Особенности мотивации достижения учащихся спортивных школ.

Илья Михайлович Слободчиков, Анна Андреевна Нехорошева, Владлен Константинович Игнатович, Светлана Сергеевна Игнатович

Аннотация


Введение. В статье сделана попытка освещения проблемы мотивации достижения подростков в спортивной школе. Категория «мотивация» – одна из наиболее важных в контексте спортивной деятельности, с учётом возрастной группы её значимость многократно усиливается. В ходе спортивной деятельности мотивация оказывает влияние на все процессы, которые протекают в организме, тем самым оказывается прямое воздействие на результативность деятельности. В задачи статьи входят: раскрытие понятия и содержания мотивации достижения как проблемы научной психологии; анализ психолого-педагогические условий формирования мотивации достижения в спортивной школе; представление элементов характеристики возрастной специфики формирования мотивации достижения у подростков, особенности мотивов мотивации достижения подростков в спортивной школе путем тестирования. В.И. Слободчиков определяет подростковый возраст как предпоследний перед завершающим этапом ступени персонализации. Большое значение уделяется мотивации как ведущему фактор регуляции поведения.

Обзор литературы. Проблема формирования мотивации и мотивов рассматривалась в работах отечественных и зарубежных психологов А. Маслоу, Ю.Л. Ханина, Р.А. Пилояна, Х. Хекхаузена, Г.Д. Бабушкина и Е.Г. Бабушкина, Е.П. Ильина и других. 

Методы: анализ психолого-педагогической литературы, синтез иобобщение полученной информации.

Результаты исследования позволяют говорить о том, что младшие подростки имеют широкий целевой диапазон. Большинство из них направляют свои усилия на реализацию разнообразных личностных предпочтений. 67% опрошенных школьников первое место в системе целеобразования отдают целям, сконцентрированным в системе «человек – человек».

Выводы. Самомотивация школьников не ограничивается узкими рамками собственного практического интереса, но распространяется на более широкий круг изучаемых вопросов, связанных с особенностями природных ресурсов региона, экологии и места проживания.

Заключение. Мотивация согласуется с общей системой жизни субъекта, что полностью распространяется и на спортсменов-подростков, учащихся специализированных спортивных школ, а  постановка профессиональных целей интегрирована в широкий социальный контекст, выводящий подростка за рамки «узко» специального представления о профессиональной спортивной деятельности.

Ключевые слова


спортсмены-подростки, мотивация, самомотивация, образовательный процесс спортивной школы

Полный текст:

PDF

Литература


Рутковская М.В. Формирование мотивов выбора педагогической профессии: дис. … канд. пед. наук / М.В. Рутковская. – М. – 1995. – 135 с. С. 90

Слободчиков И.М. Подростки: люди, которым невыгодно по-настоящему взрослеть https://yandex.ru/turbo/radiokp.ru/s/podrostki-lyudi-kotorym-nevygodno-po-nastoyaschemu-vzroslet_nid4834_au414au66

Попов А.Л. Спортивная психология: учебное пособие для физкультурных вузов. – М. - 2013. – 320 с. С. 66.

Горбунов, Г.Д. Психопедагогика спорта: учебное пособие / Г.Д. Горбунов. – 5-е изд., испр. и доп. – Москва: Советский спорт, 2014.

Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии - СПб: Издательство «Питер», 2000 - 712 с.: ил

Левин К. Динамическая психология: избранные труды. – М. – 2001. – 572 с.

Божович Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович. – М. – Воронеж, 2001. – 352 с.

Березнева Е.Ю., Крысова Т.И. Учебная мотивация современного школьника и процесс ее развития // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2015. – № 6-2. – С. 335-338;

URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=6901 (дата обращения: 10.10.2022).

Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М: Просвещение, 2011.

Бойко И.И. Мотивация достижения у подростков-спортсменов и ее развитие в процессе проведения коррекционно-тренинговых занятий :автореф. диc. канд. психол. наук: 19.00.07 / И.И. Бойко. – Иркутск, 2006. – 161 c.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.



Учредитель/Издатель 

Негосударственное образовательное частное учреждение дополнительного профессионального образования "Краснодарский многопрофильный институт дополнительного образования"

Сокращенное наименование контрагента, согласно Устава - НОЧУ ДПО «КМИДО»

Литвинов Александр Михайлович 

_______________________________________________________

Литвинов Кирилл Александрович - главный редактор

Игнатович Владлен Константинович - научный редактор

Редакция журнала «Педагогика: история, перспективы / Pedagogу: history, prospects» 

350080, Россия, Краснодарский край, г. Краснодар, мкр. Пашковский, ул. Заводская, 32
Тел/факс:8 861 203 51 61

Редакция журнала:
+7 905 471 31 94 (по вопросам публикации и сотрудничества)

Редакция журнала:
E-mail: dpo18@yandex.ru (по вопросам публикации и сотрудничества)

Свидетельство о регистрации:

Номер свидетельства ЭЛ № ФС 77 - 77671 от 29.01.2020

(ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ СВЯЗИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ)

e-ISSN: 2686-9969 (ONLINE)


Материалы, размещенные на сайте, охраняются Законом о защите авторских прав. Публикация любых материалов этого сайта запрещена без предварительного согласования с издательством. Авторские права на размещенные на сайте научные публикации принадлежат их авторам. 

+12