Положительные экстерналии наставничества в дополнительном профессионально-педагогическом образовании (региональный опыт Еврейской автономной области)

Татьяна Анатольевна Файн, Наталья Геннадьевна Кузьмина

Аннотация


Актуальность статьи заключается в обосновании социальной значимости положительных экстерналиев  наставничества в дополнительном профессионально-педагогическом образовании. Статья опирается на современные научные взгляды исследователей по вопросам  экстерналиев, а также на авторские научные разработки по проблематике исследовательского подхода, методического патронажа и наставничества. Объектом изучения является дополнительное профессионально-педагогическое образование в современных условиях модернизации. В статье раскрываются положительные экстерналии наставничества в сфере образования. Представлен опыт организации и реализации модели наставничества на территории Еврейской автономной области. Описан методический патронаж наставничества, его возможности и социально-педагогические эффекты. Обосновано применение исследовательского подхода как условия развития профессионально-педагогической компетентности.  Предложены  общественно-государственные формы наставничества и механизмы общественно-государственной интеграции наставничества на региональном уровне. Новизна заключается в актуализации методического патронажа как неформализованной формы наставничества. Практическая значимость  состоит в предложениях  по включению исследовательского подхода и методического патронажа в научный оборот и педагогическую практику   дополнительного профессионально-педагогического образования.


Ключевые слова


наставничество, эстерналиии, стажировка, исследовательский подход, методический патронаж, общественно-государственная интеграция и механизмы

Полный текст:

PDF

Литература


Мелихов В. Ю. Формы экстерналий (внешних эффектов образования). - В Ж.: Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова № 6, 2006.

Методология (целевая модель наставничества) – 25.12.2019 г №Р-145 –(Дата обращения: 30.01.2023)

Настольная книга «Наставничество: эффективная форма обучения»: информационно-метод. материалы / авт. - сост. Нугуманова Л. Н., Яковенко Т. В. – 2-е издание, доп., перераб. – Казань: ИРО РТ, 2020. – 51 с., С.4.

Национальный проект «Образование»– (Дата обращения: 30.01.2023)

Распоряжение Правительства РФ – 31.12.2019 №3273-р (ред. от 20.08.2021) «Об утверждении основных принципов национальной системы профессионального роста педагогических работников РФ, включая национальную систему учительского роста» – (Дата обращения: 30.01.2023)

Методические рекомендации по разработке и внедрению системы педагогического наставничества в ОО – 21.12.2021 №А3 – 1128-08 -Минпросвещения РФ 30.01.2023 – (Дата обращения: 30.01.2023)

Письмо Минпросвещения России N АЗ-1128/08, Профсоюза работни-ков народного образования и науки РФ N 657 от 21.12.2021 О направлении Методических рекомендаций (вместе с "Методическими рекомендациями по разработке и внедрению системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях", "Методическими рекомендациями для образовательных организаций по реализации системы (целевой модели) наставничества педагогических работников"). – (Дата обращения: 30.01.2023)

Файн Т. А. Исследовательский подход в обучении – основа технологического обеспечения ФГОС ООО. - Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно- практических конференций / Науч. ред. Л.Н. Горбунова. – М.: АСОУ, 2015. – 3151 с. – С.880 – 889.

Файн Т. А. Исследовательский подход в профессиональной переподготовке и повышении квалификации педагогических работни-ков.//Современные проблемы гуманитарных и естественных наук: материалы XXV международной научно-практической конференции 26-27 ноября 2015 года. В 2 т.: том II - Москва: Изд-во «Институт стратегических исследований» : Изд-во «Перо», 2015, С.296-305.

Файн Т. А. Технологии сопровождения одарённых и талантливых детей. - Монография. – Saabrucken, Германия – 2015, 86 с. - С.23-24.

Файн Т. А. Инновационно-технологическое обеспечение профессио-нальной переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров. - В сб.: Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации материалы научно-практической (заочной) конференции с международным участием. – Ульяновск: Зебра - 2015, 614 с., С.571-577.

Файн Т. А. Модернизация образования: инновационность и социально-пе6дагогические эффекты исследовательского подхода в обучении. - Инновации в современной системе образования: подходы и решения: коллективная монография. - Ульяновск, Зебра, 2016. - 494 с., С. 70-82.

Файн Т.А. Компетентностная парадигма в профессиональной переподготовке и повышении квалификации педагогических кадров: монография. – Ульяновск: Зебра, 2016. – 97 с. - С.64-65.

Файн Т. А. К вопросу модернизации дополнительного пррфессионального педагогического образования (ДППО). Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации: материалы всероссийской научно-практической конференции с ди-станционным и международным участием: 19-20 декабря 2019 г. - Ульяновск: ЗЕБРА, 2019. - 507 с. - С. 252 - 257.

Файн Т. А. Интеграция наставничества в образовательно-воспитательное пространство современной школы. - В сб.: Категория «социального» в современной педагогике и психологии: материалы 9-й Всероссийской научно-парктической конференции с дистанционным и международным участием: 6-7 июня 2021 г. /отв. ред. А. Ю. Нагорнова. - Ульяновск: Зебра, 2021. - 545 с., С.496-502.

Файн Т. А. Исследовательский подход – условие развития профессионально-педагогической компетентности и достижения эффективных результатов в обучении // От социальных эффектов к образовательным результатам: эффективные практики повышения качества образования»: материалы Забайкальского межрегионального научно-практического симпозиума. - 2022.

Файн Т. А. Методический патронаж наставничества: возможности и социально-педагогические эффекты.- в сб.: Наставничество в образовании: культура, идеи, технологии : Всероссийская с международным участием научно-практическая конференция. Часть 2 / Уральский государственный педагогический университет ; главный редактор Г. А. Кругликова. – Екатеринбург : [б. и.], 2023. – 1 CD-ROM. – Текст : элек-тронный

Файн Т. А. Современное прочтение и оценка работ К. Д. Ушинского при исследовательском подходе в дополнительном профессионально-педагогическом образовании. — Материалы Международной научно-практической конференции «Высшая школа педагогики: учитель и время» (К 200-летию со дня рождения К. Д.Ушинского) - 30 марта 2023 г., Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Государственный гуманитарно-технологический университет», г. Орехово-Зуево. - Текст электронный

Ямбург Е.А. Гармонизация педагогических парадигм – стратегия раз-вития образования [Электронный ресурс].


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.



Учредитель/Издатель 

Негосударственное образовательное частное учреждение дополнительного профессионального образования "Краснодарский многопрофильный институт дополнительного образования"

Сокращенное наименование контрагента, согласно Устава - НОЧУ ДПО «КМИДО»

Литвинов Александр Михайлович 

_______________________________________________________

Литвинов Кирилл Александрович - главный редактор

Игнатович Владлен Константинович - научный редактор

Редакция журнала «Педагогика: история, перспективы / Pedagogу: history, prospects» 

350080, Россия, Краснодарский край, г. Краснодар, мкр. Пашковский, ул. Заводская, 32
Тел/факс:8 861 203 51 61

Редакция журнала:
+7 905 471 31 94 (по вопросам публикации и сотрудничества)

Редакция журнала:
E-mail: dpo18@yandex.ru (по вопросам публикации и сотрудничества)

Свидетельство о регистрации:

Номер свидетельства ЭЛ № ФС 77 - 77671 от 29.01.2020

(ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ СВЯЗИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ)

e-ISSN: 2686-9969 (ONLINE)


Материалы, размещенные на сайте, охраняются Законом о защите авторских прав. Публикация любых материалов этого сайта запрещена без предварительного согласования с издательством. Авторские права на размещенные на сайте научные публикации принадлежат их авторам. 

+12