Психологические условия формирования жизнестойкости подростков в процессе семейного воспитания
Аннотация
Введение. Актуальность статьи обусловлена тем, что, несмотря на многочисленные исследования, касающиеся проблематики жизнестойкости, непосредственно исследования касательно жизнестойкости в контексте семейного воспитания в подростковом возрасте проработаны не до конца.
Цель. В качестве цели исследования выступает обоснование условий формирования жизнестойкости в процессе семейного воспитания в подростковом возрасте.
Методы. В исследовании использовались следующие методы:
1. Организационные (анализ, сравнение и обобщение психологической литературы по проблеме исследования);
2. Эмпирические (психодиагностические методики);
3. Методы количественной и качественной обработки данных
Методики исследования:
1. Методика диагностики родительских отношений (ОРО) А.Я. Варга и В.В. Столина;
2. Методика диагностики жизнестойкости (С.Мадди в адаптации Д.Леонтьева).
Заключение. Проведённое исследование показало, что создание в процессе семейного воспитания таких условий, как принятие и кооперация со своим ребёнком, а также демократический стиль воспитания способствуют формированию жизнестойкости подростков.
Результаты. Несмотря на подростковый возраст, в котором в становлении личности большую роль начинают играть сверстники (референтная группа), роль семьи в становлении личности, а именно в формировании жизнестойкости, по-прежнему велика.
Было установлено, что в зависимости от стиля родительского воспитания у подростков могут сформироваться определённые свойства личности, которые влияют на формирование жизнестойкости. Например, чрезмерная близость с ребёнком, контроль над ним и строгость способствуют формированию пассивной жизненной позиции, плохой стрессоустойчивости, внутренней нестабильности. И наоборот, если давать ребёнку больше свободы (но не слишком), проявлять сотрудничество и заинтересованность в нём и его делах, то это способствует формированию у него возможности справляться со стрессами активной жизненной позиции, любознательности и трудолюбию.
Ключевые слова
Полный текст:
PDFЛитература
Александрова Ю.В. Психологическая помощь в преодолении семейных проблем / Ю.В. Александрова. – М.: Смысл, 2000. – 196 с.
Бельгибаева Г.К. Особенности стилей родительского воспитания / Г.К. Бельгибаева. – Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – №8 – С. 53-56.
Богомаз С.Л. Общая психология / С.Л. Богомаз. – Москва: Пресс. – 2003. – 198 с.
Исаченкова М.Л. Прогацкая Т.К., Фельк М.А., Калабина И.А. Проблемы и трудности семейного воспитания: взгляд современных родителей / М.Л. Исаченкова, Т.К. Прогацкая, М.А. Фельк, И.А. Калиба. – Комплексные исследования детства. – 2022. – № 2, С. 104 – 114.
Кошаб Д.С. Предпосылки жизнестойкости / Д.С. Кошаб, С. Мадди. – Журнал практической психологии. – 1999. – № 2. – С. 117-124.
Кузнецова А.А. История, роль и особенности семейного воспитания / А.А. Кузнецова. – Обучение и воспитание: методики и практика. – 2016. – С. 48-53.
Лапшина Е.А. Характеристики стилей родительского воспитания / Е.А. Лапшина. – Психология и образование. – 2017. – № 9. – С. 15-18.
Мадди С. Смыслообразование в процессе принятия решений / С. Мадди. – Психологический журнал. – 2005. – № 6. – C. 101-113.
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.
Учредитель/Издатель
Негосударственное образовательное частное учреждение дополнительного профессионального образования "Краснодарский многопрофильный институт дополнительного образования"
Сокращенное наименование контрагента, согласно Устава - НОЧУ ДПО «КМИДО»
_______________________________________________________
Литвинов Кирилл Александрович - главный редактор
Игнатович Владлен Константинович - научный редактор
Редакция журнала «Педагогика: история, перспективы (Pedagogу: history, prospects)»
350080, Россия, Краснодарский край, г. Краснодар, ул. Трамвайная, 2/6, 1-й этаж, офис №3
Тел/факс:8 861 203 51 61
+7 905 471 31 94 (по вопросам публикации и сотрудничества)
E-mail: dpo18@yandex.ru (по вопросам публикации и сотрудничества)