Вожатская практика как фактор конкурентоспособности студентов вузов психолого-педагогического профиля (на примере МДЦ “Артек”).

Алла Григорьевна Михайлова, Мария Викторовна Косцова, Анастасия Викторовна Гришина, Лидия Владимировна Чунихина, Виктор Александрович Быстрюков

Аннотация


Введение: в связи с изменяющимися социально-экономическими условиями ощущается потребность в профессионально успешных и мобильных специалистах. Создание условий для эффективного формирования умений и навыков профессиональной деятельности и развития личностных характеристик студентов. Подавляющее большинство работодателей заинтересовано в кадрах, имеющих профессиональный практический опыт, конкурентоспособных на рынке труда. Поэтому цель данной работы – изучение и сравнение особенностей конкурентоспособности студентов психолого-педагогического направления, которые проходили производственную вожатскую практику в Международном детском центре «Артек». В соответствии с целью поставлены следующие задачи: проанализировать литературу по проблеме конкурентоспособности студентов; изучить аспекты профессионального самоопределения; сравнить профессионально важные качества студентов психолого-педагогического профиля; определить различия конкурентоспособности между студентами, проходящих и не проходящих вожатскую практику и разработать рекомендации студентам психолого-педагогического профиля с целью повышения их конкурентоспособности. Студенты, имеющие опыт вожатской практики, более конкурентоспособные в будущей профессии по сравнению со студентами, которые не проходят производственную практику в лагере.

Материалы и методы: для достижения цели использованы теоретические методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме конкурентоспособности. Методики исследования: диагностики коммуникативных и организаторских умений (авторы В.В. Синявский, В.А. Федорошин); методика изучения факторов привлекательности профессии (предложена В.А. Ядовым, модифицирована Н. В. Кузьминой, А.А. Реаном); методика изучения статусов профессиональной идентичности (А.А. Азбель, А.Г. Грецов). Использовались математические методы обработки данных: U-критерий независимых выборок денных Манна-Уитни и метод ранговой корреляции Спирмена с помощью программного обеспечения STATISTICA 6.0.

Результаты исследования: В результате анализа научно-методической литературы по проблеме конкурентоспособности студентов психолого-педагогического профиля было определено, что конкурентоспособность выражена в успешном осуществлении профессиональной деятельности, умении организационного творчества, проявлении инициативы и готовности к риску в условиях рыночных отношений. Конкурентоспособная личность обладает высоким уровнем профессиональных и личностных качеств с целью дальнейшей реализации себя в профессии.

В рамках исследования рассмотрено профессиональное самоопределение как самостоятельность выбора, область повседневного умелого руководства процессами психического развития. Для того, чтобы студент осознал себя как субъект деятельности, происходит ряд психических процессов, совокупность которых определяется как профессиональное самоопределение, самосознание и самооценка. Результатом осознания себя субъектом деятельности является профессионализм специалиста, имеющего профессионально-важные и личностные качества.

Организация учебными заведениями практико-ориентированного направления студентов дает возможность применить полученные знания и умения в реальных условиях. В детском лагере студенты психолого-педагогического профиля имеют возможность начать свою профессиональную деятельность и развивать качества, позволяющие побороть страхи и комплексы. Имея опыт вожатской деятельности, студенты получают возможность не только зарекомендовать себя как будущего профессионально специалиста, но и обрести новый круг общения.

На основе методик В.А. Ядова, Н.В. Кузьминой, А.А. Реана, А.А. Азбель, А.Г. Грецова, В.В. Синявского и В.А. Федорошина сделан вывод, что у студентов, имеющих опыт вожатской практики, среди показателей факторов привлекательности профессии более значимый – «Работа с людьми» (100%) как основа деятельности, а у студентов без опыта работы вожатым – более значимо «Возможность достичь социального признания и уважения» (100%). По результатам диагностики профессиональной идентичности, студенты с опытом вожатской практики имеют тип «Сформированный» – 93%, а студенты, не проходивших практику в лагере – 80%. Также «Кризис выбора» более присущ для студентов без педагогического стажа (60%). Уровень коммуникативных (0,67) и организационных (0,75) возможностей выше у студентов, проходивших практику в лагере.

Для сравнения двух независимых выборок: группы А (студенты-вожатые), группа Б – студенты без вожатской практики, был использован U критерий Манна-Уитни. Получены значимые различия по следующим показателям: коммуникативные (Uэмп = 51) и организационные (Uэмп = 49,5) возможности, а также по критерию «Сформированная идентичность» (Uэмп = 71) при (Uкр=56-72). Выявлена одна отрицательная корреляционная связь между компонентами конкурентоспособности у студентов психолого-педагогического факультета: неопределенность профессиональной идентичности и организационными возможностями студентов (при r = -0,4). Эта взаимосвязь показывает, что у студентов развиваются организаторские способности при условии сформированной профессиональной идентичности.

Обсуждение и заключение: образовательные организации заинтересованы в высоком уровне конкурентоспособности своих выпускников, поэтому для формирования необходимых навыков, университеты направляют студентов психолого-педагогического профиля на производственную практику в лагеря. Рассмотрев результаты на примере Международного детского центра «Артек», можно рекомендовать прохождение обязательной производственной практики студентов гуманитарно-педагогических направлений, поскольку данная деятельность способствует формированию всех необходимых качеств конкурентоспособного специалиста, а также позволяет развить не только профессионально важные качества, но и необходимые «мягкие навыки», которые становятся базовыми для будущей трудовой активности. 


Ключевые слова


конкурентоспособность, студенты психолого-педагогического профиля, Международный детский центр «Артек», профессиональное самоопределение

Полный текст:

PDF

Литература


Азбель А.А., Грецов А.Г. Выбираем профессию. Советы практического психолога./ Методика изучения статусов профессиональной идентичности. Издательство «Питер», 2009. URL: https://pureportal.spbu.ru/en/publications (дата обращения: 22.11.2020).

Гришина А.В., Косцова М.В. Развитие «познавательного» компонента эмоциональной направленности студентов вуза // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета – Издатель-ство: Курский государственный университет. – № 1 (45). – 2018. – С. 241-246.

Гришина А.В., Сулейменов И.Э., Шевчук А.А. Критерии, показатели и типы эмоциональной направленности личности и образа – Я студента-психолога// Психология XXI века: вызовы, поиски, векторы развития: сборник материалов Всероссийского симпозиума психологов с международным участием. – Рязань: Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний, 2020. – С. 719-727.

Евплова Е.В. Этапы формирования конкурентоспособности будущего специалиста // Е.В. Евплова. Высшее образование в России. – 2011. – № 4. – С. 156-158.

Карцева М.О., Чунихина Л.В. Личностные и профессиональные качества вожатого работающего с детьми на примере «МДЦ Артек» // Осознание Культуры – залог обновления общества. Перспективы развития современного общества: материалы XX всеросс. науч.-практич.конф., Севастополь, 12-13 апреля 2019 г. / Севастоп. гос. ун-т; Сост. Головин В.В. – Севастополь: РИБЕСТ, 2019. – С. 191-197.

Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /Е.А.Климов. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 304 с.

Кузьмина Н.В., Реан А.А. Проблемы повышения профессионализма педагогов http://www.voppsy.ru/issues/1989/895/895185.htm (дата обращения: 20.11.2020).

Маслоу А.Г. Новые рубежи человеческой природы / А.Г. Маслоу. Пер. с англ. – 2- е изд., испр. – М.:Смысл: Альпина нон-фикшн, 2011 – 496 с.

Митина Л.М. Психология развития конкурентоспособной личности / Л.М. Митина. М.: «МПСИ», 2002. – 400 с.

Михайлова А.Г., Косцова М.В. Этапы формирования готовности к преодолению эмоциональных барьеров общения. // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2020. – Том. 12. – № 3. – С. 101-119. doi: 10.17748/2075-9908-2020-12-3-101-119.

Михайлова А.Г. Развитие умения профессионального общения в рамках перехода на дистанционное обучение // Осознание Культуры – залог обновления общества. Перспективы развития современного общества: материалы XXI Всероссийской научно-практической конференции. Составитель В.В. Головин. 2020. – Издательство: Общество с ограниченной ответственностью "Рибест", 2020. – 328 с.– С. 102-104

Михайлова А.Г. Социально-психологическая адаптация личности в рамках формирования коммуникативной готовности будущих инженеров // Педагогика: история, перспективы. – Т. 3. – № 2. – 2020. – С. 151-157.

Петриченко М.В., Кожухов М.Ю., Косцова М.В. Развитие ассертивности молодёжи на примере вожатых ФГБОУ МДЦ «Артек» // Осознание культуры – залог обновления общества. Перспективы развития современного общества: материалы XX Всероссийской научно-практической конференции. 2019. – Издательство: Рибест 2019. – С. 240-243.

Попова Д.Е., Косцова М.В. Особенности семейных ценностей студенческой молодежи//Осознание культуры – залог обновления общества. Перспективы развития современного общества: материалы XX Всероссийской научно-практической конференции. 2019. – Издательство: Рибест 2019. – С. 214-219

Светуньков И. С. Методы социально-экономического прогнозирования в 2 т. Т. 1 теория и методология : учебник и практикум для академического бакалавриата / И. С. Светуньков, С. Г. Светуньков. – Москва : Издательство Юрайт, 2018. – 351 с.

Синявский В.В., Федорошин В.А. Коммуникативные и организаторские склонности (КОС). URL: http://testoteka.narod.ru/lichn/1/17.html (дата обращения: 20.11.2020).

Скрыпник Д.О., Косцова М.В., Воронин А.А. Досуговая деятельность совре-менной молодежи в Севастополе // Modern Science. – Издательство: Научно-информационный издательский центр "Институт стратегических исследо-ваний" (Москва). – № 5-1. – 2020. – С. 386-390.

Туктаров Ф.Р. Конкурентоспособность личности в современном трансформирующемся обществе: социально-философский анализ: автореф. дис. д-ра филос. наук / Туктаров, Ф.Р. – Ростов н/Д.: Юж. федер. ун-т, 2007. – 46 с.

Чунихина Л.В. Формирование психологической культуры педагогов. Психо-логическое обеспечение деятельности силовых структур // Межведомственная научно-практическая конференция: сборник научных статей. – Севастопольский экономико-гуманитарный институт (филиал) ФГАОУ ВО «Крымского федерального университета имени В. И.Вернадского»; Под редакцией А.В. Гришиной, З.З. Екимовой. 2017. – Издательство: РИБЕСТ, 2017. – С. 99-102.

Шадриков В.Д. Профессиональные способности. Монография. [Электронный ресурс]: / В.Д. Шадриков.– М.: Университетская книга, 2010. – 319 с.

Ядов В.А. Стратегия социологического исследования https://sociology.knu.ua/sites/default/files/library/elopen/strat2.pdf (дата обращения: 20.11.2020).

Agranovich Y., Amirova A., Ageyeva L. The Formation of Self-Organizational Skills of Student’s Academic Activity on the Basis of ‘Time Management’ Technology. In-ternational Journal of Emerging Technologies in Learning (iJET), 2019. 14(22):95

Ahmed S. Attia. International accreditation of architecture programs promoting competitiveness in professional practice. Alexandria Engineering Journal Volume 58, Issue 3, September 2019, Pp. 877-883.

Balynin I.V., Nizhneva N.N., Mikhaylova A.G. Promote Development of Knowledge Intensive Activities on the Basis of Improving Management Training by Means of Acmeological Approach. Advances in Social Science, Education and Humanities Re-search, volume 24 / 2nd International Scientific Conference on New Industrializa-tion: Global, National, Regional Dimension (SICNI 2018). Рр. 302-306 https://www.atlantis-press.com/proceedings/sicni-18 https://www.atlantis-press.com/proceedings/sicni-18/55911856 (date accessed: 20.11.2020).

Balynin I.V., Nizhneva N.N. Mikhaylova A.G. Specialist’s Professional and Creative Abilities Development by Means of Acmeology. The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences. GCPMED 2018 - International Scientific Conference “Global Challenges and Prospects of the Modern Economic Development”. Future Academy, 2019 Samara State University of Economics URL: https://elibrary.ru/download/41491982.pdf (date accessed: 21.11.2020).

Cadsby C. Bram, Maroš Servátka, Fei Song. How competitive are female professionals? A tale of identity conflict. Journal of Economic Behavior & Organization. Volume 92, August 2013, Pp. 284-303.

Håkansson Charlotte, Nelke Margareta. The role of the infor-mation professional in competitive intelligence. Competitive Intelligence for Information Professionals 2015, Pp. 73-80.

McLeod Saul. Maslow's Hierarchy of Needs. March 20, 2020 URL: https://www.simplypsychology.org/maslow.html (date accessed: 20.11.2020).

Mendoza Dexter, Holbrook Anna, Meltzer Carolyn C. Supporting Radiology Residents’ Professional Development Through a Competitive Intramural Grant Aca-demic Radiology. Volume 26, Issue 2, February 2019, Pp. 286-289.

Voinescu R. Moisoiu C. Competitiveness, Theoretical and Policy Approaches. Towards a More Competitive. Procedia Economics and Finance. Volume 22, 2015, Pp. 512-521 https://doi.org/10.1016/S2212-5671(15)00248-8


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.



Учредитель/Издатель 

Негосударственное образовательное частное учреждение дополнительного профессионального образования "Краснодарский многопрофильный институт дополнительного образования"

Сокращенное наименование контрагента, согласно Устава - НОЧУ ДПО «КМИДО»

Литвинов Александр Михайлович 

_______________________________________________________

Литвинов Кирилл Александрович - главный редактор

Игнатович Владлен Константинович - научный редактор

Редакция журнала «Педагогика: история, перспективы / Pedagogу: history, prospects» 

350080, Россия, Краснодарский край, г. Краснодар, мкр. Пашковский, ул. Заводская, 32
Тел/факс:8 861 203 51 61

Редакция журнала:
+7 905 471 31 94 (по вопросам публикации и сотрудничества)

Редакция журнала:
E-mail: dpo18@yandex.ru (по вопросам публикации и сотрудничества)

Свидетельство о регистрации:

Номер свидетельства ЭЛ № ФС 77 - 77671 от 29.01.2020

(ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ СВЯЗИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ)

e-ISSN: 2686-9969 (ONLINE)


Материалы, размещенные на сайте, охраняются Законом о защите авторских прав. Публикация любых материалов этого сайта запрещена без предварительного согласования с издательством. Авторские права на размещенные на сайте научные публикации принадлежат их авторам. 

+12