Этнопедагогическая подготовка будущих специалистов социальной сферы в Республике Беларусь: опыт Витебского региона

Елена Леонидовна Михайлова

Аннотация


В статье представлен белорусский опыт этнопедагогической подготовки будущих специалистов социальной сферы на примере Витебского региона. Определены  организационно-педагогические условия, способствующие формированию профессиональных компетенций будущих специалистов социальной сферы для работы в поликультурном социуме. Именно они являются определяющими для высшего учебного заведения, являющегося центром подготовки специалистов социальной сферы в регионе. Представлены компоненты этнопедагогической модели формирования профессиональной компетентности будущих специалистов социальной сферы для работы в поликультурном социуме, в частности, компетентностный, социальный, социально-психологический и этнопедагогический блоки. Показаны результаты операционализации ключевого параметра и выход на авторские методики. Представлены результаты исследования степени этничности личности, отношения будущих специалистов социальной сферы к традиционным этнопедагогическим ценностям, а также готовности и возможностей осуществления профессиональной деятельности с клиентами-представителями других наций и культур. Обосновано создание факультативной дисциплины «Этнопедагогические основы профессиональной деятельности», представлены ее цели и задачи, а также перечень формируемых умений и навыков.

Ключевые слова


поликультурный социум, специалист социальной сферы, социальное взаимодействие, традиция, этничность, этнокультурная компетентность, этнопедагогическая подготовка, этнопедагогические ценности

Полный текст:

PDF

Литература


Образовательный стандарт высшего образования – ОСВО 1-01 01 01-2013 / Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 30.08.2013 №88. – http://naviny.org/2013/08/30/by5933.htm.

Поспеев, К.Ю. Формирование коммуникативной компетентности студентов в процессе подготовки к деятельности по защите населения в чрезвычайных ситуациях: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.02. – Екатеринбург, 2007. – 23 с.

Ильин, В.П. Психология творчества, креативности, одаренности / В.П. Ильин. – СПб, 2009.

Князева, Е.Н. Основания синергетики: Человек, конструирующий себя и свое будущее / Е.Н. Князева, С.П. Курдюмов. – М.: КомКнига, 2010. – 232 с.

Походаев, В.С. Эстетика словесного творчества / Походаев В.С. – М.: Искусство, 1986. – 258 с.

Кан-Калик, В.А. Учителю о педагогическом общении: кн. для учителя / В.А. Кан-Калик. – М.: Просвещение, 1987. – 190 с.

Щедровицкий, Г.П. Избранные труды / Г.П. Щедровицкий. – М.: Шк. культ. полит., 1995. – 800 с.

Педагогический энциклопедический словарь/гл.ред. Бим-Бад. – М., 2003. – 528 с.

Орлова, А.П. Этнопедагогическая подготовка в вузе: актуализация разработки концепции и модели / А.П. Орлова / Повышение качества профессиональной подготовки специалистов социальной и образовательной сфер: Сборник научных статей. – Витебск: ВГУ имени П.М. Машерова, 2018. – С.3-7.

Волков, Г.Н. Педагогика национального спасения: избранные этнопедагогические сочинения / Г.Н. Волков. – Элиста: АПП «Джангар», 2003. – 440 с.

Христова, Е.Л. Об уточнении понятийного аппарата этнопедагогики [Текст] / Е.Л. Христова // Советская педагогика. – 1989. – № 7. – С. 103-106.

Міхайлава, А.Л. Этнапедагагічная падрыхтоўка спецыялістаў сацыяльнай сферы ва ўмовах полікультурнага соцыуму: тэарэтыка-метадалагічны аспект: Манаграфія / А.Л. Міхайлава. – Віцебск: ВДУ імя П.М. Машэрава, 2018. – 154 с.

Идентичность и конфликт в постсоветских государствах: Сборник статей / Под ред. М.Б. Олкотт, В. Тишкова, Д. Малашенко. – М.: Московский Центр Карнеги, 1997. – 490 с.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.



Учредитель/Издатель 

Негосударственное образовательное частное учреждение дополнительного профессионального образования "Краснодарский многопрофильный институт дополнительного образования"

Сокращенное наименование контрагента, согласно Устава - НОЧУ ДПО «КМИДО»

_______________________________________________________

Литвинов Кирилл Александрович - главный редактор

Игнатович Владлен Константинович - научный редактор

Редакция журнала «Педагогика: история, перспективы (Pedagogу: history, prospects)» 

350080, Россия, Краснодарский край, г. Краснодар, ул. Трамвайная, 2/6, 1-й этаж, офис №3
Тел/факс:8 861 203 51 61
+7 905 471 31 94 (по вопросам публикации и сотрудничества)
E-mail: dpo18@yandex.ru (по вопросам публикации и сотрудничества)