Теоретические основания проблемы формирования контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников
Аннотация
Введение. Статья посвящена проблеме формирования контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников. Для того чтобы развить умение учиться и анализировать свою деятельность младшие школьники анализируют результат и процесс своей деятельности, используя следующие вопросы: Какие цели они ставили перед собой? Каким путем достигли их? Какие трудности возникали при этом? Как удалось преодолеть эти трудности? В каких моментах произошли ошибки? Почему возникли ошибки? Как можно избежать повторения ошибок? Рассмотрены подходы к пониманию термина «контрольно-оценочная самостоятельность». Охарактеризованы уровни сформированности и различные подходы к трактовке понятия. Представлено обучение как фактор формирования оценочной самостоятельности младших школьников.
Обзор литературы: развивающее обучение В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, В.В. Репкина, Д.Б. Эльконина; культурно-историческая концепция Л.С. Выготского, теория деятельности С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, концепция контрольно-оценочной самостоятельности А.Б. Воронцова, концепция учебного сотрудничества Г.А. Цукерман, технология самоуправления учением на основе оценочной самостоятельности младших школьников О.И. Барановой.
Методы: анализ научной психолого-педагогической литературы; метод обобщения педагогического опыта.
Результаты. Выделены психологические основания формирования контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников. Рассмотрен алгоритм их знакомства с основами оценочной деятельности. Структурированы методы, приемы и средства формирования контрольно-оценочной самостоятельности. Создана теоретическая модель формирования контрольно-оценочной самостоятельности и методическая система обучения учащихся способам самооценки и самоконтроля. Перечислены психолого-педагогические условия формирования контрольно-оценочной самостоятельности.
Выводы и заключение. Контрольно-оценочная самостоятельность – это субъектное свойство личности, в которой присутствуют инициативность, ответственность, осознанность, контроль и оценка своей деятельности. В младшем школьном возрасте наблюдается становление субъектности, где одним из важных аспектов является самооценка.
Ключевые слова
Полный текст:
PDFЛитература
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская [и др.], под ред. А.Г. Асмолова. – Москва: Просвещение, 2008. – 151 с. – ISBN: 978-5-09-019148-7.
Кузнецова О.В. Формирование регулятивных учебных действий на основе безотметочного обучения / О. В. Кузнецова // Человек и образование. – 2014. – № 3(40). – С. 95–97.
Баранова О.И. Развитие контрольно-оценочной самостоятельности учащихся начальных классов как условие успешного формирования универсальных учебных действий младших школьников: (учебно-методическое пособие) / О.И. Баранова, О.А. Медведева. – Краснодар: Издательско-полиграфический центр КубГУ, 2014. –132 с.
Баранова О.И. Формирование оценочной деятельности младших школьников (технологическая карта): учебно-методическое пособие / О.И. Баранова. – Краснодар: КубГУ, 2010. – 47 с.
Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах: избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин. – 3-е изд. – Москва: Институт практической психологии; Воронеж: МОДЭК, 2001. – 416 с. – ISBN 5-89502-211-1.
Румянцева Л.Н. Исследовательский метод обучения и здоровьесбережение младшего школьника / Л.Н. Румянцева // Исследователь/Researcher. – 2009. – № 1(1). – С. 169–176. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovatelskiy-metod-obucheniya-i-zdoroviesberezhenie-mladshego-shkolnika (дата обращения: 4.04.2023).
Давыдов В.В. Младший школьник как субъект учебной деятельности / В.В. Давыдов, В.И. Слободчиков, Г.А. Цукерман // Вопросы психологии. – 1992. – № 3(4). – С. 14–19. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32642934 (дата обращения: 13.12.2022).
Давыдов В.В. Учебная деятельность: состояние и проблемы исследования / В.В. Давыдов // Вопросы психологии. – 1991. – № 6. – С. 45–51.
Воронцов А.Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности: образовательная система Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова / А.Б. Воронцов. – Москва: Издатель Рассказов А.И., 2002. –303 с. – ISBN 5-94016-008-5.
Проничева Е.В. К проблеме формирования контрольно-оценочной самостоятельности младшего школьника / Е.В. Проничева // Ярославский педагогический вестник. – 2008. – № 4(57). – С. 85–90. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-probleme-formirovaniya-kontrolno-otsenochnoy-samostoyatelnosti-mladshego-shkolnika (дата обращения: 22.10.2022).
Проничева Е.В. Уровни контрольно-оценочной самостоятельности младшего школьника // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. – 2008. – № 2. – С. 28–32. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/urovni-kontrolno-otsenochnoy-samostoyatelnosti-mladshego-shkolnika (дата обращения: 22.10.2022).
Цейтлина Е.Ю. Развитие оценочной самостоятельности учащихся в со-временной школе: специальность 13.00.01 «Педагогические науки»: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Цейтлина Е.Ю., Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена. – Санкт-Петербург, 2009. – 229 с.
Воронцов А.Б. Контрольно-оценочная самостоятельность младших школьников как основа учебной самостоятельности подростка / А.Б. Воронцов // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. –2009. – № 5. – С. 21–31.
Захарова А.В. Исследование самооценки младшего школьника в учеб-ной деятельности / А.В. Захарова, Т.Ю. Андрущенко // Вопросы психологии. – 1980. – № 4. – С. 90–99. –
URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=39380272 (дата обращения: 14.11.2022).
Зинова Т.В. Динамика развития самооценки в младшем школьном возрасте: специальность 19.00.07 «Психологические науки»: диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Зинова Татьяна Валерьевна. Московский государственный университет. – Москва, 2002. – 139 с.
Слободчиков В.И. Психологические проблемы становления внутреннего мира человека / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев // Вопросы психологии. – 1986. – № 6. – С. 14–22. – URL: http://voppsy.ru/issues/1986/866/866014.htm (дата обращения: 2.04.2023).
Цукерман Г.А. Как младшие школьники учатся учиться? / Г.А. Цукерман. – Москва: Рига: Педагогический центр «Эксперимент», 2000. – 224 с.
Цукерман Г.А. Контроль и оценка как учебные действия ребенка: комментарий к видеозаписям уроков / Г.А. Цукерман. – Москва: АП-КиППРО, 2004. – 76 с.– (Урок в развивающем обучении. Система Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова, часть 2).
Эльконин Д.Б. Особенности психического развития детей 6–7 - летнего возраста: монография / Д.. Эльконин, А.Л. Вегнер. – Москва: Педагогика, 1988. – 136 с. – (Образование. Педагогические науки. Педагогическая психология). – URL: https://psychlib.ru/inc/absid.php?absid=21794 (дата обращения: 13.02.2023). – ISBN 5-7155-0042-7.
Лаптева Н.В. Психологические основания проектирования образовательных программ в начальной школе: специальность 19.00.07 «Психологические науки»: диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Лаптева Надежда Витальевна. Вятский государственный педагогический университет. – Ярославль, 2001. – 144 с.
Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность: учебное пособие / А.Н. Леонтьев. – Москва: Смысл: Академия, 2005. – 352 с. –– ISBN 5-89357-153-3.
Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – Москва: Педагогика, 1973. – 416 с.
Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: в 2 т. / Б.Г. Ананьев. – Москва: Педагогика, 1980. – 232 с. – (Труды действительных членов и членов-корреспондентов Академии педагогических наук СССР).
Гальперин П.Я. Психология как объективная наука: избранные психологические труды / П.Я. Гальперин. – Москва: Издательство Московского психолого-социального института. Воронеж: МОДЭК, 1998. – 480 с. – (Психологи Отечества: избранные психологические труды: в 70-ти томах). – ISBN 5-89395-052-6.
Захарова А.В. Психология формирования самооценки / А.В. Захарова. – Минск: Новое знание, 1993. – 100 с.
Захарова А.В. Структурно-динамическая модель самооценки / А.В. Захарова // Вопросы психологии. – 1989. – № 1. – С. 5–14. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=39380387 (дата обращения: 3.05.2023).
Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 томах / Л.С. Выготский. – Москва: Педагогика, 1982. – 400 с.
Медведева О.А. Формирование контрольно-оценочной самостоятельности учащихся начальной школы / О.А. Медведева, О.И. Баранова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № 9. – С. 101–105. – URL: http://e-koncept.ru/2015/95037.htm (дата обращения: 11.03.2023).
Баранова О.И. Технология формирования оценочной деятельности учащихся: на примере младших школьников: специальность 13.00.01 «Педагогические науки»: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Баранова Ольга Игоревна, Кубанский государственный университет. – Краснодар, 2007. – 214 с.
Власова Н.Н. Особенности доминирования мотивов у детей младшего школьного возраста: специальность 19.00.07 «Психологические науки»: диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Власова Наталия Николаевна, Научно-исследовательский институт общей и педагогической психологии. – Москва, 1977. – 127 с.
Егорова Т.Л. Контрольно-оценочная деятельность педагога как средство развития учебной мотивации младших школьников / Т.Л. Егорова // Вестник магистратуры. – 2015. – № 2(2). – С. 32–35. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25483823 (дата обращения: 19.04.2023).
Бирина О.В. Понятие успешности обучения в современных педагогических и психологических теориях / О.В. Бирина // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 8(2). – С. 438–443. – URL: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=34575 (дата обращения: 28.01.2023).
Проничева Е.В. Формирование контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников: специальность 13.00.01 «Педагогические науки»: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Проничева Елена Владимировна; Костромской государственный университет. – Ярославль, 2009. – 22 с. – Место защиты: Ярославский государственный университет.
Должикова А.И. Формирование контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников при обучении русскому языку / А.И. Должикова, В.А. Антохина // Вопросы педагогики. – 2019. – № 7(1). – С. 24–31. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38548318 (дата обра-щения: 3.10.2022).
Лутошкина В.Н. Условия формирования контрольно-оценочной самостоятельности в начальной школе / В. Н. Лутошкина, В. В. Коренева // Научно-педагогическое обозрение. – 2019. – № 4(26). – С. 14–20.
Огурцова М.Э. Развитие контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников / М.Э. Огурцова, О.А. Томашевская // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VII Международной научной конференции (г. Самара, 2015 г.). – Самара: ООО «Издательство АСГАРД», 2015. – С. 89–96. – URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/202/8575 (дата обращения: 15.02.2023).
Фридман, Л.М. Психологический справочник учителя / Л.М. Фридман, И.Ю. Кулагина; – Москва: Просвещение, 1991. – 288 с. – ISBN 5-09-001743-3.
Баранова О.И. Технология самоуправления учением на основе рефлексивного дневника (для начальной школы): учебно-методическое посо-бие / О.И. Баранова. – Краснодар: Просвещение-Юг, 2016. – 51 с.
Цукерман, Г.А. Оценка без отметки / Г.А. Цукерман. – Москва; Рига: Педагогический центр «Эксперимент», 1999. – 133 с. – ISBN 9984-16-020-3.
Цукерман, Г.А. Развитие учебной самостоятельности / Г. А. Цукерман, А. Л. Венгер. – Москва: ОИРО, 2010. – 432 с. – URL: http://www.psychlib.ru/inc/absid.php?absid=241495 – ISBN 978-5-9900252-7-1.
Цукерман Г.А. Как младшие школьники становятся субъектами учеб-ной деятельности? три года лонгитюдного исследования / Г.А. Цукерман, Ю.И. Суховерша // Психологическая наука и образование. – 2000. – №1 – С. 52–64.
Гангнус Н.А. Формирование у младших школьников позитивной я-концепции в учебно-познавательной деятельности: специальность 13.00.01 «Педагогические науки»: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Гангнус Наталия Андреевна. Пермский государственный педагогический университет. – Пермь, 2007. – 229 с.
Проничева Е.В. Формирование контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников: специальность 13.00.01 «Педагогические науки»: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Проничева Елена Владимировна. Костромской государственный университет. – Ярославль, 2010. – 236 с.
Фридман, Л.М. Педагогический опыт глазами психолога: книга для учителя / Л. М. Фридман. – Москва: Просвещение, 1987. – 224 с.
Воробьева С.В. Современные средства оценивания результатов обучения в общеобразовательной школе: учебник для вузов / С. В. Воробьева. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Юрайт, 2023. – 703 с. – (Высшее образование). – URL: https://urait.ru/bcode/427499 (дата обращения: 19.10.2022). – ISBN 978-5-534-09241-7.
Сергеева Е.В. Формирование самостоятельности младших школьников в контрольно-оценочной деятельности: специальность 13.00.01 «Педагогические науки»: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Сергеева Елена Владимировна. Магнитогорский государственный университет. – Магнитогорск, 2009. – 195 с.
Липкина А.И. Психология самооценки школьника: специальность 19.00.07 «Психологические науки»: диссертация на соискание ученой степени доктора психологических наук / Липкина Анна Израилевна. Научно-исследовательский институт общей и педагогической психологии. – Москва, 1974. – 383 с.
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.
Учредитель/Издатель 12+
Негосударственное образовательное частное учреждение дополнительного профессионального образования "Краснодарский многопрофильный институт дополнительного образования"
Сокращенное наименование контрагента, согласно Устава - НОЧУ ДПО «КМИДО»
Учредитель
Литвинов Александр Михайлович
_______________________________________________________
Литвинов Кирилл Александрович - главный редактор
Игнатович Владлен Константинович - научный редактор
Литвинов Александр Михайлович - технический редактор
Редакция журнала «Педагогика: история, перспективы / Pedagogу: history, prospects»
350080, Россия, Краснодарский край, г. Краснодар, мкр. Пашковский, ул. Заводская, 32
Тел/факс:8 861 203 51 61
Редакция журнала:
+7 905 471 31 94 (по вопросам публикации и сотрудничества)
Редакция журнала:
E-mail: dpo18@yandex.ru (по вопросам публикации и сотрудничества)
Свидетельство о регистрации:
Номер свидетельства ЭЛ № ФС 77 - 77671 от 29.01.2020
(ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ СВЯЗИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ)
e-ISSN: 2686-9969 (ONLINE)
Материалы, размещенные на сайте, охраняются Законом о защите авторских прав. Публикация любых материалов этого сайта запрещена без предварительного согласования с издательством. Авторские права на размещенные на сайте научные публикации принадлежат их авторам. | 12+ |

