Интерес как фактор развития внутренней мотивации учебной деятельности младших подростков (на примере преподавания математики)

Артем Артынович Чермит, Владлен Константинович Игнатович, Виктория Алексеевна Смыкалова, Анна Ильинична Рунаева

Аннотация


Введение. Статья посвящена проблеме формирования интереса школьников к математике. Главная причина неудачи при изучении математики – низкий уровень интереса школьников. Цель исследования состоит в обосновании педагогических условий формирования интереса школьников. Проанализированы особенности интереса у шестиклассников. Теоретической основой стали труды Н.Г. Баженова, Э.Х. Галямова, Е.А. Кальт, И.М. Смирновой и др.  

Методы. Исследование проведено на основе методов теоретического анализа научной литературы. Предполагалось, что повысить уровень интереса на уроках математики можно, если: использовать разнообразные задания, чередовать виды деятельности и применять различные формы организации урока: коллективные, групповые, индивидуальные. Моделирование процесса формирования интереса школьников к математике.  

Результаты. Рассмотрен термин «интерес». Показано, что интерес способен оказывать эффективное влияние на интегративно – психологические качества. Создана теоретическая модель процесса формирования интереса школьников к математике. Выделены основные компоненты этой модели, на этой основе выявлены предполагаемые педагогические условия обеспечивающие эффективность данного процесса:  использование индивидуальных и групповых форм деятельности учащихся; формирование проблемных полей для выявления индивидуальных и групповых познавательных интересов; постановка творческих нестандартных задач требующих принятия оригинальных решений; разнообразие способов и форм для решения задач; использование экспертных форм оценки достигнутых результатов с субъектным включением самих учеников. Получены эмпирические данные доказывающие эффективность данных условий. 

Выводы и заключение. Таким образом, интерес выступает фактором развития внутренней мотивации учебной деятельности младших подростков. Одной из основных целей учителя является создание оптимальных условий для каждого ученика, способствующих развитию его как личности, так и для формирования интереса к познавательной деятельности. 

 


Ключевые слова


интерес, младшие подростки, внутренняя мотивация, учебная деятельность

Полный текст:

PDF

Литература


Зубок Ю.А. Культура в жизни молодежи: потребность, интерес, ценность / Ю.А. Зубок, В. Чупров // Вестник института социологии. – 2018. – № 4. – Т. 9. – С. 170 – 191.

Ушинский К.Д. Избранные педагогические произведения. – Киев: Радян-ська школа. 1949. – 418 с.

Бибик Н.М. Формирование познавательного интереса учащихся подгото-вительных классов в процессе ознакомления с окружающим: дис. канди-дат педагогических наук: 13.00.01 – Общая педагогика, история педаго-гики и образования. Киев, 1984. – 208 с.URL:https://www.dissercat.com/content/formirovanie-poznavatelnogo-interesa-uchashchikhsya-podgotovitelnykh-klassov-v-protsesse-ozn (дата обращения: 10.05.2022).

Калдыбаев С.К. Состояние формирования познавательной активности учащихся в обучении математике в основной школе / С.К. Калдыбаев, К.П. Жуманазаров // Вестник филиала Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Рос-сийский государственный социальный университет» в г. ОШ Киргизской республики. – № 1 (21). – 2020. – С. 68 – 74.

Кальт Е.А. Организация адаптивной системы обучения математике уча-щихся 5–6 классов: учебное пособие / Е.А. Кальт. – М.: Флинта, 2015. – С. 72 – 78. – ISBN 978-5-9765-2192-6.

Галямова Э.Х. Методика формирования и диагностики универсальных учебных действий при обучении математике в основной школе: учебно-методическое пособие / Э.Х. Галямова. – Набережные Челны: Набереж-ночелнинский гос. пед. ун-т, 2019. – 134 c. – ISBN 978-5-98452-174-1.

Смирнова И.М. Актуальные проблемы обучения математике и информа-тике в школе и педагогическом вузе: коллектив. моногр. / И.М. Смирнова. – М.: Прометей, 2017. – 238 с. – ISBN 978-5-906879-74-5.

Возрастная психология Л.Ф. Обухова. – М.: Издательство Юрайт, 2015. –460 с. https://dshi13.krn.muzkult.ru/media/2018/08/08/1228597206/Churakova_R.G._Podrostkovyj_vozrast_v_raznyKh_koncepciyaKh.pdf

Психологический словарь / под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – 2-е изд., испр. и доп. – М., – 494 с.

https://philosophiya.ru/Socrates

Бороненко Т.А., Федотова В.С. Цифровое наставничество: готовы ли учителя участвовать в формировании цифровой грамотности школьников? Ярославский педагогический вестник – 2020 – №4 (115). – с. 35.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.



Учредитель/Издатель 

Негосударственное образовательное частное учреждение дополнительного профессионального образования "Краснодарский многопрофильный институт дополнительного образования"

Сокращенное наименование контрагента, согласно Устава - НОЧУ ДПО «КМИДО»

Литвинов Александр Михайлович 

_______________________________________________________

Литвинов Кирилл Александрович - главный редактор

Игнатович Владлен Константинович - научный редактор

Редакция журнала «Педагогика: история, перспективы / Pedagogу: history, prospects» 

350080, Россия, Краснодарский край, г. Краснодар, мкр. Пашковский, ул. Заводская, 32
Тел/факс:8 861 203 51 61

Редакция журнала:
+7 905 471 31 94 (по вопросам публикации и сотрудничества)

Редакция журнала:
E-mail: dpo18@yandex.ru (по вопросам публикации и сотрудничества)

Свидетельство о регистрации:

Номер свидетельства ЭЛ № ФС 77 - 77671 от 29.01.2020

(ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ СВЯЗИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ)

e-ISSN: 2686-9969 (ONLINE)


Материалы, размещенные на сайте, охраняются Законом о защите авторских прав. Публикация любых материалов этого сайта запрещена без предварительного согласования с издательством. Авторские права на размещенные на сайте научные публикации принадлежат их авторам. 

+12