Педагогически организованные коммуникации детей дошкольного возраста и взрослых как фактор развития творческого воображения
Аннотация
Ведение. Статья посвящена проблеме обоснования путей повышения эффективности детско-родительских коммуникаций как фактора психического развития ребенка. Проблема исследования: как именно должны строиться коммуникации между взрослыми и детьми в процессе осуществления ими совместной деятельности, чтобы развивающий потенциал этой деятельности был максимальным? Приведены данные динамикиобразовательной самостоятельности, инициативности и ответственности детей дошкольного возраста в условиях специальной организации их взаимодействий со взрослыми людьми. В исследовании приняли участие 20 детей в возрасте 4 – 5 лет и 52 родителя, воспитывающих детей дошкольного возраста. Методы: теоретические (анализ научной литературы); экспериментальные (формирующий педагогический эксперимент) и статистические (оценка уровня достоверности различий полученных экспериментальных данных при помощи t-критерия Стьюдента и U-критерия Манна – Уитни).
Обзор литературы: А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, А.В. Запорожца, Л.А. Венгера, Й. Хейзинга, Н.Н. Поддъякова, Н.Е. Вераксы, П.И. Зинченко, В.П. Зинченко, В.А. Петровского, Е.Е. Кравцовой.
Результаты. В результате проведенных творческих занятий, основанных на выстраивании специально организованных детско-взрослых коммуникаций, в сфере творческого воображения детей из экспериментальной группы произошли позитивные изменения, в то время как эти же способности у детей из контрольной группы остались на прежнем уровне. Установлено, что основным фактором психического и социально-коммуникативного развития выступает общение и взаимодействие дошкольников со взрослыми и сверстниками. Существенную роль в психическом развитии детей-дошкольников играют именно те детско-взрослые коммуникации, которые целенаправленно осуществляются педагогами на основе выделенных правил.
Выводы и заключение. Получены данные, подтверждающие выдвинутую гипотезу о том, что специальная организация детско-взрослых отношений в процессе их творческой деятельности является значимым фактором развития творческого воображения детей дошкольного возраста как центрального новообразования их психического развития.
Ключевые слова
Полный текст:
PDFЛитература
Кудрявцев В.Т. Амплификация – источник и инструмент развития // Куль-турно-историческая психология. 2022. Т. 18. № 1. С. 4 – 5.
Рубцов В.В. Два подхода к проблеме развития в контексте социальных взаимодействий: Л.С. Выготский vs Ж. Пиаже // Культурно-историческая психология. 2020. Том 16. № 3. С. 5–14. doi:10.17759/chp.20201603022.
Игнатович А.В., Мамбеталина А.С. Особенности современного воспитания ребенка. Педагогика: история, перспективы. 2019. Том. 2. №6. С. 07 – 11.
Кудрявцев В.Т., Синельников В. Ребенок-дошкольник: новый подход к диагностике творческих способностей // Дошкольное воспитание. 1995. №№ 9 – 10.
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.
Учредитель/Издатель
Негосударственное образовательное частное учреждение дополнительного профессионального образования "Краснодарский многопрофильный институт дополнительного образования"
Сокращенное наименование контрагента, согласно Устава - НОЧУ ДПО «КМИДО»
Литвинов Александр Михайлович
_______________________________________________________
Литвинов Кирилл Александрович - главный редактор
Игнатович Владлен Константинович - научный редактор
Редакция журнала «Педагогика: история, перспективы / Pedagogу: history, prospects»
350080, Россия, Краснодарский край, г. Краснодар, мкр. Пашковский, ул. Заводская, 32
Тел/факс:8 861 203 51 61
Редакция журнала:
+7 905 471 31 94 (по вопросам публикации и сотрудничества)
Редакция журнала:
E-mail: dpo18@yandex.ru (по вопросам публикации и сотрудничества)
Свидетельство о регистрации:
Номер свидетельства ЭЛ № ФС 77 - 77671 от 29.01.2020
(ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ СВЯЗИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ)
e-ISSN: 2686-9969 (ONLINE)
Материалы, размещенные на сайте, охраняются Законом о защите авторских прав. Публикация любых материалов этого сайта запрещена без предварительного согласования с издательством. Авторские права на размещенные на сайте научные публикации принадлежат их авторам. | +12 |