роли экспертов-аналитиков.
Обзор литературы. На основании анализа научной литературы охарактеризованы базовые методологические подходы, лежащие в основе исследования феномена образовательной самостоятельности старшеклассников: гуманистический, системный и социокультурный. Охарактеризованы базовые принципы реализации субъектности старшеклассников в образовательном процессе, понятие образовательной самостоятельности проинтерпретировано как образовательный результат, достигаемый в педагогической системе среднего образования, показана связь развития образовательной самостоятельности и творческим освоением старшеклассниками социокультурных практик.
Результаты и обсуждение. Описана совместная деятельность педагогов и старшеклассников, осуществленная в процессе формирующего педагогического эксперимента. Получены результаты входной и итоговой диагностики базовых компонентов образовательной самостоятельности его участников. Качественно и статистически обоснованы изменения, произошедшие в мотивационно-ценностной сфере старшеклассников. Представлены данные о развитии компетентностей, лежащих в основе способности к решению творческих задач и саморегуляции осуществляемой деятельности.
Выводы и заключение. Полученные экспериментальные данные подтверждают эффективность обоснованных педагогических условий развития образовательной самостоятельности старшеклассников.Ключевые слова
Полный текст:
PDFЛитература
Островский А.В., Кудина М.В. Новая парадигма образования в эпоху цифровой трансформации государства // Государственное управление. Электронный вестник. – 2020. – Вып 78. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/novaya-paradigma-obrazovaniya-v-epohu-tsifrovoy-transformatsii-gosudarstva/viewer (дата обращения 11.05 2023 г.).
Гейхман Л.К., Фомичева Н.В. Образовательная самостоятельность старшеклассника: личностно-деятельностный подход // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 3 – 0. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=24635 (дата обращения 20.04. 2023 г.).
Игнатович В.К., Игнатович С.С., Гребенникова В.М., Бондарев П.Б. Про-ектирование индивидуального образовательного маршрута: проблема готовности субъекта: монография. – М.: Ритм, 2015. – 144 с.
Игнатович В.К., Бондарев П.Б., Гребенникова В.М., Игнатович С.С., Ку-рочкина В.Е. Образовательная самостоятельность старшеклассников: по-нятие, формирование, оценка: монография / под науч. ред. В.К. Игнатовича. Краснодар: Просвещение-Юг, 2017. – 168 с.
Дубовая О.И., Игнатович В.К. Развитие образовательной самостоятельно-сти старшеклассников в педагогическом процессе // Педагогика: история, перспективы. 2023. – Т. 6. – № 5. – С. 27–40.
Бондарев П.Б. Гуманистическая реальность в зеркале философии образо-вания // В поисках гуманистической реальности: сб. науч. тр. / науч. ред. В.П. Бедерханова. Краснодар: Кубанский гос. ун-т, – 2007. – С. 23–29.
Сизикова Т.Э., Кудрявцев В.Т. Природа свободного действия и рефлек-сия // Л.С. Выготский и А.Р. Лурия: культурно-историческая психология и вопросы цифровизации в социальных практиках: материалы междуна-родного конгресса по культурно-исторической психологии, посвященно-го памяти Ж.М. Глозман. Новосибирск, 2022. – С. 275–289.
Кудрявцев В.Т. Амплификация – источник и инструмент развития // Куль-турно-историческая психология. – 2022. – Т. 18. – № 1. – С. 4–5.
Погодина И.А. Педагогические условия формирования старшеклассни-ком индивидуального образовательного пространства: специальность 13.00.01: «Общая педагогика, история педагогики и образования»: авто-реферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагоги-ческих наук / Погодина Ирина Александровна; Омский государственный университет. – Омск, 2010. 24 с.
Игнатович В.К., Игнатович С.С., Литвинов К.А. Целеполагание индивиду-альных образовательных результатов как условие развития образова-тельной самостоятельности старшеклассников // Инновации в образова-нии: сущность, проблемы, практический опыт, перспективы: материалы Всероссийской научно-практической очной онлайн-конференции с меж-дународным участием. – 2018. С. 38–43.
Кузьмина Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения профтехучилища. Москва: Педагогика, 1989. – 264 с.
Кудрявцев В.Т. Развитое детство и развивающее образование: культурно-исторический подход. Ч. 1. Современное детство и инновации в до-школьном образовании. Дубна: ИЦ семьи и детства РАО, 1997. – 174 с.
Щедровицкий Г.П. Избранные труды. Часть VII. Развитие. Учение. Игра. Игра и «детское общество» URL: http://gtmarket.ru/book/export/html/4001 (дата обращения 16.05.2023).
Чередниченко Н.А. Развитие социокультурного опыта современных детей в условиях негосударственного образовательного учреждения // Науч-ные исследования в образовании. – 2010. – № 7. – С. 60-61.
URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_15286913_11037881.pdf (дата обращения 12.04.2023 г.).
Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. Москва: Педагогика, 1989. – 208 с.
Игнатович В.К., Чолакян К.Д. Оценка метапредметных образовательных результатов учащихся в инновационном формате образовательного со-ревнования и технология ее реализации в учреждении дополнительного образования детей // методическое пособие. Краснодар: Кубанский госу-дарственный университет, 2016. – 85 с.
Игнатович В.К., Игнатович С.С., Дурасова Е.А. Взаимодействие старше-классников и студентов как ресурс профориентации в современных со-циокультурных условиях // Актуальные вопросы педагогической науки и образования: сборник статей по материалам авторских исследований II Всероссийской научно-практической конференции и Всероссийской сту-денческой научно-практической конференции. Отв. редактор О.А. Моси-на. Краснодар, 2022. – С. 68 – 77.
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.
Учредитель/Издатель
Негосударственное образовательное частное учреждение дополнительного профессионального образования "Краснодарский многопрофильный институт дополнительного образования"
Сокращенное наименование контрагента, согласно Устава - НОЧУ ДПО «КМИДО»
_______________________________________________________
Литвинов Кирилл Александрович - главный редактор
Игнатович Владлен Константинович - научный редактор
Редакция журнала «Педагогика: история, перспективы / Pedagogу: history, prospects»
350080, Россия, Краснодарский край, г. Краснодар, мкр. Пашковский, ул. Заводская, 32
Тел/факс:8 861 203 51 61
Редакция журнала:
+7 905 471 31 94 (по вопросам публикации и сотрудничества)
Редакция журнала:
E-mail: dpo18@yandex.ru (по вопросам публикации и сотрудничества)
Свидетельство о регистрации:
Номер свидетельства ЭЛ № ФС 77 - 77671 от 29.01.2020
(ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ СВЯЗИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ)
e-ISSN: 2686-9969 (ONLINE)
Материалы, размещенные на сайте, охраняются Законом о защите авторских прав. Публикация любых материалов этого сайта запрещена без предварительного согласования с издательством. Авторские права на размещенные на сайте научные публикации принадлежат их авторам. | +12 |