Домашнее насилие как социально-психологический феномен (на примере Болгарии)

Десислава Даскалова, Елица Димитрова, Светлана Сергеевна Игнатович

Аннотация


Введение. Статья посвящена вопросам домашнего насилия и его последствий для здоровья детей. Показана недостаточная степень разработанности проблем домашнего насилия и его профилактики. Изучение семейных отношений обосновано как актуальное направление исследования проблем домашнего насилия.

Методы и материалы. Исследование проведено методами анализа научной литературы и статистических данных, характеризующих ситуацию домашнего насилия и его негативных последствий для жизни и здоровья детей, а также их социализации.

Обзор литературы. Проанализированы публикации, посвященные проблеме домашнего насилия. Показано, что насилие над детьми тесно связано с позициями, занимаемыми родителями в отношении ребенка. Выделены основные проблемные области в развитии ребенка, связанные с пережитым насилием. Показано, что конфликтное взаимодействие педагогов и родителей становится источником снижения качества образовательного процесса. Охарактеризованы негативные последствия домашнего насилия, среди которых выделены риски для здоровья и жизни детей, а также негативное влияние на школьную успеваемость.

Результаты. Охарактеризованы основные виды домашнего насилия: физическое, психическое и эмоциональное, словесное, сексуальное,  надругательство, пренебрежение, издевательства и киберзапугивание, торговля детским трудом и его эксплуатация. Приведены и проанализированы статистические данные, характеризующие ситуацию домашнего насилия в Болгарии. Описаны особенности основных видов насилия со стороны родителей, включая их гендерные аспекты, а также их краткосрочные и долгосрочные последствия для детей. Даны рекомендации по изучению следов домашнего насилия с учетом возможных особенностей поведения его жертв. Проведен анализ прав ребенка как оснований для противодействия домашнему насилию. 

Выводы и заключение. Отмечена основная роль физического насилия в деструктивных семейных отношениях. Сделан вывод о необходимости комплексной и всесторонней работы по профилактике домашнего насилия, главными предикаторами которого являются насилие в детском или подростковом возрасте и обычное домашнее насилие. Обозначены актуальные направления дальнейших исследований по проблемам домашнего насилия.


Ключевые слова


домашнее насилие, ребенок, семейные отношения, конфликт, взаимодействие педагогов и родителей

Полный текст:

PDF

Литература


Петровский В.А. Психология неадаптивной активности. [Petrovsky V.A. Psychology of non-adaptive activity]. М., 1992.

Veronika M. Grebennikova, Vladlen K. Ignatovich, Marina S. Golub, Julieta A. Kuraeva, Saida A. Zhazheva, Valery S. Domashchenko. Deontological teachers and parents preparation for the joint design of an individual education route for high school students // Laplageem Revista (International), vol.7, n. 3D, Sept. Dec. 2021, p. 100 109 DOI: https://doi.org/10.24115/S2446-6220202173D1696p.100-109

Гребенникова В.М., Бонкало Т.И., Игнатович В.К. (2019) Типы родительских позиций в ситуации проектирования индивидуальной образовательной тра-ектории ребенка // Вестник АГУ. 2019. Выпуск 2 (238). С. 40-49. [GREBENNIKOVA, V.M.; BONKALO, T.I.; IGNATOVICH, V.K. Types of parental positions in the situation of designing an individual educational trajectory for a child. Vestnik ASU, 2019, 2(238), p. 40 49} https://www.elibrary.ru/download/elibrary_39110901_10108163.pdf ].

Goldman J., Salus M.K., Wolcott D., and Kennedy K.Y. (2003). A Coordinated Response to Child Abuse and Neglect: The Foundation for Practice. Washing-ton, DC. U.S. Department of Health and Human Services, Office on Child Abuse and Neglect.

McSherry D. (2011). Lest we forget: Remembering the consequences of childneglect A clarion call to “feisty advocates.” Child Care in Practice 17(2):103 113.

Яковлева Е.В. (2015) Формирование у будущих учителей начальных классов готовности к взаимодействию с родителями обучающихся // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 4; [Yakovleva E.V. FORMING THE FUTURE TEACHERS OF PRIMARY CLASSES TO BE READY TO INTER-ACTING WITH THE PERSONS OF STUDENTS. Modern problems of science and education. 2015. № 4]. URL:http://science-education.ru/ru/article/view?id=20656

Norman RE, M Byambaa, R De, A Butchart, J Scott, and T Vos. (2012). The long-term health consequences of child physical abuse, emotional abuse, andneglect: A systematic review and meta-analysis. PLos Medicine9(11):e1001349.

Arseneault L, M Cannon, HL Fisher, G Polanczyk, TE Moffitt, and A Caspi. (2014). Childhood trauma and children’s emerging psychotic symptoms: A geneticallysensitive longitudinal cohort study. American Journal of Psychiatry 168(1):65.

MacMillan HL, JE Fleming, DL Streiner, E Lin, MH Boyle, E Jamieson, and WR Beardslee. (2014). Childhood abuse and lifetime psychopathology in acommunity sample. American Journal of Psychiatry 158(11):1878 1883.

Kaplan SJ, D Pelcovitz, S Salzinger, M Weiner, FS Mandel, ML Lesser, and VELabruna. (2014). Adolescent physical abuse: Risk for adolescent psychiat-ricdisorders. American Journal of Psychiatry 155(7):954 959.

Herrenkohl TI, S Hong, JB Klika, RC Herrenkohl, and MJ Russo. (2013).Developmental impacts of child abuse and neglect related to adult men-talhealth, substance use, and physical health. Journal of Family Violence28(2):191 199.

Chu JA, LM Frey, BL Ganzel, and JA Matthews. (2014). Memories of child-hoodabuse: Dissociation, amnesia, and corroboration. American Journal of Psychiatry 156(5):749.

Johnson JG, P Cohen, S Kasen, and JS Brook. (2014). Child hood adversitiesassociated with risk for eating disorders or weight problems during adolescenceor early adulthood. American Journal of Psychiatry 159(3):394 400.

McHolm AE, HL MacMillan, and E Jamieson. (2014). The relationship between childhood physical abuse and suicidality among depressed women: Results froma community sample. American Journal of Psychiatry 160(5):933 938.

Александров И.И. (2018) Посттравматическое стрессовое расстройство. Клинико-психологические аспекты. Стено, Варна.

Wilsnack SC, ND Vogeltanz, AD Klassen, and TR Harris. (1997). Childhood sexualabuse and women’s substance abuse: National survey findings. Journal of Studies on Alcohol 58(3):264 271.

Green JG, KA McLaughlin, PA Berglund, MJ Gruber, NA Sampson, AM Zaslavsky,and RC Kessler. (2010). Childhood adversities and adult psychiatric disorders inthe national comorbidity survey replication I: Associations with first onset of DSM-IV disorders. Archives of General Psychiatry 67(2):113 123.

Pérez-Fuentes G, M Olfson, L Villegas, C Morcillo, S Wang, and C Blanco. (2013).Prevalence and correlates of child sexual abuse: A national study.Comprehensive Psychiatry 54(1):16 27.

Национальная программа предотвращения насилия и жестокого обращения с детьми. (2017-2020)

Rosner, R. , Scott, C. L (2016). Principles and Practice of Forensic Psychiatry, 3rd Edition

Bariciak ED, Plint AC, Gaboury I, and Bennett S. (2003). Dating of bruises in-children: An assessment of physician accuracy. Pediatrics 112(4):804 807.

Maguire S and M Mann. (2013). Systematic reviews of bruising in relation tochild abuse What have we learnt: An overview of review updates. Evidence Based Child Health 8(2):255 263.

Sugar NF, Taylor JA, and KW Feldman. (1999). Bruises in infants and tod-dlers:Those who don’t cruise, rarely bruise. Archives of Pediatrics and Adolescent Medicine 153(4):399 403.

Maguire SA, B Williams, AM Naughton, LE Cowley, V Tempest, MK Mann, and AM Kemp. (2015). A systematic review of the emotional, behavioral and-cognitive features exhibited by school-aged children experiencing neglect oremotional abuse. Child: Care, Health and Development 41:641 653.

Andronicus M, RK Oates, J Peat, S Spalding, and H Martin. (1998). Nonaccidental burns in children. Burns 24(6):552 558.

Kemp AM, SA Maguire, RC Lumb, SM Harris, and MK Mann. (2014). Con-tact,cigarette and flame burns in physical abuse: A systematic review. Child AbuseReview 23(1):35 47.

Herman BE, KL Makoroff, and HM Corneli. (2011). Abusive head trau-ma.Pediatric Emergency Care 27(1):65 69.

Westrick AC, M Moore, S Monk, A Greeno, and C Shannon. (2015). Identifyingcharacteristics in abusive head trauma: A single-institution experience. Pediatric Neurosurgery 50(4):179 186.

Jenny C, KP Hymel, A Ritzen, SE Reinert, and TC Hay. (1999). Analysis of missedcases of abusive head trauma. JAMA 281(7):621 626.

Hart SN, NJ Binggeli, and MR Brassard. (1997). Evidence for the effects of psychological maltreatment. Journal of Emotional Abuse 1(1):27 58.

Egeland B, NS Weinfield, M Bosquet, and VK Cheng. (2000). Remember-ing,repeating, and working through: Lessons from attachment-based interventions.In WAIMH Handbook of Infant Mental Health, edited by JD Osofsky and Fitzgerald, New York: Wiley, 35 89.

Yates TM. (2007). The developmental consequences of child emotionalabuse: Aneurodevelopmental perspective. Journal of Emotional Abuse7(2):9 34.

Bugental DB, GA Martorell, and V Barraza. (2003). The hormonal costs of subtleforms of infant maltreatment. Hormones and Behavior 43(1):237 244.

Teicher MH, SL Andersen, A Polcari, CM Anderson, CP Navalta, and DM Kim.(2003). The neurobiological consequences of early stress and childhoodmaltreatment. Neuroscience and Biobehavioral Reviews 27:33 44.

Martorell GA and DB Bugental. (2006). Maternal variations in stress reactivity:Implications for harsh parenting practices with very young children. Journal of Family Psychology 20(4):641.

Johnson JG, P Cohen, EM Smailes, AE Skodol, J Brown, and JM Oldham. (2001).Childhood verbal abuse and risk for personality disorders during adolescenceand early adulthood. Comprehensive Psychiatry 42(1):16 23.

Ney PG. (1987). Does verbal abuse leave deeper scars: A study ofchildren and-parents. Canadian Journal of Psychiatry 32:371 378.

Erickson MF and B Egeland. (2002). Child neglect. The APSAC Handbook on Child Maltreatment 2:3 20.

Hildyard KL and DA Wolfe. (2002). Child neglect: Developmental issues and outcomes. Child Abuse and Neglect 26(6):679 695.

Baer JC and CD Martinez. (2006). Child maltreatment and insecure attach-ment:A meta-analysis. Journal of Reproductive and Infant Psychology 24(3):187 197.

Huth-Bocks AC, A Levendosky, and MA Semel. (2001). The direct and indirecteffects of domestic violence in young children’s intellectual functioning. Journal of Family Violence 16:269 290.

O’Leary KD, AM Smith Slep, and SG O’Leary. (2007). Multivariate models of-men’s and women’s partner aggression. Journal of Consulting and Clinical Psychology 75(5):752 764.

Widom CS, S Czaja, and MA Dutton. (2014). Child abuse and neglect andintimate partner violence victimization and perpetration: A prospective investigation. Child Abuse and Neglect 38(4):650 663.

Finkelhor D, G Hotaling, I Lewis, and C Smith. (1990). Sexual abuse in a nation-alsurvey of adult men and women: Prevalence, characteristics, and risk fac-tors.Child Abuse and Neglect 14(1):19 28.

Inchley J, Currie D, Budisavljevic S, Torsheim T, Jastad A, Cosma A и др. (ре-дакторы). В центре внимания здоровье и благополучие подростков. Результаты исследования «Поведение детей школьного возраста в отношении здоровья» (HBSC) 2017/2018 гг.в Европе и Канаде. Международный отчет. Том 2. Основные данные. Копенгаген: Европейское региональное бюро ВОЗ, 2020. Данные каталогизации перед публикацией (CIP). Данные CIP доступны по ссылке: http://apps.who.int/iris/.Лицензия: CC BY-NC-SA 3.0 IGOhttps://apps.who.int/iris/bitstream/handle/10665/333064/9789289055123-rus.pdf


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.



Учредитель/Издатель 

Негосударственное образовательное частное учреждение дополнительного профессионального образования "Краснодарский многопрофильный институт дополнительного образования"

Сокращенное наименование контрагента, согласно Устава - НОЧУ ДПО «КМИДО»

Литвинов Александр Михайлович 

_______________________________________________________

Литвинов Кирилл Александрович - главный редактор

Игнатович Владлен Константинович - научный редактор

Редакция журнала «Педагогика: история, перспективы / Pedagogу: history, prospects» 

350080, Россия, Краснодарский край, г. Краснодар, мкр. Пашковский, ул. Заводская, 32
Тел/факс:8 861 203 51 61

Редакция журнала:
+7 905 471 31 94 (по вопросам публикации и сотрудничества)

Редакция журнала:
E-mail: dpo18@yandex.ru (по вопросам публикации и сотрудничества)

Свидетельство о регистрации:

Номер свидетельства ЭЛ № ФС 77 - 77671 от 29.01.2020

(ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ СВЯЗИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ)

e-ISSN: 2686-9969 (ONLINE)


Материалы, размещенные на сайте, охраняются Законом о защите авторских прав. Публикация любых материалов этого сайта запрещена без предварительного согласования с издательством. Авторские права на размещенные на сайте научные публикации принадлежат их авторам. 

+12