Совместная творческая деятельность старшеклассников и студентов как источник развития их творческих способностей

Владлен Константинович Игнатович, Светлана Сергеевна Игнатович, Олег Владимирович Гребенников, Екатерина Сергеевна Паскальная

Аннотация


Введение. Исследование направлено на решение научной проблемы обоснования моделей продуктивного взаимодействия школы и вуза в решении задач развития творческих способностей учащихся. Гипотетически предполагается, что значимым ресурсом решения этой проблемы может выступать совместная творческая деятельность старшеклассников и студентов, основу которой составляют их исследовательские интересы. Показана актуальность выявления и развития этих интересов в особых форматах субъект-субъектных взаимодействий. Цель статьи состоит в обосновании предложенной авторами модели такого взаимодействия.

Материалы и методы. Исследование проведено методами анализа научной литературы и моделирования совместной творческой деятельности старшеклассников и студентов. Экспериментальная апробация созданной модели проводилась в форме Фестиваля творческих идей «Эврика». Общее число участников составило 150 человек.

Результаты и обсуждение. Выявлены и охарактеризованы различные позиции, с которых изучаются проблемы развития творческих способностей старшеклассников и студентов. Создана и апробирована модель образовательного события, в ходе которого могут выявляться и творчески обсуждаться проблематики перспективных научных исследований, отвечающие исследовательским интересам старшеклассников и студентов. Охарактеризованы ее основные блоки: диагностический, коммуникативный, содержательный и рефлексивный. Выделены перспективные проблематики развития совместной творческой деятельности старшеклассников и студентов: феномен творчества и его значение в жизни человека; межпоколенные связи в семье;  причины взаимного непонимания и конфликтов между детьми и взрослыми; роль семьи  в формировании личности детей; проблемы выбора и подготовки к будущей профессии; современное образование и его роль в жизни человека; проблемы взаимоотношений человека с окружающим миром, соответствующие функциональные и эмоциональные состояния.

Выводы и заключение. Выявлено наличие у выступавших старшеклассников достаточно широкого спектра исследовательских интересов в гуманитарной сфере. Отрефлексированы психологические барьеры совместной творческой деятельности старшеклассников и студентов.


Ключевые слова


творческие способности, исследовательские интересы, старшеклассники, студенты, образовательное событие

Полный текст:

PDF

Литература


Голубь Е.Ю. Развитие познавательного интереса обучающихся в ходе научно-исследовательской деятельности в процессе обучения ОБЖ // Наука и школа. 2020. № 1. С. 194–201.

Афиногенов О.С. Педагогическое проектирование и его особенности // Педагогика: вчера, сегодня, завтра. 2019. Том. 2. №. 1. С. 4–15.

Кусакина С.Н. Мотивация поступления в вуз у старшеклассников и студентов // Психологическая наука и образование. 2008. Т. 13. № 1. С. 58-66.

Куликов Н.М., Жарова Т.Ю., Юсупов И.Р. Феномен лидерства в контексте совместной групповой деятельности // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 5. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_32664291_10207040.pdf (дата обращения 12.12.2022 г.).

Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. 42 с.

Локтюшина Е.А. Формирование творческих качеств личности старшеклассников и студентов при обучении в дидактической компьютерной среде: автореф. дисс. кандидата педагогических наук: 13.00.01: общая педагогика, история педагогики и образования. М, 1998. 24 с.

Статуева Л.М. Психофизиологическая адаптация старшеклассников и студентов к различным системам обучения: автореф. дисс. кандидата педагогических наук: 03.00.13 – физиология. Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Нижний Новгород, 2008. 23 с.

Расходчикова М.Н. Взаимосвязь этапов вхождения в ученическую группу и статусной позиции старшеклассников и студентов: 19.00.05 – социальная психология. Москва: Моск. гор. психол.-пед. ун-т., 2009. 21. с.

Гребенникова В.М. Преемственность педагогического процесса школы и вуза как средство формирования креативности старшеклассников и студентов: автореф. дисс. кандидата педагогических наук 13.00.01: общая педагогика, история педагогики и образования. Кубанский государственный университет, Краснодар, 2004. 28 с.

Шевченко Н.И., Стымковский В.И. Учебное проектирование как способ стимулирования социализации обучающихся // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2014. № 11 (139). С. 69–72.

Шевченко О.В., Мурюкина Е.В. Творчество как неотъемлемый компонент медиаобразовательной деятельности со старшеклассниками и сту-дентами // Медиаобразование. 2011. № 4. С. 93–104.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.



Учредитель/Издатель 

Негосударственное образовательное частное учреждение дополнительного профессионального образования "Краснодарский многопрофильный институт дополнительного образования"

Сокращенное наименование контрагента, согласно Устава - НОЧУ ДПО «КМИДО»

_______________________________________________________

Литвинов Кирилл Александрович - главный редактор

Игнатович Владлен Константинович - научный редактор

Редакция журнала «Педагогика: история, перспективы / Pedagogу: history, prospects» 

350080, Россия, Краснодарский край, г. Краснодар, мкр. Пашковский, ул. Заводская, 32
Тел/факс:8 861 203 51 61

Редакция журнала:
+7 905 471 31 94 (по вопросам публикации и сотрудничества)

Редакция журнала:
E-mail: dpo18@yandex.ru (по вопросам публикации и сотрудничества)

Свидетельство о регистрации:

Номер свидетельства ЭЛ № ФС 77 - 77671 от 29.01.2020

(ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ СВЯЗИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ)

e-ISSN: 2686-9969 (ONLINE)


Материалы, размещенные на сайте, охраняются Законом о защите авторских прав. Публикация любых материалов этого сайта запрещена без предварительного согласования с издательством. Авторские права на размещенные на сайте научные публикации принадлежат их авторам. 

+12