Развитие образовательной самостоятельности старшеклассников в педагогическом процессе
Аннотация
Введение. Статья посвящена проблеме выявления и обоснования педагогических условий развития образовательной самостоятельности старшеклассников. Ее актуальность обусловлена недостаточной разработанностью средств и условий развития образовательной самостоятельности, понимаемой как готовность старшеклассников к проектированию индивидуальной образовательной траектории на последующих этапах непрерывного образования. Цель статьи состоит в анализе подходов и уточнении педагогических условий развития образовательной самостоятельности старшеклассников.
Материалы и методы. Исследование проведено методами анализа научной литературы и моделирования процесса продвижения старшеклассников по индивидуальной образовательной траектории. Методологическим основанием для этого послужили общий принцип индивидуализации образования, представления о социокультурной практике как о проектной единице индивидуальной образовательной траектории ученика и о моделировании полного цикла образования в процессе ее освоения.
Результаты и обсуждение. На основании анализа научной литературы уточнено понятие образовательной самостоятельности старшеклассников, выделены ее сущностные черты и охарактеризованы структурные компоненты: мотивационно-целевой, содержательный и процессуальный. Описана концептуальная модель социокультурной практики как проектной единицы индивидуальной образовательной траектории старшеклассника. Охарактеризованы этапы ее освоения обучающимися. Сформулированы педагогические условия, обеспечивающие эффективность этого процесса.
Выводы и заключение. Сделан общий вывод о том, что проблема обоснования педагогических условий развития образовательной самостоятельности старшеклассников не может быть решена посредством внесения локальных изменений в отдельные компоненты традиционного учебно-воспитательного процесса. Требуется переосмысление методологических оснований проектирования образовательного процесса. В предлагаемом подходе таким основанием в качестве единиц индивидуальных образовательных траекторий обучающихся выступает использование социокультурных практик, в которых моделируются «полные циклы» проектно-преобразовательной деятельности.
Ключевые слова
Полный текст:
PDFЛитература
Чернышевский Н.Г. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика. 1983. 335 с.
Пидкасистый П.И. Самостоятельная деятельность учащихся: дидактический анализ процесса и структуры воспроизведения и творчества. М: Педагогика, 1972. 183 с.
Есипов Б.П. Проблема улучшения самостоятельной деятельности учащих-ся на уроке // Педагогика. 2011 №8. С. 36–42.
Данилов М.А. Воспитание у учащихся самостоятельности и творческой ак-тивности в процессе обучения. М.: Просвещение. 1978. 82 с.
Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996. 544 с.
Абрамов М.С. Генезис образовательной самостоятельности студентов в процессе дистанционного обучения (на примере негосударственного гуманитарного вуза: автореф. дисс. … канд. пед. наук. Екатеринбург, 2003. 23 с.
Гребенникова В.М., Гребенников О.В., Игнатович В.К., Игнатович С.С., Се-менова А.В. Развитие исследовательских интересов старшеклассников в процессе совместной творческой деятельности со студентами педагогического вуза // Перспективы науки и образования. 2023. № 1 (61). С. 321-339. doi: 10.32744/pse.2023.1.19
Игнатович В.К., Игнатович С.С., Гребенникова В.М., Бондарев П.Б. Проектирование индивидуального образовательного маршрута: проблема го-товности субъекта: монография. М.: Ритм, 2015. 144 с.;
Бондарев П.Б., Игнатович В.К., Курочкина В.Е., Учащийся как субъект про-ектирования индивидуальных образовательных результатов в процессе дополнительного образования // Историческая и социально-образовательная мысль. 2020. Том. 12. № 4-5. С. 144-153.
doi: 10.17748/2075-9908-2020-12-4-5-144-153.
Попов А.А. Летний образовательный отдых детей в рамках компетентностного подхода: методическое пособие / А.А. Попов, П.П. Глухов, Г.М. Лупа , О.А. Попова М.: ЛЕНАНД, 2016.
Игнатович В.К. Образовательная самостоятельность старшеклассников: понятие, формирование, оценка: монография / В.К. Игнатович, П.Б. Бондарев, В.М. Гребенникова, С.С. Игнатович, В.Е. Курочкина; под науч. ред. В.К. Игнатовича. – Краснодар: Просвещение-Юг, 2017. 168 с.
Александрова Е.А. Педагогическое сопровождение старшеклассников в процессе разработки и реализации индивидуальных образовательных траекторий: автореф. дисс. …доктора пед. наук. Тюмень, 2006.
Гребенникова В.М., Игнатович В.К., Игнатович С.С., Курочкина В.Е. Сов-местная досуговая деятельность детей и родителей как форма образовательного стартапа семьи // Педагогика: история, перспективы. 2021. Т. 4. № 5. С. 36–52. https://dpo-journal.ru/index.php/pvsz/article/view/212
Бланк С., Дорф Б. Стартап: настольная книга основателя / пер. с англ. М.: Альпина Паблишер, 2013. 616 с.
Игнатович В.К., Гребенникова В.М. Образовательная самостоятельность как условие профессионально-личностного самоопределения старше-классника // Историческая и социально-образовательная мысль. 2016. Т. 8. № 5-2. С. 174–179.
https://hist-edu.ru/index.php/hist/article/view/2426/2352
Гейхман Л.К., Фомичева Н.В. Образовательная самостоятельность старшеклассника: личностно-деятельностный подход // Современные про-блемы науки и образования. 2016. № 3-0. С. 287–294.
Погодина И.А. Педагогические условия формирования старшеклассником индивидуального образовательного пространства: автореф. дисс. … канд. пед. наук. Омск, 2010. 24 с.
Игнатович В.К., Игнатович С.С. Содержание и уровни образовательной самостоятельности старшеклассников как образовательного результата ступени общего среднего образования // Приоритетные научные направления: от теории к практике. 2016. № 33. С. 56–62.
Игнатович В.К., Гребенникова В.М., Игнатович С.С., Бондарев П.Б. Про-блема формирования готовности учащихся к проектированию индивиду-ального образовательного маршрута // Наука Кубани. 2014. № 4. С. 61–65.
Петровский В.А. Человек над ситуацией. М.: Смысл, 2010. 559 с.
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.
Учредитель/Издатель
Негосударственное образовательное частное учреждение дополнительного профессионального образования "Краснодарский многопрофильный институт дополнительного образования"
Сокращенное наименование контрагента, согласно Устава - НОЧУ ДПО «КМИДО»
Литвинов Александр Михайлович
_______________________________________________________
Литвинов Кирилл Александрович - главный редактор
Игнатович Владлен Константинович - научный редактор
Редакция журнала «Педагогика: история, перспективы / Pedagogу: history, prospects»
350080, Россия, Краснодарский край, г. Краснодар, мкр. Пашковский, ул. Заводская, 32
Тел/факс:8 861 203 51 61
Редакция журнала:
+7 905 471 31 94 (по вопросам публикации и сотрудничества)
Редакция журнала:
E-mail: dpo18@yandex.ru (по вопросам публикации и сотрудничества)
Свидетельство о регистрации:
Номер свидетельства ЭЛ № ФС 77 - 77671 от 29.01.2020
(ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ СВЯЗИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ)
e-ISSN: 2686-9969 (ONLINE)
Материалы, размещенные на сайте, охраняются Законом о защите авторских прав. Публикация любых материалов этого сайта запрещена без предварительного согласования с издательством. Авторские права на размещенные на сайте научные публикации принадлежат их авторам. | +12 |