ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ СУБЪЕКТ-СУБЪЕКТНЫХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ С УЧАЩИМИСЯ: СУЩНОСТЬ ФЕНОМЕНА И ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ

Владлен Константинович ИГНАТОВИЧ, Ольга Александровна ЧИГАНЦЕВА

Аннотация


В статье рассмотрены вопросы формирования профессиональной готовности будущих педагогов к осуществлению субъект-субъектных взаимодействий с учащимися. Показано, что понятие субъект-субъектного взаимодействия связано с качественно новым уровнем понимания сути педагогического воздействия и базируется на современных представлениях об ученике как о субъекте образования, способном строить индивидуальную образовательную траекторию. Охарактеризованы структура и содержание этой готовности будущего педагога как его интегративного личностного качества, эффективно формируемого в процессе моделирования педагогических ситуаций совместного с учениками решения творческих задач. Представлены данные эмпирического исследования, свидетельствующие о недостаточности существующих в массовой практике образовательных программ подготовки магистрантов педагогического направления для эффективного формирования их профессиональной готовности к субъект-субъектному взаимодействию с учащимися.

Ключевые слова


субъект-субъектное взаимодействие; профессиональная готовность; образовательная самостоятельность; индивидуальная образовательная траектория

Полный текст:

PDF

Литература


Бедерханова В.П. Становление личностно ориентированной позиции педагога: монография. Краснодар: Кубанский госуниверситет, 2001.

Гегель. Феноменология духа. Феноменология духа. М., 2000.

Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка. Спб., 2004.

Дидактика средней школы. Некоторые проблемы соврем. дидактики: учеб. посо-бие для студентов пед. ин-тов / под ред. М.А. Данилова и М.Н. Скаткина. М.: Про-свещение, 1975.

Ершова Н.Г., Вихрева С.Ю. Интегративные характеристики личностно-профессионального развития студентов-психологов высших учебных заведений физической культуры // Педагогика и жизнь: международный сборник научных трудов / под общ. ред. проф. О.И. Кирикова. Вып. 5. Воронеж, 2017.

Забродин Ю.М. Теоретические проблемы психологии профессионального станов-ления // Очерки теории психической регуляции поведения. М., 1997.

Зиятдинова Ф.Г. Воспитательное взаимодействие социальных институтов как фактор формирования и упрочение коллективизма по месту жительства: дисс. … канд. пед. наук М., 1986.

Игнатович В.К., Игнатович С.С., Литвинов К.А. Теоретические основания проблемы и методическая схема оценки образовательной самостоятельности старшеклассников в форме защиты индивидуального проекта. // Историческая и социально-образовательная мысль. 2017;9(6/2):222-228. https://doi.org/10.17748/2075-9908-2017-9-6/2-222-228

Игнатович В.К., Игнатович С.С. Содержание и уровни образовательной самостоя-тельности старшеклассников как образовательного результата ступени общего среднего образования // Приоритетные научные направления: от теории к прак-тике: сборник материалов XXXIII Международной научно-практической конфе-ренции / под общ. ред. С.С. Чернова. Новосибирск, 2016.

Игнатович В.К., Игнатович С.С., Гребенникова В.М., Бондарев П.Б. Проектирование индивидуального образовательного маршрута: проблема готовности субъекта: монография / под науч. ред. В.К. Игнатовича. Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2015.

Игнатович В.К., Курочкина В.Е., Бондарев П.Б. Развитие профессиональной готов-ности учителей к осуществлению субъект-субъектного взаимодействия как условие формирования образовательной самостоятельности старшеклассников // Общество: социология, психология, педагогика, 2017. № 11.

Ковалева Т.М., Якубовская Т.В. Тьюторская деятельность как антропопрактика: между индивидуальной образовательной траекторией и индивидуальной образовательной программой // Человек. RU. 2017. № 12.

Концепция подростковой школы / под науч. ред. Б.Д. Эльконина, А.Б. Воронцова. М., 2003. URL.: http://www.ouro.ru/iro/exp/koncepciya/ 20.02.2015.

Коротаева Е.В. К истории становления категории «педагогическое взаимодей-ствие//понятийный аппарат педагогики и образования: сб. науч. тр. Вып. 5 / отв. ред. Е.В. Ткаченко, М.А. Галагузова. М., 2007.

Краткий педагогический словарь пропагандиста // под общ. ред. М.И. Кондакова, А.С. Вишнякова. М., 1988.

Лийметс Х.Й. О месте категории «взаимодействия» в педагогике // Взаимодей-ствие коллектива и личности в коммунистическом воспитании: сб. науч. тр. Тал-лин, 1979.

Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1983.

Педагогика / Ю.К. Бабанский, В.А. Сластёнин, Н.А. Сорокин и др.; под ред. Ю.К. Бабанского, М., 1988.

Петровский В.А. Человек над ситуацией. М., 2010.

Сапожникова Т.Н. Изучение готовности старшеклассников к жизненному само-определению // Ярославский педагогический вестник. 2016. № 4.

Сериков В.В. Обучение как вид педагогической деятельности: учеб. пособие / под ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. М., 2008.

Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования образовательных систем. М., 1999.

Фельдштейн Д.И. Глубинные изменения современного детства и обусловленная ими актуализация психолого-педагогических проблем развития образования. М.: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та, 2011.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.



Учредитель/Издатель 

Негосударственное образовательное частное учреждение дополнительного профессионального образования "Краснодарский многопрофильный институт дополнительного образования"

Сокращенное наименование контрагента, согласно Устава - НОЧУ ДПО «КМИДО»

Литвинов Александр Михайлович 

_______________________________________________________

Литвинов Кирилл Александрович - главный редактор

Игнатович Владлен Константинович - научный редактор

Редакция журнала «Педагогика: история, перспективы / Pedagogу: history, prospects» 

350080, Россия, Краснодарский край, г. Краснодар, мкр. Пашковский, ул. Заводская, 32
Тел/факс:8 861 203 51 61

Редакция журнала:
+7 905 471 31 94 (по вопросам публикации и сотрудничества)

Редакция журнала:
E-mail: dpo18@yandex.ru (по вопросам публикации и сотрудничества)

Свидетельство о регистрации:

Номер свидетельства ЭЛ № ФС 77 - 77671 от 29.01.2020

(ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ СВЯЗИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ)

e-ISSN: 2686-9969 (ONLINE)


Материалы, размещенные на сайте, охраняются Законом о защите авторских прав. Публикация любых материалов этого сайта запрещена без предварительного согласования с издательством. Авторские права на размещенные на сайте научные публикации принадлежат их авторам. 

+12