ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ В ЦЕЛОСТНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Аннотация
. Введение. Статья посвящена проблеме выявления психолого-педагогических условий формирования контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников в целостном образовательном процессе. Решается вопрос, какие требования следует предъявить к методике формирования учебных действий контроля и оценки при решении учебной задачи, чтобы сформировались наивысшие формы самоорганизации и саморегуляции (рефлексивное мышление, способность к осознанному выбору и формирующему оцениванию)? Отсюда возникает необходимость в описании психолого-педагогических условий и требований к методике формирования контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников в целостном образовательном процессе. Цель исследования: выявить и обосновать психолого-педагогические условия формирования контрольно-оценочной самостоятельности; определить и экспериментально обосновать психолого-педагогические условия, обеспечивающие эффективность созданной методической системы. Базой исследования выступала МБОУ СОШ №36, расположенная в станице Новодмитриевская Северского района. Выборка: 26 мальчиков, 29 девочек в возрасте 10 – 11 лет.
Методы. Экспериментальные: методики «Оценка уровня сформированности учебной деятельности» Г.В. Репкиной, Е.В. Заика, а также диагностика самооценки «Лесенка» В.Г. Щур, формирующий педагогический эксперимент. Статистические: критерий U-Манна-Уитни, критерий Т-Вилкоксона, rs -коэффициент ранговой корреляции Спирмена.
Обзор литературы: развивающее обучение В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, В.В. Репкина, Д.Б. Эльконина, и др.; культурно-историческая концепция (Л.С. Выготский), теория деятельности (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев), концепция контрольно-оценочной самостоятельности (А.Б. Воронцов), концепция учебного сотрудничества (Г.А. Цукерман), технология самоуправления учением на основе оценочной самостоятельности младших школьников (О.И. Баранова).
Результаты. Для решения проблемы исследования, нами была поставлена цель – выявить и обосновать психолого-педагогические условия формирования контрольно-оценочной самостоятельности: 1) включение учащихся в различные виды урочной и внеурочной деятельности на основе использования способов самооценки и самоконтроля. 2) создание педагогом ситуаций взаимного контроля и оценки учащимися результатов учебной деятельности; 3) создание ситуаций рефлексии самоизменения учащихся в процессе использования ими освоенных способов самооценки и самоконтроля результатов учебной деятельности.
Выводы и заключение. Результаты проведенного исследования подтверждают эффективность использования на уроках русского языка, математики, литературного чтения, окружающего мира, технологии, а также во внеурочной деятельности: листов самооценки и страниц рефлексивного дневника школьника, способствующего формированию конструктивных и рефлексивных умений учащихся.
Ключевые слова
Полный текст:
PDFЛитература
Репкина Г. В. Оценка уровня сформированности компонентов учебной деятельности / Г. В. Репкина, Е. В. Заика // Психологическое обследова-ние детей дошкольного – младшего школьного возраста: Тексты и мето-дические материалы. – Москва: УМК «Психология», 2003. – С. 91–100.
Психология личности: теория и эксперимент: сборник научных трудов / составитель М. П. Гинзбург. – Москва: АПН СССР, 1982. – 170 с.
Баранова О. И. Рефлексивный дневник. Приложение к методическому по-собию «Технология самоуправления учением на основе рефлексивного дневника» (для начальной школы) / О. И. Баранова, А. В. Гитман; – Крас-нодар, 2007. – 74 с.
Ермолаев-Томин О. Ю. Математические методы в психологии в 2 ч. учебник для вузов / О. Ю. Ермолаев-Томин. – Москва
: Юрайт, 2022. – 208 с. – (Высшее образование). – URL: https://urait.ru/bcode/513021 (дата обращения: 20.04.2023). – ISBN 978-5-534-04325-9.
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.
Учредитель/Издатель
Негосударственное образовательное частное учреждение дополнительного профессионального образования "Краснодарский многопрофильный институт дополнительного образования"
Сокращенное наименование контрагента, согласно Устава - НОЧУ ДПО «КМИДО»
_______________________________________________________
Литвинов Кирилл Александрович - главный редактор
Игнатович Владлен Константинович - научный редактор
Редакция журнала «Педагогика: история, перспективы / Pedagogу: history, prospects»
350080, Россия, Краснодарский край, г. Краснодар, мкр. Пашковский, ул. Заводская, 32
Тел/факс:8 861 203 51 61
Редакция журнала:
+7 905 471 31 94 (по вопросам публикации и сотрудничества)
Редакция журнала:
E-mail: dpo18@yandex.ru (по вопросам публикации и сотрудничества)
Свидетельство о регистрации:
Номер свидетельства ЭЛ № ФС 77 - 77671 от 29.01.2020
(ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ СВЯЗИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ)
e-ISSN: 2686-9969 (ONLINE)
Материалы, размещенные на сайте, охраняются Законом о защите авторских прав. Публикация любых материалов этого сайта запрещена без предварительного согласования с издательством. Авторские права на размещенные на сайте научные публикации принадлежат их авторам. | +12 |