Готовность семьи к проектированию индивидуальной образовательной траектории ребенка: содержание и сущность понятия

Вероника Михайловна Гребенникова, Петр Борисович Бондарев, Владлен Константинович Игнатович, Светлана Сергеевна Игнатович

Аннотация


Статья посвящена проблеме научного обоснования семьи как коллективного субъекта проектирования индивидуальной образовательной траектории ребенка. Цель статьи состоит в обосновании готовности к проектированию индивидуальной образовательной траектории ребенка как интегративной характеристики детско-взрослой со-бытийной общности семьи. Охарактеризованы дефициты современной семьи, препятствующие становлению этой готовности. Рас-смотрены представленные в современных исследованиях аспекты изучения го-товности семьи. Показано, что готовность как интегративная характеристика се-мьи, выступающей в роли субъекта образования, изучена недостаточно. Дано определение готовности семьи к проектированию индивидуальной образовательной траектории ребенка. Раскрыто содержание структурных компонентов этой интегративной характеристики семьи. Показано, что данная готовность характеризуется ценностно-смысловыми ориентациями на образование, имеющимися в арсенале семьи способами субъект-субъектных детско-взрослых взаимо-действий, реализуемыми в совместной творческой деятельности, регулятивными и рефлексивными способностями, позволяющими оценивать индивидуальные образовательные достижения ребенка. Показано, что главными препятствиями становления готовности семьи к проектированию индивидуальной образовательной траектории ребенка выступают стремление родителей к тотальному контролю, призванное желанием добиться высоких образовательных результатов без учета индивидуальных особенностей и интересов ребенка; доминирование родителей в выборе содержания совместной деятельности с детьми; ориентация на внешнее оценивание достигаемых формальных образовательных ре-зультатов.

Ключевые слова


семья; субъект проектирования; готовность; индивидуальная образовательная траектория

Полный текст:

PDF

Литература


Болотова М.И. Философско-педагогические детерминанты создания со-бытийной общности семьи и учреждения дополнительного образования // Вестник Бурятского государственного университета. 2010. № 1. С. 7–13.

Гошин М.Е., Мерцалова Т.А. Типы родительского участия в образовании, со-циально-экономический статус семьи и результаты обучения // Вопросы образования. 2018. № 3. С. 68–90.

Гребенникова В.М., Игнатович В.К., Игнатович С.С., Лакреева А.В. Социально-педагогическая поддержка семьи в практике современного образования: опыт эмпирического исследования // Педагогика: история, перспективы. 2019. Т.2. №6. URL: http://dpo-journal.ru/index.php/pvsz/article/view/76/64

Антонович О.С. Формирование психологической готовности родителей к взаимоотношению с будущим ребенком: дис. … канд. психол. наук: 19.00.07. Самара, 2009. 248 с.

Кожанова Т.М. Формирование готовности родителей к конструктивным взаимоотношениям с детьми с ограниченными возможностями здоровья: авто-реф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. Чебоксары, 2011. 23 с.

Черняева А.Ю. Развитие готовности родителей к эффективной коммуникации с детьми в семье: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. Магнитогорск, 2006. 24 с.

Чигинцева Е.Г. Развитие готовности родителей к доверительному общению с детьми: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. Магнитогорск, 2006. 23 с.

Лебедева К.М. Подготовка родителей дошкольников к выполнению воспитательной функции в семье: концептуальная модель // Мир науки. 2017. Т. 5. № 4. URL: http://mir-nauki.com/PDF/12PDMN417.pdf (дата обращения 12.10.2020 г.)

Дубовец А.В. Теоретические подходы к проблеме готовности педагогов и родителей обучающихся к взаимодействию // Наука и социум: сб. материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием / Ответственный редактор: Е.Л. Сорокина. 2017. С.40–43.

Гребенникова В.М., Бонкало Т.И., Игнатович В.К. Типы родительских позиций в ситуации проектирования индивидуальной образовательной траектории ребенка // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2019. №2 (238). С. 40–49.

Асмолов А., Кудрявцев В. Непройденная зона // Обруч. 2016. №6. URL: https://tovievich.ru/book/obrazovanie/7859-aleksandr-asmolov-vladimir-kudryavcev-neproydennaya-zona.html (дата обращения 4.09.2019 г.).


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.



Учредитель/Издатель 

Негосударственное образовательное частное учреждение дополнительного профессионального образования "Краснодарский многопрофильный институт дополнительного образования"

Сокращенное наименование контрагента, согласно Устава - НОЧУ ДПО «КМИДО»

Литвинов Александр Михайлович 

_______________________________________________________

Литвинов Кирилл Александрович - главный редактор

Игнатович Владлен Константинович - научный редактор

Редакция журнала «Педагогика: история, перспективы / Pedagogу: history, prospects» 

350080, Россия, Краснодарский край, г. Краснодар, мкр. Пашковский, ул. Заводская, 32
Тел/факс:8 861 203 51 61

Редакция журнала:
+7 905 471 31 94 (по вопросам публикации и сотрудничества)

Редакция журнала:
E-mail: dpo18@yandex.ru (по вопросам публикации и сотрудничества)

Свидетельство о регистрации:

Номер свидетельства ЭЛ № ФС 77 - 77671 от 29.01.2020

(ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ СВЯЗИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ)

e-ISSN: 2686-9969 (ONLINE)


Материалы, размещенные на сайте, охраняются Законом о защите авторских прав. Публикация любых материалов этого сайта запрещена без предварительного согласования с издательством. Авторские права на размещенные на сайте научные публикации принадлежат их авторам. 

+12