Использование активизирующих методов в процессе социально-педагогической поддержки семьи как субъекта образования
Аннотация
Отражена ведущая роль семьи в воспитании детей в современных социокультурных условиях. Показана ситуация взаимодействия семьи и школы в контексте решения задачи проектирования индивидуальной образовательной траектории ребенка. Обозначена тенденция возрастания уровня субъектности семьи как субъекта образовательного пространства. Охарактеризована проблема активного вовлечения в образовательный процесс, обоснована необходимость специальной работы по ее социально-педагогической поддержке. Сформулирована проблема, состоящая в выявлении новых способов и средств диалога семьи и школы, основанных на методологии социально-педагогической поддержки субъекта открытого образовательного пространства. Цель статьи – обосновать в качестве одного из таких средств совершение детьми и родителями свободных социальных проб, направленных на осмысление проблем становления субъекта проектирования индивидуальной образовательной траектории.
Материалы и методы: Проанализирована научная литература вопроса. Описана игровая активизирующая методика организации совместной детско-родительской социальной пробы, направленной на создание ситуации культурного диалога между детьми и родителями. Описаны ее цели и основные этапы.
Обзор литературы: Рассмотрены статьи, отражающие состояние проблемы семьи как субъекта образования и воспитания детей. Представлен анализ категории субъекта. Выделены основные аспекты, в которых рассматривается эта субъектность. Отражены основные средства, при помощи которых семья реализует свою субъектность: рефлексия, педагогическая культура, избираемые воспитательные стратегии.
Результаты и обсуждение: Представлены результаты проведения активизирующей игровой методики «Диалог цивилизаций». Описаны выявленные «проблемные точки» во взаимоотношениях детей и родителей, которые могут становиться барьерами взаимопонимания в процессе субъект-субъектных взаимодействий. Показаны различия в ценностно-смысловых характеристиках мира детей и взрослых, выявленные в ходе проведения игры.
Заключение и выводы: Сделан вывод о том, что совместные детско-родительские социальные пробы, осуществляемые на основе активизирующих игровых методов взаимодействия, обладают значительным потенциалом.
Ключевые слова
Полный текст:
PDFЛитература
Гошин М.Е., Мерцалова Т.А. Типы родительского участия в образовании, социально-экономический статус семьи и результаты обучения // Вопросы образования. 2018. № 3. С. 68 – 90.
Гребенникова В.М., Бонкало Т.И., Игнатович В.К. Типы родительских позиций в ситуации проектирования индивидуальной образовательной траектории ребенка // Вестник Адыгейского государственного университета. Се-рия 3: Педагогика и психология. 2019. № 2 (238). С. 40 – 49.
Бондарев П.Б., Курочкина В.Е. Семья как субъект образовательного пространства и проектирования образовательного маршрута учащихся // Kant. 2020. № 1 (34). С. 196-201.
Закон РФ «Об образовании» от 29 декабря 2012 г. N 273 – ФЗ // Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года, одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года. М.: Просвещение, 2010.
Пряжников Н.С. Профориентация в школе и колледже: игры, упражнения, опросники (8 – 11 классы). М.: ВАКО, 2006. 288 с.
Гребенникова В.М., Игнатович В.К., Игнатович С.С., Курочкина В.Е. Сов-местная досуговая деятельность детей и родителей как форма образова-тельного стартапа семьи // Педагогика: история, перспективы. 2021. Т. 4. № 5. С. 36 – 52.
Брушлинский А.В. Проблемы психологии субъекта. М.: Институт психоло-гии РАН, 1994. 109 с.
Философский энциклопедический словарь / гл. ред.: Л. Ф. Ильичёв, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалёв, В.Г. Панов. М.: Советская энциклопедия. 1983. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/1174/ (дата обращения 23.04.2022).
Осницкий А.К. Психологические механизмы самостоятельности. М.; Об-нинск: ИГ–СОЦИН, 2010. 232 с.
Арнаутова Е. Методы обогащения воспитательного опыта родителей // До-школьное воспитание. 2004. №9. С. 52 – 58.
Титаренко В.Я. Семья и формирование личности. М.: Мысль, 1987. 351 с.
Гребенникова В.М., Игнатович В.К., Бондарев П.Б., Игнатович С.С., Ку-рочкина В.Е., Лакреева А.В. Методология и технология социально-педагогической поддержки семьи как субъекта проектирования индивидуальной образовательной траектории ребенка: монография. Краснодар: ФГБОУ ВО «КубГУ», 2021. 176 с.
Санникова А.И., Коробкова В.В. Эволюция идеи развития воспитательного потенциала семьи в открытом образовательном пространстве России конца XIX – начала XXI в.: историко-методологический аспект // Общество 2016. № 1 http://dom-hors.ru/rus/files/arhiv_zhurnala/spp/2016/1/pedagogics/sannikova-korobkova.pdf. (Дата обращения 14.06.2019).
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.
Учредитель/Издатель
Негосударственное образовательное частное учреждение дополнительного профессионального образования "Краснодарский многопрофильный институт дополнительного образования"
Сокращенное наименование контрагента, согласно Устава - НОЧУ ДПО «КМИДО»
_______________________________________________________
Литвинов Кирилл Александрович - главный редактор
Игнатович Владлен Константинович - научный редактор
Редакция журнала «Педагогика: история, перспективы / Pedagogу: history, prospects»
350080, Россия, Краснодарский край, г. Краснодар, мкр. Пашковский, ул. Заводская, 32
Тел/факс:8 861 203 51 61
Редакция журнала:
+7 905 471 31 94 (по вопросам публикации и сотрудничества)
Редакция журнала:
E-mail: dpo18@yandex.ru (по вопросам публикации и сотрудничества)
Свидетельство о регистрации:
Номер свидетельства ЭЛ № ФС 77 - 77671 от 29.01.2020
(ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ СВЯЗИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ)
e-ISSN: 2686-9969 (ONLINE)
Материалы, размещенные на сайте, охраняются Законом о защите авторских прав. Публикация любых материалов этого сайта запрещена без предварительного согласования с издательством. Авторские права на размещенные на сайте научные публикации принадлежат их авторам. | +12 |