Личностно-ориентированный подход как принцип обучения

Елена Александровна Синицына, Владлен Константинович Игнатович

Аннотация


Статья посвящена проблеме обоснования эффективных способов реализации обучения старшеклассников на основе принципов личностно ориентированного обучения. Ее актуальность обусловлена недостаточным уровнем разработанности этих условий, поскольку существующие подходы не в полной мере учитывают спектр личностных проявлений, доступных старшекласснику в процессе изучения различных учебных предметов. Цель статьи заключается в выявлении педагогических условий эффективности реализации личностно ориентированного подхода в процессе обучения старшеклассников.

Материалы и методы. Исследование проведено с помощью методов анализа научно-методической литературы и обобщения педагогического опыта.

Результаты и обсуждение. Рассмотрены теории развития личности, трактовки понятия «личностно ориентированный подход», проанализированы вариативные модели этого подхода в процессе обучения старшеклассников, определены основные принципы его реализации, выявлены педагогические условия эффективности процесса обучения.

Выводы и заключение. Личностно ориентированный подход позволяет эффективно решать актуальные задачи подготовки личности XXI века к творческой самореализации в условиях неопределённости и динамичных изменений окружающего мира. Выявленные педагогические условия эффективности реализации личностно ориентированного подхода в процессе обучения старшеклассников требуют экспериментальной проверки, чему и будут посвящены наши дальнейшие исследования.


Ключевые слова


личностно ориентированный подход, принципы личностно ориентированного обучения, субъектность, педагогические условия

Полный текст:

PDF

Литература


Алексеев Н.А. Личностно ориентированное обучение: вопросы теории и практики / Н.А. Алексеев; Тюмен. гос. ун-т, Тюмен. науч. центр РАО. Тюмень: Изд-во Тюмен. гос. ун-та, 1997. 215 с. ISBN 5-88081-013-5

Асмолов А.Г. Психология личности. Культурно-историческое понимание развития человека. М.:Смысл, 2007. 450 с.

Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. – М.: Издательская корпорация «Логос», 1999. – 272 с.

Якиманская И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. М.: Сентябрь, 1996. 278 с.

Фрейд З. Введение в психоанализ: лекции / Зигмунд Фрейд. 2-е изд., пере-раб. Москва: Изд-во СГУ, 2007. 522 с.; 21 см. (Антология гуманитарных наук).; ISBN 978-5-8323-0425-0.

Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис: Пер. с англ. / Общ. ред. и предисл. А.В. Толстых. Москва : Прогресс, Б. г. (1996). 340, [2] с.; 21 см. (Библиотека зарубежной психологии).; ISBN 5-01-004479-X (В пер.) : Б. ц.

Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М.: Просвещение, 1969. 659 с.

Выготский Л.С. Собрание сочинений [Текст]: в 6-ти томах / Л.С. Выготский; сост. М.Г. Ярошевский; вступ. ст. А. Н. Леонтьев ; АПН СССР. – Москва: Педагогика, 1982 – 1984. – 22 см. Т. 1: Вопросы теории и исто-рии психологии / под ред. А.Р. Лурия, М.Г. Ярошевского; [послесл. и коммент. М.Г. Ярошевского, Г.С. Гургенидзе]. 1982. 487 с. : портр.; ISBN В пер. (В пер.).

Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: в 2 т. М.: Педагогика, 1983. Т. 1. 391 с.

Давыдов В.В. Теория развивающего обучения / В.В. Давыдов; Рос. акад. образования, Психол. ин-т, Междунар. ассоц. «Развивающее обучение». М.: ОПЦ «ИНТОР», 1996. 541,[1] с. : ил.; 22 см.; ISBN 5-89404-001-9 (В пер.): Б. ц.

Зинченко В.П. Психологические основы педагогики. (Психолого-педагогические основы построения системы развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова): учеб. пособие. М.: Гардарики, 2002. 431 с.

Загвязинский, В. И. Теория обучения и воспитания: учебник и практикум для вузов / В. И. Загвязинский, И. Н. Емельянова. 2-е изд., перераб. и доп. Москва : Издательство Юрайт, 2023. 230 с. (Высшее образование). ISBN 978-5-9916-9831-3. Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. URL: https://urait.ru/bcode/510722 (дата обращения: 17.10.2023).

Зинченко В.П. Как построить свое «я» / Под ред. В. П. Зинченко. Москва : Педагогика, 1991. 131,[2] с.; 21 см.; ISBN 5-7155-0277-2.

Терминологический словарь студента [Текст] / Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюд-жетное образовательное учреждение высшего образования «Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева» ; [составитель С.С. Ситничук]. Красноярск: Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева, 2016. 198, [1] с.; 21 см.; ISBN 978-5-00102-052-3.

Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования / Е. В. Бондаревская. Ростов-на-Дону: Булат, 2000. 351 с.; 21 см. (Педагогика нового времени).; ISBN 5-86340-090-0.

Жидков А.А., Гордеев К.С., Илюшина Е.С., Ермолаева Е.Л., Федосеева Л.А. Теоретические основы личностно-ориентированного подхода в обу-чении // Гуманитарные научные исследования. 2021. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2021/01/35481 (дата обращения: 07.10.2023)

Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А., Карабанова О.А., Мол-чанов С.В., Салмина Н.Г. Проектирование универсальных учебных дей-ствий в старшей школе // Национальный психологический журнал 2011. №1(5) с.104-110.

Розин, В.М. Психология личности. История, методологические пробле-мы: учебное пособие для вузов / В. М. Розин. 2-е изд., испр. и доп. Москва : Издательство Юрайт, 2023. 239 с. (Высшее образова-ние). ISBN 978-5-534-06636-4. Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. URL: https://urait.ru/bcode/516351 (дата обра-щения: 21.10.2023).

Туленкова Л.А. Личностно-ориентированный подход в формировании личностных универсальных учебных действий // Научное обозрение. Пе-дагогические науки. – 2019. – № 5-1. – С. 15-19;

URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=2129 (дата обращения: 10.10.2023).


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.



Учредитель/Издатель 

Негосударственное образовательное частное учреждение дополнительного профессионального образования "Краснодарский многопрофильный институт дополнительного образования"

Сокращенное наименование контрагента, согласно Устава - НОЧУ ДПО «КМИДО»

_______________________________________________________

Литвинов Кирилл Александрович - главный редактор

Игнатович Владлен Константинович - научный редактор

Редакция журнала «Педагогика: история, перспективы / Pedagogу: history, prospects» 

350080, Россия, Краснодарский край, г. Краснодар, мкр. Пашковский, ул. Заводская, 32
Тел/факс:8 861 203 51 61

Редакция журнала:
+7 905 471 31 94 (по вопросам публикации и сотрудничества)

Редакция журнала:
E-mail: dpo18@yandex.ru (по вопросам публикации и сотрудничества)

Свидетельство о регистрации:

Номер свидетельства ЭЛ № ФС 77 - 77671 от 29.01.2020

(ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ СВЯЗИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ)

e-ISSN: 2686-9969 (ONLINE)


Материалы, размещенные на сайте, охраняются Законом о защите авторских прав. Публикация любых материалов этого сайта запрещена без предварительного согласования с издательством. Авторские права на размещенные на сайте научные публикации принадлежат их авторам. 

+12