Интерес как фактор развития внутренней мотивации учебной деятельности младших подростков (на примере преподавания математики)
Аннотация
Введение. Статья посвящена проблеме формирования интереса школьников к математике. Главная причина неудачи при изучении математики – низкий уровень интереса школьников. Цель исследования состоит в обосновании педагогических условий формирования интереса школьников. Проанализированы особенности интереса у шестиклассников. Теоретической основой стали труды Н.Г. Баженова, Э.Х. Галямова, Е.А. Кальт, И.М. Смирновой и др.
Методы. Исследование проведено на основе методов теоретического анализа научной литературы. Предполагалось, что повысить уровень интереса на уроках математики можно, если: использовать разнообразные задания, чередовать виды деятельности и применять различные формы организации урока: коллективные, групповые, индивидуальные. Моделирование процесса формирования интереса школьников к математике.
Результаты. Рассмотрен термин «интерес». Показано, что интерес способен оказывать эффективное влияние на интегративно – психологические качества. Создана теоретическая модель процесса формирования интереса школьников к математике. Выделены основные компоненты этой модели, на этой основе выявлены предполагаемые педагогические условия обеспечивающие эффективность данного процесса: использование индивидуальных и групповых форм деятельности учащихся; формирование проблемных полей для выявления индивидуальных и групповых познавательных интересов; постановка творческих нестандартных задач требующих принятия оригинальных решений; разнообразие способов и форм для решения задач; использование экспертных форм оценки достигнутых результатов с субъектным включением самих учеников. Получены эмпирические данные доказывающие эффективность данных условий.
Выводы и заключение. Таким образом, интерес выступает фактором развития внутренней мотивации учебной деятельности младших подростков. Одной из основных целей учителя является создание оптимальных условий для каждого ученика, способствующих развитию его как личности, так и для формирования интереса к познавательной деятельности.
Ключевые слова
Полный текст:
PDFЛитература
Зубок Ю.А. Культура в жизни молодежи: потребность, интерес, ценность / Ю.А. Зубок, В. Чупров // Вестник института социологии. – 2018. – № 4. – Т. 9. – С. 170 – 191.
Ушинский К.Д. Избранные педагогические произведения. – Киев: Радян-ська школа. 1949. – 418 с.
Бибик Н.М. Формирование познавательного интереса учащихся подгото-вительных классов в процессе ознакомления с окружающим: дис. канди-дат педагогических наук: 13.00.01 – Общая педагогика, история педаго-гики и образования. Киев, 1984. – 208 с.URL:https://www.dissercat.com/content/formirovanie-poznavatelnogo-interesa-uchashchikhsya-podgotovitelnykh-klassov-v-protsesse-ozn (дата обращения: 10.05.2022).
Калдыбаев С.К. Состояние формирования познавательной активности учащихся в обучении математике в основной школе / С.К. Калдыбаев, К.П. Жуманазаров // Вестник филиала Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Рос-сийский государственный социальный университет» в г. ОШ Киргизской республики. – № 1 (21). – 2020. – С. 68 – 74.
Кальт Е.А. Организация адаптивной системы обучения математике уча-щихся 5–6 классов: учебное пособие / Е.А. Кальт. – М.: Флинта, 2015. – С. 72 – 78. – ISBN 978-5-9765-2192-6.
Галямова Э.Х. Методика формирования и диагностики универсальных учебных действий при обучении математике в основной школе: учебно-методическое пособие / Э.Х. Галямова. – Набережные Челны: Набереж-ночелнинский гос. пед. ун-т, 2019. – 134 c. – ISBN 978-5-98452-174-1.
Смирнова И.М. Актуальные проблемы обучения математике и информа-тике в школе и педагогическом вузе: коллектив. моногр. / И.М. Смирнова. – М.: Прометей, 2017. – 238 с. – ISBN 978-5-906879-74-5.
Возрастная психология Л.Ф. Обухова. – М.: Издательство Юрайт, 2015. –460 с. https://dshi13.krn.muzkult.ru/media/2018/08/08/1228597206/Churakova_R.G._Podrostkovyj_vozrast_v_raznyKh_koncepciyaKh.pdf
Психологический словарь / под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – 2-е изд., испр. и доп. – М., – 494 с.
https://philosophiya.ru/Socrates
Бороненко Т.А., Федотова В.С. Цифровое наставничество: готовы ли учителя участвовать в формировании цифровой грамотности школьников? Ярославский педагогический вестник – 2020 – №4 (115). – с. 35.
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.
Учредитель/Издатель
Негосударственное образовательное частное учреждение дополнительного профессионального образования "Краснодарский многопрофильный институт дополнительного образования"
Сокращенное наименование контрагента, согласно Устава - НОЧУ ДПО «КМИДО»
_______________________________________________________
Литвинов Кирилл Александрович - главный редактор
Игнатович Владлен Константинович - научный редактор
Редакция журнала «Педагогика: история, перспективы / Pedagogу: history, prospects»
350080, Россия, Краснодарский край, г. Краснодар, мкр. Пашковский, ул. Заводская, 32
Тел/факс:8 861 203 51 61
Редакция журнала:
+7 905 471 31 94 (по вопросам публикации и сотрудничества)
Редакция журнала:
E-mail: dpo18@yandex.ru (по вопросам публикации и сотрудничества)
Свидетельство о регистрации:
Номер свидетельства ЭЛ № ФС 77 - 77671 от 29.01.2020
(ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ СВЯЗИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ)
e-ISSN: 2686-9969 (ONLINE)
Материалы, размещенные на сайте, охраняются Законом о защите авторских прав. Публикация любых материалов этого сайта запрещена без предварительного согласования с издательством. Авторские права на размещенные на сайте научные публикации принадлежат их авторам. | +12 |