Совместная творческая деятельность старшеклассников и студентов как источник развития их творческих способностей
Аннотация
Введение. Исследование направлено на решение научной проблемы обоснования моделей продуктивного взаимодействия школы и вуза в решении задач развития творческих способностей учащихся. Гипотетически предполагается, что значимым ресурсом решения этой проблемы может выступать совместная творческая деятельность старшеклассников и студентов, основу которой составляют их исследовательские интересы. Показана актуальность выявления и развития этих интересов в особых форматах субъект-субъектных взаимодействий. Цель статьи состоит в обосновании предложенной авторами модели такого взаимодействия.
Материалы и методы. Исследование проведено методами анализа научной литературы и моделирования совместной творческой деятельности старшеклассников и студентов. Экспериментальная апробация созданной модели проводилась в форме Фестиваля творческих идей «Эврика». Общее число участников составило 150 человек.
Результаты и обсуждение. Выявлены и охарактеризованы различные позиции, с которых изучаются проблемы развития творческих способностей старшеклассников и студентов. Создана и апробирована модель образовательного события, в ходе которого могут выявляться и творчески обсуждаться проблематики перспективных научных исследований, отвечающие исследовательским интересам старшеклассников и студентов. Охарактеризованы ее основные блоки: диагностический, коммуникативный, содержательный и рефлексивный. Выделены перспективные проблематики развития совместной творческой деятельности старшеклассников и студентов: феномен творчества и его значение в жизни человека; межпоколенные связи в семье; причины взаимного непонимания и конфликтов между детьми и взрослыми; роль семьи в формировании личности детей; проблемы выбора и подготовки к будущей профессии; современное образование и его роль в жизни человека; проблемы взаимоотношений человека с окружающим миром, соответствующие функциональные и эмоциональные состояния.
Выводы и заключение. Выявлено наличие у выступавших старшеклассников достаточно широкого спектра исследовательских интересов в гуманитарной сфере. Отрефлексированы психологические барьеры совместной творческой деятельности старшеклассников и студентов.
Ключевые слова
Полный текст:
PDFЛитература
Голубь Е.Ю. Развитие познавательного интереса обучающихся в ходе научно-исследовательской деятельности в процессе обучения ОБЖ // Наука и школа. 2020. № 1. С. 194–201.
Афиногенов О.С. Педагогическое проектирование и его особенности // Педагогика: вчера, сегодня, завтра. 2019. Том. 2. №. 1. С. 4–15.
Кусакина С.Н. Мотивация поступления в вуз у старшеклассников и студентов // Психологическая наука и образование. 2008. Т. 13. № 1. С. 58-66.
Куликов Н.М., Жарова Т.Ю., Юсупов И.Р. Феномен лидерства в контексте совместной групповой деятельности // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 5. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_32664291_10207040.pdf (дата обращения 12.12.2022 г.).
Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. 42 с.
Локтюшина Е.А. Формирование творческих качеств личности старшеклассников и студентов при обучении в дидактической компьютерной среде: автореф. дисс. кандидата педагогических наук: 13.00.01: общая педагогика, история педагогики и образования. М, 1998. 24 с.
Статуева Л.М. Психофизиологическая адаптация старшеклассников и студентов к различным системам обучения: автореф. дисс. кандидата педагогических наук: 03.00.13 – физиология. Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Нижний Новгород, 2008. 23 с.
Расходчикова М.Н. Взаимосвязь этапов вхождения в ученическую группу и статусной позиции старшеклассников и студентов: 19.00.05 – социальная психология. Москва: Моск. гор. психол.-пед. ун-т., 2009. 21. с.
Гребенникова В.М. Преемственность педагогического процесса школы и вуза как средство формирования креативности старшеклассников и студентов: автореф. дисс. кандидата педагогических наук 13.00.01: общая педагогика, история педагогики и образования. Кубанский государственный университет, Краснодар, 2004. 28 с.
Шевченко Н.И., Стымковский В.И. Учебное проектирование как способ стимулирования социализации обучающихся // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2014. № 11 (139). С. 69–72.
Шевченко О.В., Мурюкина Е.В. Творчество как неотъемлемый компонент медиаобразовательной деятельности со старшеклассниками и сту-дентами // Медиаобразование. 2011. № 4. С. 93–104.
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.
Учредитель/Издатель
Негосударственное образовательное частное учреждение дополнительного профессионального образования "Краснодарский многопрофильный институт дополнительного образования"
Сокращенное наименование контрагента, согласно Устава - НОЧУ ДПО «КМИДО»
_______________________________________________________
Литвинов Кирилл Александрович - главный редактор
Игнатович Владлен Константинович - научный редактор
Редакция журнала «Педагогика: история, перспективы / Pedagogу: history, prospects»
350080, Россия, Краснодарский край, г. Краснодар, мкр. Пашковский, ул. Заводская, 32
Тел/факс:8 861 203 51 61
Редакция журнала:
+7 905 471 31 94 (по вопросам публикации и сотрудничества)
Редакция журнала:
E-mail: dpo18@yandex.ru (по вопросам публикации и сотрудничества)
Свидетельство о регистрации:
Номер свидетельства ЭЛ № ФС 77 - 77671 от 29.01.2020
(ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ СВЯЗИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ)
e-ISSN: 2686-9969 (ONLINE)
Материалы, размещенные на сайте, охраняются Законом о защите авторских прав. Публикация любых материалов этого сайта запрещена без предварительного согласования с издательством. Авторские права на размещенные на сайте научные публикации принадлежат их авторам. | +12 |