К вопросу о психических новообразованиях подросткового возраста

Екатерина Сергеевна Малова, Анна Витальевна Семенова

Аннотация


В статье представлен теоретический анализ изучения проблемы психических новообразований подросткового возраста. Речь идет о формировании субъектности, которая влияет на отношение подростка к миру и ощущение себя в нем. Рассмотрены характерные данному возрастному периоду понятия, такие как самосознание подростков, чувство «Я», рефлексия, повышенная активность, значительный рост энергии, стремление к деятельности. Приводятся данные отечественных и зарубежных исследований, посвященных изучению вопроса о психических новообразованиях подросткового возраста как в теоретическом плане, так и в практическом. Подчеркивается, что собственное преобразование будет взаимосвязано с правильной, адекватной самооценкой своих способностей и достижений в том случае, когда подросток станет ощущать себя деятелем, когда он способен принимать осознанный выбор, самоопределяться, широко мыслить, когда он понимает собственную значимость. Представленная работа будет полезна студентам педагогических и психологических направлений обучения, учителям, преподавателям средних специальных и высших учебных заведений, родителям подростков, практикующим психологам в русле индивидуального консультирования подростков и семейного консультирования, педагогам-психологам.

Ключевые слова


подростковый возраст, субъектность, деятельность, самоопределение, потребность, стремление, чувство взрослости, объективная взрослость, субъективная взрослость

Полный текст:

PDF

Литература


Bransen, J. Self-Understanding and Self-Determination. An unfamiliar look at the philosophy of education. Beyond Empiricism: On Criteria for Educational Research, Eds. Paul Smeyers & Marc Depaepe, Leuven: Leuven University Press, 2003.

Sandu C.M., Panisoara G., Panisoara I.O. Study on the development of self-awareness in teenagers. Procedia – Social and Behavioral Science 180, 2015.

Семенова А.В. Личностные характеристики в подростковом и юношеском возрасте // Педагогика: история, перспективы. – 2020. – Том 3, №3.URL: https://dpo-journal.ru/index.php/pvsz/article/view/122/112

Игнатович С.С., Сотникова Т.В. Особенности социализации детей подросткового возраста // Педагогика: история, перспективы. – 2020. – Том 3, №1. URL: https://dpo-journal.ru/index.php/pvsz/article/view/85/73

Эриксон Э. Детство и общество. – Питер, 2019.

Карабанова О.А. Возрастная психология. Конспект лекций. – М.: «Айрисс-пресс», 2005.

Шадриков В.Д. Субъект и субъектность деятельности: определение понятий / Д.В. Шадриков. – Текст : непосредственный // Человек, субъект, личность в современной психологии : материалы междунар. конф., посвящ. 80-летию А.В. Брушлинского. – Москва : Институт психологии РАН, 2013.

Крылова Н.Б., Александрова Е.А. Как обеспечить индивидуальное образование // Народное образование. – 2002. – № 9. URL: http://narodnoe.org/journals/narodnoe-obrazovanie/2002-9/kak-obespechit-individualnoe-obrazovanie

Фельдштейн Д.И. Особенности стадий развития личности на примере подросткового возраста // Хрестоматия по возрастной психологии. – М.: МПСИ, 1996.

Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Политиздат, 1972.

Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах [Текст] / Д.Б. Эльконин. – М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО МОДЭК, 1997.

Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред. Л.И. Божович и Л.В. Благонадежиной. – М.: «Педагогика», 1972.

Каган М.С. Человеческая деятельность. Опыт системного анализа. – М., 1974.

Jarosz, E. Children’s participation idea and practice: Korczak’s inspirations and contemporary faces. Polish Journal of Educational Studies, 2018.

Батищев Г.С. Деятельностная сущность человека как философский принцип // Проблема человека в современной философии. – М.: Наука, 1969.

Кожакина С.О., Александрова Е.А. Принципы и подходы формирования социальной успешности подростков // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. – 2013. – № 1 (23). URL: https://journal.tltsu.ru/rus/index.php/Vectorscience/article/view/5831/5826

Коновалова О.В. Особенности проявления субъектности в подростковом возрасте // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. – 2020. – № 4 (48). URL: http://vestnik.shgpi.edu.ru/journal/article/view/693/469


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.



Учредитель/Издатель 

Негосударственное образовательное частное учреждение дополнительного профессионального образования "Краснодарский многопрофильный институт дополнительного образования"

Сокращенное наименование контрагента, согласно Устава - НОЧУ ДПО «КМИДО»

Литвинов Александр Михайлович 

_______________________________________________________

Литвинов Кирилл Александрович - главный редактор

Игнатович Владлен Константинович - научный редактор

Редакция журнала «Педагогика: история, перспективы / Pedagogу: history, prospects» 

350080, Россия, Краснодарский край, г. Краснодар, мкр. Пашковский, ул. Заводская, 32
Тел/факс:8 861 203 51 61

Редакция журнала:
+7 905 471 31 94 (по вопросам публикации и сотрудничества)

Редакция журнала:
E-mail: dpo18@yandex.ru (по вопросам публикации и сотрудничества)

Свидетельство о регистрации:

Номер свидетельства ЭЛ № ФС 77 - 77671 от 29.01.2020

(ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ СВЯЗИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ)

e-ISSN: 2686-9969 (ONLINE)


Материалы, размещенные на сайте, охраняются Законом о защите авторских прав. Публикация любых материалов этого сайта запрещена без предварительного согласования с издательством. Авторские права на размещенные на сайте научные публикации принадлежат их авторам. 

+12