Проектирование индивидуальной образовательной траектории ребенка как задача семейного воспитания

Олеся Ивановна Янушкевич, Владлен Константинович Игнатович

Аннотация


Введение. В статье освещена проблема проектирования индивидуальной образовательной траектории ребенка во взаимодействии институтов семьи и образования. Обозначена роль семьи в становлении личности человека. От эффективности организации семейного воспитания зависит не только то, каким гражданином станет ребенок в будущем, но и судьба общества, нации в целом. Современное общество столкнулось с отсутствием доверия социума в целом к школе и учителям; повышенный  уровень конфликтности и агрессии в образовании затрудняет взаимодействие родителей и школ. Научно обосновано понятие семьи как субъекта проектирования индивидуальной образовательной траектории ребенка. Показана необходимость освоения современными родителями новой для себя позиции субъекта коллектива по выстраиванию его индивидуального образовательного маршрута. Проанализированы воспитательные функции современной семьи. Охарактеризованы принципы, функции и способы участия семейного института в планировании образовательного маршрута ребенка. Отмечено, что в современной семье с повышением образовательного уровня многих отцов и матерей готовность быть родителями остается низкой. Отражена проблема предоставления детям достойного и качественного образования, становящегося для ребенка важным ресурсом для достижения социального и профессионального успеха.

Методы: абстрагирование, метод классификации, наблюдение, анализ существующих методик.

Результаты. Выявлены проблемы, связанные с обеспечением качественного образования для детей. Нет практики продуктивного взаимодействия с детьми в решении проблем проектирования их маршрута, включения семьи в неформальные образовательные среды.

Выводы и заключение. Отсутствие готовности к коллективной детско-взрослой деятельности может привести к деструктивному характеру участия семьи в решении проблем воспитания ребенка, использованию ложных ориентиров по выбору стратегии его воспитания, к повышению риска ошибок в выборе ИОТ. Появляются новые формы педагогически организованной творческой деятельности детей и родителей.  1. Семья нуждается в повышении качества образования и при этом становится источником образовательных событий для детей. 2. Необходимы новые способы поддержки семьи, основанные на субъект-субъектном диалоге с образовательными институтами. 3. Потенциалом обладает сфера дополнительного образования, неформальные образовательные среды. Практическая значимость – возможность проектирования эффективных систем субъект-субъектных взаимодействий семей учащихся и образовательных организаций.


Ключевые слова


семейное воспитание, ребенок,семья как субъект, институт семьи, институт образования, современное общество, проектирование индивидуальной образовательной траектории, педагогическая поддержка семьи, совместное освоение социокультурных практик

Полный текст:

PDF

Литература


Доклад Международной комиссии по образованию для XXI века «Образование: сокрытое сокровище» (доступ: http://www.ifap.ru/library/book201.pdf) и др.

Гребенникова, В.М., Игнатович В.К., Бондарев П.Б., Игнатович С.С., Курочкина В.Е., Лакреева А.В. Методология и технология социально-педагогической поддержки семьи как субъекта проектирования индивидуальной образовательной траектории ребенка: монография. / под науч. ред. В.К. Игнатовича/ Краснодар: ФГБОУ ВО «КубГУ», – 2021. – 176 с. Текст: электронный. DOI: 10.17748/978-5-906302-28-1-2021-1-175 ISBN 978-5-906302-28-1 https://dpo-journal.ru/pablik/MONOGRAFIYA.pdf (дата обращения: 16.11.2022).

Гребенникова В.М., Игнатович В.К., Игнатович С.С., Чолакян К.Д. К вопросу о современных практиках социально-педагогической поддержки семьи как субъекта проектирования индивидуальной образовательной траектории ребенка // Педагогика: история, перспективы. – 2019. – №3. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-sovremennyh-praktikah-sotsialno-pedagogicheskoy-podderzhki-semi-kak-subekta-proektirovaniya-individualnoy (дата обращения: 16.11.2022)

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. [Электронный ресурс] – URL: http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_12/m413.pdf (дата обращения: 16.11.2022).

Информационная система сопровождения деятельности федеральных инновационных площадок. Модель индивидуальных образовательных траекторий2019. – https://fip.expert/publications/show/1205 (дата обращения: 16.11.2022).

Сластенин, В.А. Психология и педагогика: учебное пособие для студентов высших учебных заведений непедагогического профиля / В.А. Сластенин, В.П. Каширин. – 8-е изд., стер. – Москва: Академия, 2010.

Макаренко, А.С. Соч. – М., 1957. – Т. 4.

Валлон, А. От действия к мысли. – М., 1968.

Лесгафт, П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. – М.: Педаго-гика, – 1991. – 176 с.

Образовательное право законодательство об образовании. Информационный портал https://lexed.ru/praktika/realizatsiya-273-fz/detail.php?element_id=2458 (дата обращения: 16.11.2022).

Хуторянская, Т.В. Сущность семейно-педагогического сотрудничества в современной школе // Изв. Сарат. ун-та Нов.сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. – 2012. – №1. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-semeyno-pedagogicheskogo-sotrudnichestva-v-sovremennoy-shkole (дата обращения: 17.11.2022).

Горохов, В.Г. Научно-технический прогресс: словарь / [сост.: В.Г. Горохов, В.Ф. Халипов]. – М.: Политиздат, 1987. – 366 с.

Козлов, И. Педагогический опыт А. Макаренко. – М.: Просвещение, – 1987. – 68 с.

Зеер, Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Индивидуальные образовательные траектории в системе непрерывного образования // Педагогическое образование в России. 2014. – № 3. – С. 74 – 82.

Ковалева Т.М., Якубовская Т.В. Тьюторская деятельность как антропо-практика: между индивидуальной образовательной траекторией ииндивидуальной образовательной программой // Человек. R.U. – 2017№ 12. – С. 85 – 94.

Белкин А.С. Б 43 Основы возрастной педагогики: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. - М.:Издательский центр «Академия», 2000. – 192 с. ISBN 5-7695-0658-Х https://www.studmed.ru/view/belkin-as-osnovy-vozrastnoy-pedagogiki_f7ae228fb01.html (дата обращения: 16.11.2022).

Леонтьев, А.Н. Лекции по общей психологии / А.Н. Леонтьев. – Москва: Смысл, 2001.

Дьюи, Дж. Школа и общество / Дж. Дьюи. – М.: Госиздат, 1924. – 168 с

Осницкий, А.К. Психология самостоятельности / А.К. Осницкий. – М.: Эль-Фа, 1996 – С. 99.

Болотова, М.И. Философско-педагогические детерминанты создания событийной общности семьи и учреждения дополнительного образования // Вестник Бурятского государственного университета. – 2010. – № 1. – С. 7 –13.

Игнатович В.К., Игнатович С.С. Понятие индивидуальных образовательных результатов учащихся в контексте индивидуализации процесса дополнительного образования детей // Педагогика: история, перспективы. – 2019. № 2. С. 4-15. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-individualnyh-obrazovatelnyh-rezultatov-uchaschihsya-v-kontekste-individualizatsiya-protsessa-dopolnitelnogo-obrazovaniya (дата обращения: 16.11.2022).


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.



Учредитель/Издатель 

Негосударственное образовательное частное учреждение дополнительного профессионального образования "Краснодарский многопрофильный институт дополнительного образования"

Сокращенное наименование контрагента, согласно Устава - НОЧУ ДПО «КМИДО»

Литвинов Александр Михайлович 

_______________________________________________________

Литвинов Кирилл Александрович - главный редактор

Игнатович Владлен Константинович - научный редактор

Редакция журнала «Педагогика: история, перспективы / Pedagogу: history, prospects» 

350080, Россия, Краснодарский край, г. Краснодар, мкр. Пашковский, ул. Заводская, 32
Тел/факс:8 861 203 51 61

Редакция журнала:
+7 905 471 31 94 (по вопросам публикации и сотрудничества)

Редакция журнала:
E-mail: dpo18@yandex.ru (по вопросам публикации и сотрудничества)

Свидетельство о регистрации:

Номер свидетельства ЭЛ № ФС 77 - 77671 от 29.01.2020

(ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ СВЯЗИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ)

e-ISSN: 2686-9969 (ONLINE)


Материалы, размещенные на сайте, охраняются Законом о защите авторских прав. Публикация любых материалов этого сайта запрещена без предварительного согласования с издательством. Авторские права на размещенные на сайте научные публикации принадлежат их авторам. 

+12