Отражение представлений о социальных ролях в картине мира носителей неблизкородственных языков

Ольга Леонидовна Бессонова

Аннотация


Введение. Статья посвящена анализу отражения представлений о гендерных социальных ролях в концептуальной и языковой картине мужчин и женщин.

Материалы и методы. Анализ базируется на материале лингвистического эксперимента, проведенного с носителями английского и украинского языков.

Результаты исследования. Результаты эксперимента свидетельствуют об отличиях в представлениях носителей английского и украинского языков о социальных ролях. Как показывает анализ материала, в украинском социуме общественная сфера ассоциируется в большей степени с профессиональной деятельностью мужчин и женщин, причем отмечается высокая степень ориентации женщин на материнство. В английском языке за пределами семьи определяются в основном мужские роли, а роли женщин являются в основном семейными и находятся в сфере личных, эмоциональных связей.

Обсуждение и заключения. Анализ социальных ролей показывает, что для украинского языкового сообщества в большей степени, чем для англоязычного,  характерна установка на традиционную патриархальную семью, в которой женщина является хранительницей очага, организатором мужского потребления, а мужчина – хозяином и главой семьи. Полученные результаты позволяют установить системную корреляцию языковой структуры и структуры социальной, установить корреляции между лингвистическими явлениями и полом коммуникантов.


Ключевые слова


социальная роль, гендер, концептуальная картина мира, языковая картина мира, эксперимент, неблизкородственные языки

Полный текст:

PDF

Литература


Бессонова О.Л. Социальные роли в концептуальной и языковой картине ми-ра мужчин и женщин: материал эксперимента // Наука і сучасність: зб. наук. праць Національного педагогічного університету імені М.П. Драгоманова. – К.: Логос, 2002. – Т. ХХХІ. – С. 163–173.

Кирилина А.В. (сост.). Гендер как интрига познания: сборник статей. – М.: Ру-домино, 2000. – 191 с.

Кон И.С. Социология личности. – М.: Политиздат, 1967. – 383 с.

Крысин Л.П. К социальным различиям в использовании языковых вариантов // Вопросы языкознания. – 1973. – № 3. – С. 37–50.

Крысин Л.П. Речевое общение и социальные роли говорящих // Социально-лингвистические исследования. – М.: Наука, 1976. – С. 42–52.

Мид М. Культура и мир детства. – М.: Наука, 1998. – 429 с.

Петренко А.Д. Социофонетическая вариативность современного немецкого языка в Германии. – Киев: Рідна мова, 1998. – 255 с.

Тарасов Е.Ф. Социолингвистика и психолингвистика // Теоретические про-блемы социальной лингвистики. – М.: Наука, 1981. – 365 с.

Тарасов Е.Ф. К построению теории речевой коммуникации // Основы теории речевой деятельности. – М.: Наука, 1979. – 327 с.

Щепанский Я. Элементарные понятия социологии. – М.: Прогресс, 1969. – 240 с.

Chodorow N. The Reproduction of Mothering: Psychoanalysis and the Sociology of Gender. – Berkely: University of California Press, 1978. – 269 p.

Díaz-Morales J.F. Gender-Based Perspectives About Women’s and Men’s Health // The Psychology of Gender and Health : Conceptual and Applied Global Concerns. Academic Press, 2017. – P. 55–83. URL: https://doi.org/

1016/B978-0-12-803864-2.00002-X.

Fishman J.A. Sociolinguistics: a brief introduction. 4th print. – Rowley: Newbury House, 1975. – 126 p.

Flax J. Postmodernism and Gender Relations in Feminist Theory // Nicholson L. (ed.). Feminism / Postmodernism. – New York, London: Routledge, 1990. – P. 39-62.

Göschel J. Dialektgebrauch und Einstellung zu Sprachvariertäten // W.Viereck, ed. Proceedings of the International Congress of Dialectologists in Bamberg. – Stutt-gart: Franz Steiner Verlag, 1995. – 876 S.

Jilesen M. Soziologie. Eine Einführung für Erzieherberufe. – H. Stam GmbH, Köln – Porz, 1992. – 378 s.

Kimmel M.S. The Gendered Society. – N.Y.: Oxford University Press, 2000. – 336 р.

Kubczak H. Was ist ein Soziolekt. – Heidelberg: Carl Winter, Universitätsverlag, 1979. – 378 S.

Lévi-Strauss Cl. Structural Anthropology. – London: Penguin, 1968.

Lewis I. Social and Cultural Anthropology in Perspective: Their Relevance in the Modern World. – New York: Routledge, 2017. – 408 p.

McCauley R. The Social Art. Language and its Uses. – New York – Oxford: Oxford University Press. Press, 1994. - 241 p.

Mead M. Male and Female: A Study of Sexes in a Changing World. – New York, 1949. – 416 p.

Mills J. Womanwords. – London: Longman, 1989. – 291 p.

Oevermann U. Sprache und soziale Herkunft. – Frankfurt, 1972. – 546 S.

Park B., Banchefsky S. Women and men, moms and dads: Leveraging social role change to promote gender equality. Advances in Experimental Social Psychology. – 2019. – Vol. 59. – P. 1–52. URL: https://doi.org/10.1016/

bs.aesp.2018.10.001.

Parsons T. The Structure and Social Action. – New York, 1937. – 775 p.

Rondán-Cataluña F. J., Sanz-Altamira B., Peral-Peral B. Gender roles in social net-work sites from generation Y. // Journal of Technology Management & Innovation. – Santiago, 2017. – Vol. 12. – No. 4. URL: http://dx.doi.org/

4067/S0718-27242017000400001.

Rucker D.D, Galinsky A.D., Magee J.C. The Agentic–Communal Model of Advantage and Disadvantage: How Inequality Produces Similarities in the Psychology of Pow-er, Social Class, Gender, and Race // Advances in Experimental Social Psychology. – 2018. – Vol. 58. – P. 71–125. URL: https://doi.org/10.1016/bs.aesp.2018.04.001.

Schaumberg R.L., Flynn F. Self-reliance: a gender perspective on its relationship to communality and leadership evaluations. Academy of Management Journal. 60, 2017. P. 1859–1881. doi: 10.5465/amj.2015.0018.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.



Учредитель/Издатель 

Негосударственное образовательное частное учреждение дополнительного профессионального образования "Краснодарский многопрофильный институт дополнительного образования"

Сокращенное наименование контрагента, согласно Устава - НОЧУ ДПО «КМИДО»

_______________________________________________________

Литвинов Кирилл Александрович - главный редактор

Игнатович Владлен Константинович - научный редактор

Редакция журнала «Педагогика: история, перспективы (Pedagogу: history, prospects)» 

350080, Россия, Краснодарский край, г. Краснодар, ул. Трамвайная, 2/6, 1-й этаж, офис №3
Тел/факс:8 861 203 51 61
+7 905 471 31 94 (по вопросам публикации и сотрудничества)
E-mail: dpo18@yandex.ru (по вопросам публикации и сотрудничества)