Характеристика этапов формирования социального опыта младших подростков во внеурочной деятельности

Александр Евгеньевич Земсков

Аннотация


Введение. Обеспечение готовности представителей нового поколения граждан к вхождению в общественное окружение посредством их приобщения к социальному опыту, выступает в качестве одной из наиболее значимых задач, возникающих перед системой образования, вынужденной оперативно реагировать на регулярные социокультурные и экономические трансформации, которым подвержено современное российское общество. Данное обстоятельство обусловило возникновение общественного заказа, имеющего своей целью – воспитание социально ответственной и разносторонне развитой личности. Именно овладение социальным опытом призвано способствовать полноценности и многогранности личностного развития ребёнка через ознакомление с ценностями, которые впоследствии обеспечат его становление активным субъектом общественных отношений, небезразличным социуму. Данные обстоятельства наглядно демонстрируют - социальный опыт младших подростков сформирован недостаточно, что, в свою очередь, подтверждает актуальность обозначенной проблемы и обуславливает необходимость выявления основных этапов процесса формирования социального опыта младших подростков во внеурочной деятельности.

Материалы и методы.Исследование базируется на принципах индивидуализации, рефлексии, мотивации, учета возрастных особенностей младших подростков. Среди методов, следует выделить сравнительный и ретроспективный анализ, интерпретация, изучение и анализ нормативных документов; анализ систематизация и обобщение научно-методической литературы, посвященной проблеме формирования социального опыта младших подростков во внеурочной деятельности.

Результаты исследования.Выявлена этапность процесса формирования социального опыта младших подростков во внеурочной деятельности. Приведена характеристика каждого из этапов: первый этап – ценностно-установочный направлен на формирование у младших подростков установки на ценностное отношение к миру, самим себе и другим людям; второй этап – информационно-познавательный непосредственно связан с формирование необходимых теоретических знаний и представлений младших подростков о социальной действительности и нормах общественного взаимодействия; на третьем – деятельностно-практическом этапе предполагается вовлечение младших подростков в различные формы внеурочной деятельности социальной направленности с целью формирования у них умений и навыков, необходимых для дальнейшего участия в социально-значимой и личностно-значимой деятельности; четвёртый – аналитико-коррекционный этап направлен на формирование рефлексивных умений, необходимых для конструктивного участия в социально-значимой и личностно-значимой деятельности; осмысления и осознания её результатов; объективной самооценки.

Выводы и заключение.Проведённое исследование позволило установить, что соблюдение обозначенной этапности способствует достижению трёх уровней результатов внеурочной деятельности, что в свою очередь, позволяет обеспечить эффективность процессов воспитания и социализации младших подростков и, как следствие, способствует формированию их социального опыта.

Ключевые слова


внеурочная деятельность, младший подросток, социализация, социальный опыт, формирование, этап

Полный текст:

PDF

Литература


Флиер, А. Я. Культурология для культурологов / А. Я. Флиер. – Москва : Академический проект, 2000. – 496 с. – Текст : непосредственный.

Мудрик, А. В. Социальная педагогика : учебник для обучающихся по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» / А. В. Мудрик. – Москва : Академия, 2014. – 239 с. – Текст : непосредствен-ный.

Неясова, И. А. Социальный опыт как педагогический феномен / И. А. Неясова. – Текст : непосредственный // Глобальный научный потенциал. – 2014. – № 8 (41). – С. 18–20.

Шалмина, А. Г. Возрастные особенности формирования социального опыта детей младшего школьного возраста / А. Г. Шалмина, И. А. Неясова. – Текст : непосредственный // Осовские педагогические чтения «Образование в современном мире: новое время – новые решения». – 2020. – № 1. – С. 591–596.

Земсков, А. Е. Возрастные особенности младшего подростка в рамках проблемы формирования социального опыта / А. Е. Земсков. – Текст : непосредственный // Проблемы образования в условиях инновационного развития : сборник научных статей по материалам всероссийской научно-практической конференции, 22 мая 2019 г. / редколлегия: Т. И. Шукшина, Ж. А. Каско, С. Н. Горшенина; Мордовский государственный пе-дагогический институт. – Саранск, 2019. – С. 50–56. – ISBN 978-5-8156-1098-9.

Маракушина, И. Г. Возрастной подход к анализу психолого-педагогических проблем современного младшего подростка / И. Г. Маракушина, А. Н. Буторина, О. Е. Кузнецова. – Текст : непосредственный // Человек и образование. – 2014. – № 2 (39). – С. 152–156.

Земсков, А. Е. Формирование социального опыта младших подростков в современных условиях / А. Е. Земсков. – Текст : непосредственный // Глобальный научный потенциал. – 2019. – № 11 (104). – С. 18–22.

Долгова, А. А. Формирование социального опыта подростков в условиях дополнительного образования / А. А. Долгова. – Текст : непосредственный // Эпистемологические основания современного образования: актуальные вопросы продвижения фундаментального знания в учебный процесс : Материалы II Международной научно-практической конференции Борисоглебского филиала ФГБОУ ВО «ВГУ», Борисоглебск, 15–16 октября 2021 года. – Москва : Перо, 2021. – С. 353–357. – ISBN 978-5-00189-725-5.

Евладова, Е. Б. Возможности развития самоорганизации во внеурочной деятельности школьников (анализ проблемы на основе «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 г.» и ФГОС второго поколения) / Е. Б. Евладова. – Текст : непосредственный // Теория и практика самоорганизации : научно-методическое пособие для педагогов и руководителей образовательных организаций / под редакцией М. Р. Мирошкиной. – Москва : Научная библиотека. – 2017. – С. 71–76.

Пчелинцева, Т. С. Организация внеурочной деятельности в школе в рамках обучения и сопровождения педагогов / Т. С. Пчелинцева. – Текст : непосредственный // Общество: социология, психология, педагогика. – 2018. – № 4. – С. 105-108. – DOI 10.24158/spp.2018.4.19.

Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии : учебное пособие для студентов вузов / Г. К. Селевко. – Москва : Народное образование, 1998. – 256 с. – ISВН 87953-127-9. – Текст : непосредственный.

О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. № 1644 (зарегистрировано в Минюсте РФ 06 февраля 2015 г. Регистрационный № 35915). – Текст : непосредственный.

Земсков, А. Е. Возможности внеурочной деятельности в формировании социального опыта младших подростков / А. Е. Земсков. – Текст : непо-средственный // Гуманитарные науки и образование. – 2021. – № 1 (45). – С. 25–29.

Григорьев, Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор : пособие для учителя / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов; 2-е издание. – Москва : Просвещение, 2011. – 223 с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 978-5-09-025672-8. – Текст : непосредственный.

Колесникова, О. М. Формы внеурочной деятельности школьников / О. М. Колесникова. – Текст : непосредственный // Вестник научных конференций. – 2018. – № 4-2 (32). – С. 46–48.

Земсков, А. Е. Характеристика педагогических условий формирования социального опыта младших подростков во внеурочной деятельности / А. Е. Земсков. – Текст : непосредственный // Актуальные проблемы об-разования : сборник научных статей по материалам Международной научно-практической конференции – 57-е Евсевьевские чтения, 15–16 апреля 2021 г. / редколлегия: М. В. Антонова, Т. И. Шукшина, Ж. А. Кас-ко, В. И. Лаптун; Мордовский государственный педагогический университет. – Саранск, 2021. – С. 175–179. – ISBN 978-5-8156-1346-1


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.



Учредитель/Издатель 

Негосударственное образовательное частное учреждение дополнительного профессионального образования "Краснодарский многопрофильный институт дополнительного образования"

Сокращенное наименование контрагента, согласно Устава - НОЧУ ДПО «КМИДО»

_______________________________________________________

Литвинов Кирилл Александрович - главный редактор

Игнатович Владлен Константинович - научный редактор

Редакция журнала «Педагогика: история, перспективы / Pedagogу: history, prospects» 

350080, Россия, Краснодарский край, г. Краснодар, мкр. Пашковский, ул. Заводская, 32
Тел/факс:8 861 203 51 61

Редакция журнала:
+7 905 471 31 94 (по вопросам публикации и сотрудничества)

Редакция журнала:
E-mail: dpo18@yandex.ru (по вопросам публикации и сотрудничества)

Свидетельство о регистрации:

Номер свидетельства ЭЛ № ФС 77 - 77671 от 29.01.2020

(ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ СВЯЗИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ)

e-ISSN: 2686-9969 (ONLINE)


Материалы, размещенные на сайте, охраняются Законом о защите авторских прав. Публикация любых материалов этого сайта запрещена без предварительного согласования с издательством. Авторские права на размещенные на сайте научные публикации принадлежат их авторам. 

+12