Организация проб как функция наставничества в процессе формирования профессионально важных качеств будущего врача на этапе довузовской подготовки

Дарья Валерьевна Веселова, Светлана Сергеевна Игнатович, Карина Игоревна Мелконян

Аннотация


Введение: В статье освещена проблема наставничества как условие эффективности профессиональных проб будущих врачей на этапе довузовской подготовки. Погружение учащихся в научно-исследовательскую деятельность обосновано как основное содержание профессиональных проб на этапе довузовской подготовки. Наставничество рассмотрено как функция поддержки профессионального самоопределения учащихся, реализуемая ведущими учеными медицинских вузов. 

Цель – обоснование роли наставничества в формировании личностных качеств будущего врача на этапе довузовской подготовки. 

Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, системный анализ и синтез, показан педагогический опыт и имитационное моделирование, анализ материалов, размещенных на сайтах медицинских вузов. 

Гипотеза исследования: процесс формирования личностных качеств будущего врача на этапе довузовской подготовки эффективен, если наставничество осуществляется в форме организации профессиональных проб в сфере научно-исследовательской деятельности. 

Выводы и заключение: Выделены основные компоненты деятельности педагога-наставника в процессе выполнения научно-исследовательской работы на этапе довузовской подготовки будущего врача. Проведение научной работы на базе профильного вуза позволяет «прикоснуться» к будущей профессии и способствует сознательному, обоснованному выбору специальности

Ключевые слова


довузовская подготовка, профессиональная проба, профессиональное самоопределение, профессионально-важные качества врача, наставничество

Полный текст:

PDF

Литература


Бедоева К.О., Веселова Д.В. Историко-медицинская экскурсия как средство культурно-патриотического воспитания студентов Кубанского государ-ственного медицинского университета/ К.О. Бедоева, Д.В. Веселова // Инновации в образовании. Материалы XI Международной учебно-методической конференции. Часть 2. Издательство Кубанский государственный медицинский университет (Краснодар). 2021. С. 22 – 24. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46172828 (дата обращения 10.02.2022).

Гурьянова М.Н. Урок-проба для старшеклассников как форма реализации деятельностного подхода к профориентационной работе вуза / М.Н. Гурьянова, В.М. Томилова // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 6. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=7921 (дата обращения: 10.02.2022).

Балачевская О.В. Формирование образовательных траекторий студентов фармацевтического факультета в процессе обучения на кафедре фундаментальной и клинической биохимии в условиях цифровой трансформации / О.В. Балачевская, И.М. Быков, Е.Е. Есауленко, Т.Г. Юдина, Н.И. Вальтер, Л.В. Ненашева, Т.С. Хвостова, Е.Е. Брещенко // Биохимия XXI века. Мате-риалы научно-практической конференции с международным участием. 2021. С. 37 – 43. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47244780 (дата обращения 18.01.2022).

Ясько Б.А. Мотивационно-смысловая основа выбора профессии старше-классниками, включенными в систему довузовской подготовки / Б.А. Ясько, Т.Н. Литвинова, Т.А. Гайдук, Л.В. Тхагалижокова // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2015. №3 (162). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/motivatsionno-smyslovaya-osnova-vybora-professii-starsheklassnikami-vklyuchennymi-v-sistemu-dovuzovskoy-podgotovki (дата обращения: 17.02.2022).

Игнатович В.К. Моделирование локального образовательного пространства профессионального самоопределения старшеклассников в общеобразова-тельной школе / В.К. Игнатович, П.Ю. Николаева, Е.Ф. Пономарева // Пе-дагогика: история, перспективы. 2021. Том. 4. № 3. С. 23-34. DOI: 10.17748/2686–9969–2021–4–3–23-34

Климов Е.А. Пути в профессионализм (Психологический взгляд): учеб. пособие. М.: МПСУ: Флинта. 2003. 320 с.

Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия. 2010. 304 с.

Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения: учеб.-метод. пособие. М.; Воронеж: Изд-во МПСИ: МОДЭК. 2003. 4000 с.

Пряжникова Е.Ю. Проблема профессионального становления личности / Е.Ю. Пряжникова, Т.А. Егоренко // Современная зарубежная психология. 2012. Т. 1. № 2. С. 111-122.

Бедерханова В.П. Трудности профессионального становления студентов в вузе / В.П. Бедерханова, Ю.А. Миленина //Актуальные проблемы реализации социального, профессионального и личностного ресурсов человека. Материалы VII Всероссийской научно-практической конференции. Кубанский государственный университет. 2019. С. 18-23.

Неумоева-Колчеданцева Е.В. Развивающий потенциал профессиональной пробы как метода обучения будущих педагогов // Психологическая наука и образование. 2017. Т. 22. № 6. C. 34—44. doi: 10.17759/pse.2017220603

Ясько Б.А. Формирование управленческих компетенций врача в системе послевузовского образования / Б.А. Ясько, Б.В. Казарин // Вопросы психо-логии. 2015. № 2. С. 67-77.

Ермолаева Е.В. Медицинская профессия: требования современного общества / Е.В. Ермолаева, Л.А. Павлова // Общество и здоровье: современное состояние и тенденции развития. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 2013. С. 369-375.

Коновалова В.В. Формирование мировоззрения современного врача: социально-философский анализ: дис. … канд. философ. наук: 09.00.11 – Челя-бинск. 2015. 208с. URL: https:// https://dlib.rsl.ru/01008133251 (дата обраще-ния: 23.02.2022).

Пильщикова В.В. Роль истории медицины в формировании культуры личности студентов медицинского вуза /В.В. Пильщикова, Д.В. Веселова, Ю.А. Васильев // 2017. . С. 211-212. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_28846463_80693948.pdf (дата обращения: 23.02.2022).

Левина В.Н. Личностные качества врача в сотрудничестве с пациентом: учебное пособие / В.Н. Левина. Ижевск. 2016. 60 с. URL: "https://igma.ru/sveden/files/Metod_Kachestva_vracha.pdf"pdf (дата обращения: 19.02.2022).

Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации № 293н от 21.03.2017 Об утверждении профессионального стандарта «Врач-лечебник (врач-терапевт участковый)» URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_215436/ (дата обращения: 19.02.2022).

Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации № 306н от 27.03.2017 Об утверждении профессионального стандарта «Врач-педиатр участковый» URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_215685/ (дата обращения: 19.02.2022).

Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации № 227н от 10.05.2016Об утверждении профессионального стандарта «Врач-стоматолог» URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_199094/2ff7a8c72de3994f30496a0ccbb1ddafdaddf518/ (дата обращения: 19.02.2022).

Этико-правовые основы медицинской деятельности: справочник / сост. Р.Н. Башилов, под ред. Е.А. Евстифеевой. Тверь. 2017. 191 с.

Кочкина С.Н. Роль педагога-наставника в современном мире / С.Н. Кочкина // Педагогика: история, перспективы. 2020. Том. 3. № 2. С. 46-51. DOI: 10.17748/2686–9969–2020–3–2–46-51

Криворучко А.В. Роль педагогического наставничества в подготовке будущих учителей химии к оцениванию учебных достижений учащихся / А.В. Криворучко // Международный журнал экспериментального образования. 2012. № 4-2.С. 120-122. URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=3991 (дата обращения: 11.03.2022).

Ignatovich V.K. Startup diagnostics of the degree of well-formedness of student design competence as an integral means of students plotting their own individual learning route / V.K. Ignatovich, S.S. Ignatovich // European Journal of Contemporary Education. 2015. № 3 (13). С. 187-197. DOI: 10.13187/ejced.2015.13.187

Родичев Н.Ф. Отечественный и зарубежный опыт профориентационно значимого наставничества/ Н.Ф Родичев // Сборник лучших мировых технологий и практик по вопросам развития и управления талантами «Discovery of Talents / Открытие талантов / Cəлəтлелəрачылышы». Профессиональное самоопределение // под общ. ред. С.С. Гиля, М.А. Сикорской-Декановой. Казань, 2015. С. 40.

Кларин М.В. Современное наставничество: новые черты традиционной практики в организациях XXI века / М.В. Кларин// ЭТАП. 2016. №5. С. 99-112. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennoe-nastavnichestvo-novye-cherty-traditsionnoy-praktiki-v-organizatsiyah-xxi-veka (дата обращения: 11.02.2022).

Ковалева Н.В. Наставничество как процесс сопровождения детей и под-ростков «групп риска». Сборник научно-методических материалов // Н.В. Ковалева, И.В. Деткова, А.В. Леонтьева, и др.; Под общей ред. Е.Н. Панченко – Москва-Майкоп, 2006. 180 с. URL: : https://umc38.ru/wp-content/uploads/2016/02/Nastavnichestvo-kak-protsess-soprovozhdeniya-detej-i-podrotskov-grupp-riska.pdf (дата обращения: 11.02.2022).


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.



Учредитель/Издатель 

Негосударственное образовательное частное учреждение дополнительного профессионального образования "Краснодарский многопрофильный институт дополнительного образования"

Сокращенное наименование контрагента, согласно Устава - НОЧУ ДПО «КМИДО»

Литвинов Александр Михайлович 

_______________________________________________________

Литвинов Кирилл Александрович - главный редактор

Игнатович Владлен Константинович - научный редактор

Редакция журнала «Педагогика: история, перспективы / Pedagogу: history, prospects» 

350080, Россия, Краснодарский край, г. Краснодар, мкр. Пашковский, ул. Заводская, 32
Тел/факс:8 861 203 51 61

Редакция журнала:
+7 905 471 31 94 (по вопросам публикации и сотрудничества)

Редакция журнала:
E-mail: dpo18@yandex.ru (по вопросам публикации и сотрудничества)

Свидетельство о регистрации:

Номер свидетельства ЭЛ № ФС 77 - 77671 от 29.01.2020

(ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ СВЯЗИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ)

e-ISSN: 2686-9969 (ONLINE)


Материалы, размещенные на сайте, охраняются Законом о защите авторских прав. Публикация любых материалов этого сайта запрещена без предварительного согласования с издательством. Авторские права на размещенные на сайте научные публикации принадлежат их авторам. 

+12