Педагогически организованные коммуникации детей дошкольного возраста и взрослых как фактор развития творческого воображения

Владимир Товиевич Кудрявцев, Арина Владленовна Игнатович

Аннотация


Ведение. Статья посвящена проблеме обоснования путей повышения эффективности детско-родительских коммуникаций как фактора психического развития ребенка. Проблема исследования: как именно должны строиться коммуникации между взрослыми и детьми в процессе осуществления ими совместной деятельности, чтобы развивающий потенциал этой деятельности был максимальным? Приведены данные динамикиобразовательной самостоятельности, инициативности и ответственности детей дошкольного возраста в условиях специальной организации их взаимодействий со взрослыми людьми. В исследовании приняли участие 20 детей в возрасте 4 – 5 лет и 52 родителя, воспитывающих детей дошкольного возраста. Методы: теоретические (анализ научной литературы); экспериментальные (формирующий педагогический эксперимент) и статистические (оценка уровня достоверности различий полученных экспериментальных данных при помощи   t-критерия Стьюдента и U-критерия Манна – Уитни).

Обзор литературы: А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, А.В. Запорожца, Л.А. Венгера, Й. Хейзинга, Н.Н. Поддъякова, Н.Е. Вераксы, П.И. Зинченко, В.П. Зинченко, В.А. Петровского, Е.Е. Кравцовой.

Результаты.  В результате проведенных творческих занятий, основанных на выстраивании специально организованных детско-взрослых коммуникаций, в сфере творческого воображения детей из экспериментальной группы произошли позитивные изменения, в то время как эти же способности у детей из контрольной группы остались на прежнем уровне. Установлено, что основным фактором психического и социально-коммуникативного развития выступает общение и взаимодействие дошкольников со взрослыми и сверстниками. Существенную роль в психическом развитии детей-дошкольников играют именно те детско-взрослые коммуникации, которые целенаправленно осуществляются педагогами на основе выделенных правил.

Выводы и заключение. Получены данные, подтверждающие выдвинутую гипотезу о том, что специальная организация детско-взрослых отношений в процессе их творческой деятельности является значимым фактором развития творческого воображения детей дошкольного возраста как центрального новообразования их психического развития.


Ключевые слова


ребенок дошкольного возраста, творческое воображение, центральное новообразования психического развития

Полный текст:

PDF

Литература


Кудрявцев В.Т. Амплификация – источник и инструмент развития // Куль-турно-историческая психология. 2022. Т. 18. № 1. С. 4 – 5.

Рубцов В.В. Два подхода к проблеме развития в контексте социальных взаимодействий: Л.С. Выготский vs Ж. Пиаже // Культурно-историческая психология. 2020. Том 16. № 3. С. 5–14. doi:10.17759/chp.20201603022.

Игнатович А.В., Мамбеталина А.С. Особенности современного воспитания ребенка. Педагогика: история, перспективы. 2019. Том. 2. №6. С. 07 – 11.

Кудрявцев В.Т., Синельников В. Ребенок-дошкольник: новый подход к диагностике творческих способностей // Дошкольное воспитание. 1995. №№ 9 – 10.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.



Учредитель/Издатель 

Негосударственное образовательное частное учреждение дополнительного профессионального образования "Краснодарский многопрофильный институт дополнительного образования"

Сокращенное наименование контрагента, согласно Устава - НОЧУ ДПО «КМИДО»

Литвинов Александр Михайлович 

_______________________________________________________

Литвинов Кирилл Александрович - главный редактор

Игнатович Владлен Константинович - научный редактор

Редакция журнала «Педагогика: история, перспективы / Pedagogу: history, prospects» 

350080, Россия, Краснодарский край, г. Краснодар, мкр. Пашковский, ул. Заводская, 32
Тел/факс:8 861 203 51 61

Редакция журнала:
+7 905 471 31 94 (по вопросам публикации и сотрудничества)

Редакция журнала:
E-mail: dpo18@yandex.ru (по вопросам публикации и сотрудничества)

Свидетельство о регистрации:

Номер свидетельства ЭЛ № ФС 77 - 77671 от 29.01.2020

(ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ СВЯЗИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ)

e-ISSN: 2686-9969 (ONLINE)


Материалы, размещенные на сайте, охраняются Законом о защите авторских прав. Публикация любых материалов этого сайта запрещена без предварительного согласования с издательством. Авторские права на размещенные на сайте научные публикации принадлежат их авторам. 

+12