История становления понятия «эмоциональный интеллект» в психологической науке

Лариса Михайловна Наймушина

Аннотация


Статья посвящена истории становления эмоционального интеллектав психологии. Особое внимание обращено на то, что данная проблема актуальна как в отечественной, так и в зарубежной науке. Проведен тщательный анализ различных подходов к определению понятия, отмечены трудности в его изучении. Выявлена и обоснована необходимость продолжения исследования данного феномена, его значимости в структуре личности. В публикации выделено понятие коэффициента интеллекта. Затрагивается тема социального интеллекта как умения взаимодействовать с другими людьми.  Отражена проблема взаимосвязи эмоций и интеллекта. Эмоциональный интеллект показан в статье как эмоциональная и социальная компетентность, совокупность некогнитивных способностей, компетенций, умений,способность личности распознавать и понимать свои и чужие эмоции, а также управлять ими.


Ключевые слова


интеллект, эмоциональный интеллект, социальный интеллект, эмоции, эмоциональный коэффициент

Полный текст:

PDF

Литература


Mayer John. D., Salovey P. what is emotional intelligence? Emotional development and emotional intelligence: educational implications, ed. by p. Salovey, D. Slater. New York: Perseus Books, 1997. PP. 3-31

Андреева И. Н. Эмоциональный интеллект как феномен современной психо-логии / И. Н. Андреева. - Новополоцк : ПГУ, 2011. - 388 с.

Факторные модели интеллекта. Модель Ч. Спирмена https://studwood.ru/2149472/psihologiya/faktornye_modeli_intellekta

Эдвард ТорндайкСоциальный интеллект: какие навыки помогают нам нала-живать связиhttps://www.wonderzine.com/wonderzine/life/life/247291-social-intelligence

МаслоуА. : Дальнейшие рубежи развития человека. Перевод на русский язык: Г. Балл, А. Попогребский. — М.,1999. // Электронная публикация: Центр гуманитарных технологий.

Изард К.Э. Психология эмоций / Перев. с англ. – СПб: Издательство «Питер», 2000г. – 464 с.:ил. Серия «Мастера психологии».

БелдокМайкл Sensitivity to expression of emotional meaningin three modes of communication. – 1964.

ЛойнераБ. Emotional intelligenceandemancipation (эмоциональныйинтеллек-тиэмансипация). – 1966 .

Сэловей П. и Майер Дж. The Mayer–Salovey–Caruso Emotional Intelligence Test – 1990.

Барисо Дж .«EQ. Эмоциональный интеллект на практике. Издательство «Эксмо», 2019г., 150с.

Панкратова А.А. Эмоциональный интеллект: примеры программы формиро-вания [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2010. N 1.

Бар-Он Р. – Эмоциональный коэффициент , - 1997.

Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ - М.: «Манн, Иванов и Фербер», 2013. – с. 560.

Люсин Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. - М.: Институт психологии РАН, 2012. - С. 29-36.

Робертс Р.Д., Мэттьюс ДЖ., Зайднер М., Люсин Д.В.. Эмоциональный интел-лект: проблемы теории, измерения и применения на практике // Психология (Журнал Высшей школы экономики). 2004. № 4. С. 3—26..

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М., Питер, 2006.

Андреева, И. Н. Современные представления об эмоциональном интеллекте и его месте в структуре личности / И. Н. Андреева // Журнал Белорусского государственного университета. Философия. Психология. — 2017. — № 2. — с. 104−109.

Гарскова Г.Г. Введение понятия «эмоциональный интеллект» в психологическую теорию / Г.Г. Гарскова // Ананьевские чтения: тез. науч.- практ. конф.;редкол.: А.А. Крылов. – СПб.: Изд-во Санкт-Петерб. ун-та, 1999. – с. 25 –26.

Ильин Е.П. Эмоции и чувства. - СПб.: Питер, 2011. - С. 242-244.

Наймушина Л.М. Обзор психолого-педагогической работы по внедрению со-циально-эмоционального обучения. Педагогика вчера, сегодня, завтра. 2019. Том. 2. №3. с. 41-45. URL: http://dpo-journal.ru/index.php/pvsz/article/view/59


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.



Учредитель/Издатель 

Негосударственное образовательное частное учреждение дополнительного профессионального образования "Краснодарский многопрофильный институт дополнительного образования"

Сокращенное наименование контрагента, согласно Устава - НОЧУ ДПО «КМИДО»

_______________________________________________________

Литвинов Кирилл Александрович - главный редактор

Игнатович Владлен Константинович - научный редактор

Редакция журнала «Педагогика: история, перспективы (Pedagogу: history, prospects)» 

350080, Россия, Краснодарский край, г. Краснодар, ул. Трамвайная, 2/6, 1-й этаж, офис №3
Тел/факс:8 861 203 51 61
+7 905 471 31 94 (по вопросам публикации и сотрудничества)
E-mail: dpo18@yandex.ru (по вопросам публикации и сотрудничества)