Становление теории исследовательского обучения в отечественной школе (в период ХIХ – начало ХХ века)

Александр Евгеньевич Гелясин, Елена Владимировна Гелясина

Аннотация


В статье приведены результаты историко-педагогического исследования, посвященного изучению начального этапа становления методики исследовательского обучения в отечественной школе. Показано, что прогрессивная педагогическая мысль второй половины XIX – начала XX века дала всестороннюю позитивную оценку исследовательскому методу обучения. Анализ работ А.Я. Герта позволил выяснить, что им впервые было проведено различение методов обучения на основании степени исследовательской активности обучающихся. Им же была предложена довольно стройная типология методов обучения. Изучение работ В.В. Половцова, Б.Е. Райкова, С.И. Созонова и других ученых дало возможность выявить направления генезиса методики исследовательского обучения. 

Ключевые слова


исследовательское обучение, исследовательский метод, история педагогической мысли

Полный текст:

PDF

Литература


Зуев, В.Ф. Педагогические труды / В. Ф. Зуев. – М. : Изд-во АПН, 1956. – 148 с.

Любен, А. Краткое руководство к методическому изучению естественной ис-тории в начальных школах, реальных училищах, гимназиях и семинариях со многими задачами и вопросами / А. Любен. – Санкт-Петербург : тип. А. М. Ко-томина, 1875. – 62 с.

Каптерев П. Ф. Дидактические очерки. Теория образования / П. Ф. Каптерев // Избр. пед. сочинения. – М. : Педагогика, 1982. – С. 270 – 652.

Бекетов, А.Н. О приложении индуктивного метода мышления к преподаванию естественной истории в гимназиях // Журналъ Министерства Народнаго Про-свѣщенiя. – 1863. – Ч. СХХ. – С. 198 – 224 [Электронный ресурс]. – Режим до-ступа: https://runivers.ru/bookreader/book452284/#page/1178/mode/1up. – Дата доступа : 05.06.2020.

Бекетов, А.Н. Учебник ботаники / А.Н. Бекетов. – СПб. : тип. «Общественная польза», 1883. – 911 с. [Электронный ресурс] . – Режим доступа: http://books.e-heritage.ru/book/10088437. – Дата доступа: 05.06.2020.

Сент-Илер, К. К. Элементарный курс зоологии : С прил. задач и летних занятий по зоологии : Сост. по методе Любена К. / К.К. Сент-Илер. – СПб. : тип «Обще-ственная польза», 1888. – 227 с.

Герд, А.Я. Избранные педагогические труды. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1953. – 208 с.

Половцов, В. В. Ботанические весенние прогулки в окрестностях Петербурга : пособие для учащихся и учащих / В. В. Половцов, В. Н. Половцов. – СПб : Общественная польза, 1900. – 164 с.

Половцов, В. В. Основы общей методики естествознания / В. В. Половцов / Под ред. и с доп. проф. Б. Е. Райкова. – 4-е изд. – Ленинград : Гос. изд-во, 1925. – 235 с.

Половцов, В. В. Практические занятия по ботанике / В. В. Половцов /Под ред. и с предисл. проф. Г. Н. Боча. – М. ; Петроград : Гос. изд-во, 1923. – 82 с.

Половцов, В. В. Учебник ботаники для средних учебных заведений и для самообразования / В. В. Половцов. – М. : Т-во И. Д. Сытина, 1914. – 22 с.

Райков, Б. Е. Валериан Викторович Половцов, его жизнь и труды : К сорокале-тию со дня смерти / Б. Е. Райков. – М. ; Ленинград : Изд-во Акад. Наук СССР, 1956. – 330 с.

Программы и наставления для наблюдений и собирания коллекций по Есте-ственной Истории. – С.-Петербург: Издание Императорского СПБ Общества Естествоиспытателей, 1908. – 572 с.

Райков, Б.Е. Методика практических занятий по природоведению. Пособие для руководителей к «Тетради для практических занятий по природоведе-нию» того же автора. – Петроград : Изд. Н.П. Карбасников, 1915. – 172 с.

Райков, Б. Е. Исследовательский метод в педагогической работе / Б. Е. Райков, В. Ю. Ульянинский, К. П. Ягодовский. – М. – Ленинград : Государственное изда-тельство, 1927. – 53 с.

Кукулеско, И. М. Элементарный курс качественного анализа: для средних учебных заведений / И. М. Кукулеско. – Киев : Сотрудник, 1908. – 120 с.

Созонов, С. И. Учебник химии / С. И. Созонов, В. Н. Верховский. - Изд. 3-е. - М. : Гос. изд-во, 1921. – 214 с.

Созонов, С.И. К вопросу об образовательной роли естествознания в школе /Сб. Методы первоначального обучения Ч II. Естествознание, География, Рисование. – М.: Книгоизд-во «Польза», 1912. – С. 5 – 20.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.



Учредитель/Издатель 

Негосударственное образовательное частное учреждение дополнительного профессионального образования "Краснодарский многопрофильный институт дополнительного образования"

Сокращенное наименование контрагента, согласно Устава - НОЧУ ДПО «КМИДО»

Литвинов Александр Михайлович 

_______________________________________________________

Литвинов Кирилл Александрович - главный редактор

Игнатович Владлен Константинович - научный редактор

Редакция журнала «Педагогика: история, перспективы / Pedagogу: history, prospects» 

350080, Россия, Краснодарский край, г. Краснодар, мкр. Пашковский, ул. Заводская, 32
Тел/факс:8 861 203 51 61

Редакция журнала:
+7 905 471 31 94 (по вопросам публикации и сотрудничества)

Редакция журнала:
E-mail: dpo18@yandex.ru (по вопросам публикации и сотрудничества)

Свидетельство о регистрации:

Номер свидетельства ЭЛ № ФС 77 - 77671 от 29.01.2020

(ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ СВЯЗИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ)

e-ISSN: 2686-9969 (ONLINE)


Материалы, размещенные на сайте, охраняются Законом о защите авторских прав. Публикация любых материалов этого сайта запрещена без предварительного согласования с издательством. Авторские права на размещенные на сайте научные публикации принадлежат их авторам. 

+12