Стрессогенные факторы, воздействующие на выпускников в процессе подготовки к Единому государственному экзамену

Дарья Сергеевна Михальская, Светлана Сергеевна Игнатович

Аннотация


Статья посвящена проблеме профилактики стресса в процессе подготовки выпускников общеобразовательных школ к Единому государственному экзамену. В современных исследованиях отмечается негативное влияние Единого государственного экзамена на психоэмоциональное состояние обучающихся. Однако конкретные факторы стресса, сопутствующие целостному процессу подготовки и сдачи ЕГЭ изучены недостаточно. Цель настоящей статьи состоит в выявлении факторов, воздействующих на выпускников в ситуации Единого государственного экзамена и в процессе подготовки к нему.

Методы исследования. Исследование проведено с использованием методованализа научной литературы и моделирования процесса подготовки учащегося к сдаче ЕГЭ. Методологическую и теоретическую основу составилидеятельностный (А.Н. Леонтьев), ситуационный (К. Левин, М. Аргайл, У. Бронфенбреннер и системный (Б.Ф. Ломов) подходы, психофизиологическая теория стресса (Г. Селье) и положения возрастной теории развития (Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, И.С. Кон).

Результаты. Дидактогенный стресс рассмотрен как объект педагогических и психологических исследований. Дано определение дидактогенного стресса, дидактогенный стресс характеризован как вид психосоциального стресса. Описаны стадии дидактогенного стресса: тревоги, адаптации, истощения. Охарактеризовано влияние на учащихся краткосрочных и долгосрочных дидактогенных стрессов. Выявлены источники и факторы дидактогенного стресса в современной системе российского образования. Рассмотрены психологические барьеры сдачи ЕГЭ: высокие академические нагрузки, страх перед будущим, нежелание учиться, неумение организовать свое расписание и режим занятий.Раскрыто влияние психологических барьеров сдачи ЕГЭ на психоэмоциональное состояние старшеклассников. Доказано, что существуют различные стрессогенные факторы, воздействующие на старших школьников в ситуации экзамена и в процессе подготовки к нему, способные оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на учащихся.

Выводы и заключение. Различные стрессогенные факторы, воздействующие на старших школьников в ситуации экзамена и в процессе подготовки к нему, способны оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на учащихся. Однако негативное влияние стрессогенных факторов носит олее выраженный характер. Стресс в ситуации ЕГЭ может вызвать возникновение или прогрессирование нарушений в работе сердечнососудистой, иммунной и нервной систем. Он повышает вероятность развития депрессии, неврозов, проблем с агрессией и тревожных состояний. Экзаменационный стресс влияет на эмоциональную сферу учащихся, вызывая чувства страха и неуверенности, растерянность, панику, подавленность, раздражительность, апатию, повышает самокритичность.


Ключевые слова


Единый государственный экзамен, дидактогенный стресс, психологические барьеры, психоэмоциональное состояние старшеклассников

Полный текст:

PDF

Литература


Батыршина, А.Р. Динамика стресса учащихся в условиях подготовки и сдачи ОГЭ и ЕГЭ: постановка проблемы / А.Р. Батыршина, Т.М. Иванова // Гуманизация образования. – 2019. – № 6. – С. 125 – 137.

Бобрищева-Пушкина, Н.Д. Экзаменационный стресс и факторы, его определяющие, у старших школьников / Н.Д. Бобрищева-Пушкина, Л.Ю. Кузнецова, О.Л. Попова, А.А. Силаев // Гигиена и санитария. – 2015. – № 3. – С. 67 – 69.

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2021).

Высоцкая, А.В. ЕГЭ: результаты, качество образования и региональные отличия / А.В. Высоцкая // Universum: общественные науки. – 2017. – № 8 (38).

Селье, Г. Стресс без дистресса / Г. Селье.– М.: Прогресс , 1982. – 125 с.

Сапольски, Р. Психология стресса / Р. Сапольски. – СПб: Питер, 2015. – 480 с.

Акарачкова, Е.С. Основы терапии и профилактики стресса и его послед-ствий у детей и подростков / Е.С. Акарачкова, С.В. Вершинина, О.В. Котова, И.В. Рябоконь // Вопросы современной педиатрии. – 2013. – № 12 (3). – С. 38 - 44.

Комарова, И.А. Нестабильность эмоциональной сферы личности подростка – условие возникновения стресса / И.А. Комарова // Фундаментальные и прикладные проблемы стресса: мат. II Междунар. науч.-практ. конф. Витебск, 21 апреля 2011 г. – Витебск, 2011. – С. 118 – 120. – Библиогр.: С. 120 (4 назв.).

Högberg, B. Educational stressors and secular trends in school stress and mental health problems in adolescents / B. Högberg // Social Science & Medicine. – 2021. – Volume 270.

Китаев-Смык, Л.А. Психология стресса / Л.А. Китаев-Смык. – М.: Наука, 1983.

Тихомирова, Т.С. Формирование стрессоустойчивости подростков / Т.С. Тихомирова. – М.: СИП РИА, 2003. – 88 с.

Ищенко, Т.Н. Дидактика и дидактогения: психолого-дидактический и духовный аспекты / Т.Н. Ищенко // Научное мнение. – 2017. – № 1. – С. 64 – 71.

Морнов, К.А. Дидактогенные стрессы у современных школьников: причины возникновения, пути профилактики и коррекции / К.А. Морнов, О.Л. Подлиняев // Проблемы социально-экономического развития Сибири. – 2016. – № 3 (25). – С. 198 – 203.

Залесский, М.Л. Стресс ученика. Хорошо это или плохо? / М.Л. Залесский, М.Э. Григорян // Школьные технологии. – 2017. – № 3. – С. 62 – 68.

Pascoe, M. The impact of stress on students in secondary school and higher education / M. Pascoe, S. Hetrick, A. Parker // International Journal of Adoles-cence and Youth. – 2020. – Volume 25. – Pages 104 – 112.

Костромина, С.Н. Экзаменационный стресс на ЕГЭ: дестабилизация учащихся или фактор успеха? / С.Н. Костромина, А.Е. Писарев // Статистика и Экономика. – 2017. – № 3. – С. 80 – 91.

Белова, Е.А. Социально-перцептивная обусловленность структурно-динамических проявлений стресса в юношеских группах: диссертация … кандидата психологических наук: 19.00.05 / Белова Екатерина Андреевна; [Место защиты:Костромской государственный университет]. – Кострома, 2014. – 192 с.

Белова, Е.А. Особенности учебного стресса старших школьников (гендерный аспект) / Е.А. Белова // Женщина в российском обществе. – 2013. – № 4 (69).– С. 92 - 97.].

Киселева, Е.В. Стресс у студентов в процессе учебно-профессиональной подготовки: причины и последствия / Е.В. Киселева, С.П. Акутина // Молодой ученый. — 2017. — № 6 (140). – С. 417 – 419.

Чибисова, М.Ю. Психологическая подготовка к ЕГЭ, Работа с учащимися, педагогами, родителями. / М.Ю. Чибисова. - М.: Генезис, 2009. – 184 с.

Дементьева, Е.В. Предэкзаменационный стресс у школьников и студен-тов: причины, проявления, последствия, пути преодоления / Е.В. Дементьева, А.А. Орлова // Актуальные проблемы и перспективы развития современной психологии. – 2015. – № 1. – С. 72 – 81.

Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – СПб: Питер Пресс, 2008. – 399 с.

Сыманюк, Э.Э. Иcследование учебного стресса и его связь с успеваемостью у учащихся старших классов / Э.Э. Сыманюк, Л.В. Оконечникова, Е.С. Малова // Педагогическое образование в России. – 2019. – № 8. – С. 42 – 49.

Прохоров, Р.Е. Психологические особенности выпускников общеобразовательной школы при подготовке к ЕГЭ: диссертация ... кандидата психологических наук: 19.00.07 / Прохоров Руслан Евгеньевич; [Место защиты:Московский городской педагогический университет]. – Москва, 2012. – 198 с.

Alvord, M.Identifyingsignsofstressinyourchildrenandteens [Electronicre-source] / M. Alvord, D.J. Palmiter. – 2019. (URL: https://www.apa.org/helpcenter/stress-children.aspx)

Першина, О. Предэкзаменационный стресс у старших школьников в условиях подготовки к сдаче единого государственного экзамена / О. Першина // Актуальные проблемы педагогики и психологии. – 2021. – Т. 2. – № 1. – С. 32 – 36.

Kulakow, S. School-related pressure and parental support as predictors of change in student stress levels from early to middle adolescence / S. Kulakow, D. Raufelder, F. Hoferichter // Journal of Adolescence. – 2021. – Volume 87. – Pages 38 – 51

Руженкова, В.В. Учебный стресс и состояние психического здоровья выпускников общеобразовательной школы / В. В. Руженкова // Социальная и клиническая психиатрия. – 2019. – Т. 29. – № 4. – С. 42 – 49.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.



Учредитель/Издатель 

Негосударственное образовательное частное учреждение дополнительного профессионального образования "Краснодарский многопрофильный институт дополнительного образования"

Сокращенное наименование контрагента, согласно Устава - НОЧУ ДПО «КМИДО»

Литвинов Александр Михайлович 

_______________________________________________________

Литвинов Кирилл Александрович - главный редактор

Игнатович Владлен Константинович - научный редактор

Редакция журнала «Педагогика: история, перспективы / Pedagogу: history, prospects» 

350080, Россия, Краснодарский край, г. Краснодар, мкр. Пашковский, ул. Заводская, 32
Тел/факс:8 861 203 51 61

Редакция журнала:
+7 905 471 31 94 (по вопросам публикации и сотрудничества)

Редакция журнала:
E-mail: dpo18@yandex.ru (по вопросам публикации и сотрудничества)

Свидетельство о регистрации:

Номер свидетельства ЭЛ № ФС 77 - 77671 от 29.01.2020

(ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ СВЯЗИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ)

e-ISSN: 2686-9969 (ONLINE)


Материалы, размещенные на сайте, охраняются Законом о защите авторских прав. Публикация любых материалов этого сайта запрещена без предварительного согласования с издательством. Авторские права на размещенные на сайте научные публикации принадлежат их авторам. 

+12