Взаимосвязь школьной тревожности и субъектности младших школьников в условиях цифровизации образования
Аннотация
Введение. В статье освещена проблема взаимосвязи тревожности с характеристиками учебной деятельности младших школьников. Показано, что недостаток аналитических способностей у детей ведет к использованию ими легкодоступных непроверенных данных. Показано, что учащийся младшего школьного возраста выступает субъектом учебно-познавательной деятельности. Дети становятся податливыми к манипуляциям и могут стать объектом чужих воздействий, что в дальнейшем может способствовать развитию их тревожности. Изучено состояние проблемы школьной тревожности младших школьников в современной науке и практике образованияи особенности её проявления в младшем школьном возрасте; выделены особенности проявления субъектности в младшем школьном возрасте. Отсутствие способности анализировать информацию ведёт к акценту в восприятии информации на эмоциях. Охарактеризована цифровизация образования как фактор развития субъектности младших школьников.
Методы: теоретические (методы анализа, сравнения и обобщения психологической и педагогической литературы, посвящённой проблеме исследования), сравнительный метод позволил сопоставить результаты развития субъектности и тревожности у обучающихся четвёртых классов.
Результаты. Предположение о наличии взаимосвязи между развитием субъектности и школьной тревожности опровергается. Уровень субъектности, подразумевающий активную позицию личности, оказался на достаточно высоком уровне по всем показателям.
Выводы и заключение.Внедрение цифровых технологий в настоящее время не оказывает значительное влияние на формирование субъектной позиции обучающихся.
Ключевые слова
Полный текст:
PDFЛитература
Петрова М.А. Влияние девайсов на формирование субъектности младших школьников https://elibrary.ru/item.asp?id=27216061
2.Брушлинский А.В. Психология субъекта / Санкт-Петербург.: Алетейа, 2003. – 272 с.
Бедерханова В.П., Шустова И.Ю Субъектная позиция школьника: Личностный образовательный результат приоритеты воспитания: историко-культурный поиск и современные практики. Материалы Всероссийской научно-практической конференции (к 90-летию Воронежского государственного педагогического университета). В 2-х частях. Том Часть I. Под редакцией М.В. Шакуровой. Воронеж, 2021. С. 3 – 9. Издательство: Воронежский государственный педагогический университет. Воронеж, 19–20 мая 2021 го-да https://elibrary.ru/item.asp?id=47222029
Рубинштейн С.Л. Избранные философско-психологические труды. Основы онтологии, логики и психологии. – М., 1997. – 463 с.
Небренчин А.В. Формирование учебной субъектности в младшем школьном возрасте как предмет психологического сопровождения // Гуманитарные исследования. – 2015. – № 3 (7). – С. 114-116.
Игнатович В.К., Игнатович С.С., Курочкина В.Е. Педагогические условия становления учащегося как субъекта полагания индивидуальных образовательных результатов // «Наука и образование: новое время» № 6, 2018.
Эльконин Д.Б. Психологические вопросы формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте // Вопросы психологии обучения и воспитания / под ред. Костюка Г.С. и Чаматы П.Ф. – Киев, 1961.
Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения : опыт теорет. и эксперим. психол. исслед.: учеб. пособие для студентов. - Москва : Академия, 2004. – 282 с.
Давыдов В. В., Слободчиков В. И., Цукерман Г. А. Младший школьник как субъект учебной деятельности, 1997 - 9 с.
Кудрявцев В.Т., Уразалиева Г.К. Становление субъекта деятельности и возможности системы образования // Субъектная и авторская позиция ребенка в образовании. М.: НИИ школьных технологий, 2008. – С. 5-16.
Абасов З.А. Ученик как субъект учебной деятельности // Субъектная и авторская позиция ребенка в образовании. М.: НИИ школьных технологий, 2008. – С. 35 – 43.
Осницкий А.К. Проблемы исследования субъектной активности // Вопросы психологии. – 1996. – № 1. – С. 5-19.
Волкова Е. Н. Субъектность педагога: теория и практика: автореф. д-ра психол. наук. М., 1998. 22 с.
Костяк Т.В. Эмоционально-личностные особенности младших школьников, чрезмерно увлеченных компьютерными играми // Вестник МИТУ-МАСИ. Психологические науки. – 2020. – №1. – С. 42-47.
Немов Р.С. Общие основы психологии: учебник. – М.: Изд-во: Владос, 2010. – 687 с.
Сидоров К.Р. Тревожность как психологический феномен // Вестн. Удм. ун-та. – 2013. – №2. – С. 42-52.
Микляева А.В., Румянцева П.В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция. – СПб.: Речь, 2004. – 248 с.
Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб.: Издательство «Речь», 2005. – 190 с.
Ляшенко Н.В., Шалагинова К.С. Особенности проявления тревожности у детей младшего школьного возраста // Международный студенческий научный вестник. – 2019. – № 1.
Богуш Т.В. Роль электронных образовательных ресурсов в обучении учащихся начальной школы // Всероссийская научно-практическая конференция по психологии развития «Возможности и риски цифровой среды». Сборник материалов конференции (тезисов). – М.: Издательство ФГБОУ ВО МГППУ, 2019. – С. 205 – 209.
Вербицкий А.А. Цифровое обучение: проблемы, риски и перспективы // Электронный научно-публицистический журнал "Homo Cyberus". – 2019. – №1(6).
Ерёмина Л.И. Цифровая образовательная среда как предпосылка развития субъекта учебной деятельности // Давыдовские чтения: Сборник тезисов участников II международной научно-практической конференции / Под ред. Рубцова В.В., Конокотина А.В. – М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2022. – С. 70-73.
Земскова С.В. Развитие субъекта учебной деятельности через внедрение цифровой среды // Давыдовские чтения: Сборник тезисов участников II международной научно-практической конференции / Под ред. Рубцова В.В., Конокотина А.В. – М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2022. – С. 70-73.
Заболотских Н.В., Выродова Е.Ю., Дорошева А.О. Влияние дистанционного обучения на психоэмоциональное состояние школьников г.Краснодара // Кубанский научный медицинский вестник – 2020. – №6. – С. 109-122.
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.
Учредитель/Издатель
Негосударственное образовательное частное учреждение дополнительного профессионального образования "Краснодарский многопрофильный институт дополнительного образования"
Сокращенное наименование контрагента, согласно Устава - НОЧУ ДПО «КМИДО»
_______________________________________________________
Литвинов Кирилл Александрович - главный редактор
Игнатович Владлен Константинович - научный редактор
Редакция журнала «Педагогика: история, перспективы / Pedagogу: history, prospects»
350080, Россия, Краснодарский край, г. Краснодар, мкр. Пашковский, ул. Заводская, 32
Тел/факс:8 861 203 51 61
Редакция журнала:
+7 905 471 31 94 (по вопросам публикации и сотрудничества)
Редакция журнала:
E-mail: dpo18@yandex.ru (по вопросам публикации и сотрудничества)
Свидетельство о регистрации:
Номер свидетельства ЭЛ № ФС 77 - 77671 от 29.01.2020
(ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ СВЯЗИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ)
e-ISSN: 2686-9969 (ONLINE)
Материалы, размещенные на сайте, охраняются Законом о защите авторских прав. Публикация любых материалов этого сайта запрещена без предварительного согласования с издательством. Авторские права на размещенные на сайте научные публикации принадлежат их авторам. | +12 |