СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ ЛИЧНОСТИ В РАМКАХ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ
Аннотация
Введение: проблема, исследуемая в данной статье, является важной для системы высшего образования. Успешная работа современной организации зависит от эффективной и слаженной работы сотрудников, их высокой мотивированности. Однако изменения в системе высшего образования, связанные с переходом на дистанционное обучение с целью предотвращения угрозы потенциального заражения новой коронавирусной инфекцией, внесли некоторые коррективы в процесс формирования коммуникативной готовности будущего специалиста, поскольку необходима социально-психологическая адаптация личности к новым социальным условиям существования.
Цель данной работы – выявление условий для успешной социально-психологической адаптации личности обучающего в контексте формирования коммуникативной готовности будущих инженеров посредством акмеологического подхода; определение характеристик показателей продуктивности адаптации субъекта к новым реалиям образовательной практики на личностном и групповом уровнях.
Материалы и методы: для достижения цели использованы взаимодополняющие теоретические методы исследования: анализ социологической, философской, социальной, психолого-педагогической и инженерной литературы по проблеме формирования коммуникативной готовности; анализ, синтез и систематизация основных подходов. На основе теоретического анализа социально-психологических качеств будущих инженеров получены научно-методические рекомендации и выводы, способствующие повышению эффективности процесса формирования коммуникативной готовности будущих инженеров в условиях вуза.
Результаты исследования: достоверность и обоснованность научных результатов, полученных в ходе исследования, базируется на реализации комплекса взаимопроверяющих и взаимодополняющих методов; репрезентативности эмпирических результатов; опытно-экспериментальной проверке положений гипотезы. С целью подтверждения эффективности разработанных условий для успешной адаптации обучающихся в период перехода на дистанционное обучение были реализованы продуктивные средства для социально-психологической адаптации личности к новым социальным условиям существования.
Выяснено, что в группах незначительно сформирована коммуникативная готовность будущих инженеров. Отмечено, что побудительным средством формирования рассматриваемой готовности выступает акмеологический подход, способствующий продуктивному решению выдвинутой проблемы исследования.
Обсуждение и заключение: результаты исследования дают возможность проследить положительную динамику уровней сформированности коммуникативной готовности будущих инженеров с помощью акмеологического подхода у студентов экспериментальной группы: значительно возросли средний и высокий уровни коммуникативной готовности.
Ключевые слова
Полный текст:
PDFЛитература
Адаптация личности в современном мире: Межвуз. сб. науч. тр. – Ад 28 Сара-тов: ИЦ «Наука», 2011. – Вып. 3. – 110 с. URL: https://www.sgu.ru/sites/default/files/textdocsfiles/2014/02/27/sbornik_adapt._3.pdf (дата обращения: 23.04.2020).
Деркач А., Зазыкин В. Акмеология. Учеб. Пособие / A. Деркач, В. Зазыкин – СПб.: Питер, 2003. – 256 с.
Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 томах. Том 1 URL: https://www.koob.ru/vigodsky_v_l/vigotskij_voprosi_teorii_i_istorii_psihologii (дата обращения: 23.04.2020).
Головко О.Н., Грабовец Р.А., Лей В.А. Традиционная педагогика и инноваци-онные процессы в высшей технической школе // Вопросы педагогики. – 2019. – № 12-2. – С. 72-76.
Гриценко В.В. Теоретические основы исследования социально-психологической адаптации личности / группы в новой социо- и этнокуль-турной среде: Проблемы социальной психологии личности: Межвуз. сб. науч. тр. Саратов, 2005. – Вып. 2. – С. 4-22.
Леевик Г.Е. Аттестация персонала по международным стандартам качества / Г.Е. Леевик,– М: БПА, 2007. – 424 с.
Ильин B.C .Формирование личности школьника – целостный процесс. – М., 1984. – С. 71.
Комплексная социально-психологическая методика изучения личности ин-женера: учебное пособие / ред. Э.С. Чугунова. – Ленинград: Издательство Ле-нинградского университета, 1991. – 184 с.
Ларионова С.А. Концептуальная модель социально-психологической адапта-ции личности // Ежегодник Российского психологического общества: Мате-риалы 3-го Всероссийского съезда психологов. 25-28 июня 2003г. В 8 Т. – СПб., 2003. – Т.5. – С. 39-42
Маклаков А.Г. Общая психология / А.Г. Маклаков/ – СПб.: Питер, 2016. – 592 с.
Михайлова А.Г. Акмеологический подход к проблеме профессионализма бу-дущего инженера/ А.Г. Михайлова. // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса – 2016, ноябрь № 4 (37). – С. 344-349.
Михайлова А.Г. Концепция формирования профессионально-творческих умений у будущих инженеров на основе акмеологического подхода / Исто-рическая и социально-образовательная мысль – Краснодар, 2016. – Т.8. – № 6.– Часть 1. – С. 206-211 doi: 10.17748/2075-9908-2016-8-6/1-206-211
Мунипов В.М., Зинченко В.П. Эргономика: учебник / В.М. Мунипов, В.П. Зин-ченко. – М.: Логос, 2001. – 356 с.
Носкова О.Г., Климов Е.А. Психология труда: учеб. пособие для студентов ву-зов по спец. психологии / О.Г. Носкова ; под ред. Е.А. Климова. – М.: Академия, 2009. – 384 с.
Панов В.И. Психодидактика образовательных систем: теория и практика. – СПб., 2007. – С. 71.
Психологическая диагностика коммуникативного потенциала личности [Текст]: методические рекомендации для студентов / Нижегор. гос. архитек- тур.-строит. ун-т; Н. А. Зимина – Н. Новгород: ННГАСУ, 2015. – 42 с.
Самоукина Н.В. Психология оптимизма. (2020) Популярная психология URL: https://www.psyoffice.ru/page,18,4708-samoukina-n.-v.-psikhologija-optimizma..html (дата обращения: 20.04.2020).
Толочек В.А. Современная психологии труда.- СПб.: Питер, 2010. – С.91-131
Тутушкина М. К., Артемьева В.А., Волков С.А. и др. Практическая психология: учеб. пособие / М.К. Тутушкина, В.А. Артемьева, С.А. Волков и др. – 4-е изд. – Институт общегуманитарных исследований, 2000. – 368 с.
Философия Гегеля (2020). URL: http://rushist.com/index.php/philosophical-articles/2396-filosofiya-gegelya-kratko (дата обращения: 21.04.2020).
Фурманец Б.И., Мовчан, Я.А. Психологические особенности деятельности специалистов по информационным технологиям с учетом системного подхода // Психологічні проблеми освіти.– № 2. –2012. – С. 131-138.
Цукерман Г.А. Виды общения в обучении / Г.А. Цукерман. – Томск: Пеленг, 1993.– 268 с.
Balynin I.V., Mikhaylova A.G., Nizhneva N.N. Specialist’s Professional and Creative Abilities Development by Means of Acmeology. The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences / GCPMED 2018, International Scientific Conference “Global Challenges and Prospects of the Modern Economic Development”. Future Academy, 2019. URL: https://www.futureacademy.org.uk/files /images/upload/GCPMED%202018F054.pdf (date accessed: 13.06.2019).
Balynin I.V., Nizhneva N.N., Mikhaylova A.G. Promote Development of Knowledge Intensive Activities on the Basis of Improving Management Training by Means of Acmeological Approach. Advances in Social Science, Education and Humanities Re-search, Volume 24. 2nd International Scientific Conference on New Industrializa-tion: Global, National, Regional Dimension (SICNI 2018). Рр. 302-306 URL: https://www.atlantis-press.com/proceedings/sicni-18/55911856https://www.atlantis-press.com /proceedings/sicni-18/55911856 (date accessed: 13.06.2019).
Baryshnikov N.V., Bernshteyn V.L. The Formation of Professional Communicative Intercultural Competence: Summarising the Experience and Searching for New Didactic Solutions. Language and Culture. Tomsk State University. Linguistics, v. 2018, 43 pp. 136-147 DOI: 10.17223/19996195/43/9
Burtsev A.A. Comprehensive Prevention Issues of Impaired Driving: Organizational, Legal, Medical and Socio-Psychological Aspects. Social Psychology and Society. Moscow State Univ. Psychology & Education. V. 9, No. 4, 2018, pp. 98-107 DOI: 10.17759/sps.2018090409
Golyanich V.M., Bondaruk A.F., Shapoval V.A., Tulupyeva T.V. Value Contradictions as Psychodiagnostic Criteria of Professional Competence and an Intrapersonal Conflict. Moscow State Psychological & Pedagogical Univ. v.11. No. 3, 2018, pp.120-139 DOI: 10.17759/exppsy.2018110309
Karpunina E., Isaeva E., Abalakina T., Shilova I., Kulikova M. (2019), The Development of Human Capital as a Factor of Economic Security in the Digital Age, Proceedings of the 2nd International Conference on Contemporary Education and Economic Development (CEED 2019), 26-27 October 2019, Beijing, China ISSN: 2475-0042
Kruchina O.N., Mikhaylova A.G. Formation of Professional and Communicative Skills in the Study of Foreign Languages in Maritime Specialties. E3S Web Conf. In-ternational Science Conference SPbWOSCE-2018 “Business Technologies for Sus-tainable Urban Development Volume 110, 2019. Р.9 https://www.e3s-conferences.org/articles/e3sconf/abs/2019/36/e3sconf _spbwosce2019_02004/e3sconf_spbwosce2019_02004.html ((date accessed: 04.09.2019).
Locus of Control. Rotter and Social Learning Theory (2020). URL: https://www.sites.google.com/site/socialpsychnick/history (date accessed: 23.04.2020).
Rajala А., Martin J., Kumpulainen K. (2016). Agency and Learning: Researching Agency in Educational Interactions. Volume 10, 2016, Pp 1-3 https://doi.org/10.1016/j.lcsi.2016.07.001
Sherice, N. Clarke, Iris Howley, Lauren Resnick, Carolyn Penstein Rosé. (2016). Student Agency to Participate in Dialogic Science Discussions Learning, Culture and Social, Volume 10, September 2016, Pp. 27-39 URL: https://doi.org/10.1016/j.lcsi.2016.01.002 (date accessed: 23.04.2020).
Slota, E.M., Vulperhorsta, J.P., Bronkhorsta, L.H., van der Rijstb, R.M., Wubbelsa, T., Akkermana, S.F. (2020). Mechanisms of Interest Sustainment. Learning, Culture and Social Interaction, Volume 24, March 2020, 100356 Elsevier https://doi.org/10.1016/j.lcsi.2019.100356
Shageeva, F.T., Kraysman, N.V., Gorodetskaya. I.M., Ivanov, V.G. Socio-Psychological Competence of Future Engineers. ASEE International Forum AMER SOC Engineering Education, 1818 N street, NW Suite 600, Washington, DC 20036 USA, Atlanta, 22.06. 2013, Pp.2.
Sonnentag, Sabine, Niesse, Cornelia, & Volmer, ludith .Expertise in Software Design URL: https://pdfs.semanticscholar.org/7783/f0fe2aff9c858e6282c85ea2c67a296f10a5.pdf (date accessed: 23.04.2020).
Steen-Utheim, A. Wittek, A.L. (2017). Dialogic Feedback and Potentialities for Stu-dent learning. Learning, Culture and Social Interaction Volume 15, December 2017, Pp. 18-30 DOI: 10.1016/j.lcsi.2017.06.002
Thomsett. Requirements for Successful Business Consultancy. URL: http://thomsett.com.au/requirements-for-successful-business-consultancy/ (date accessed: 21.04.2020).
Wadsworth, W. (2020). Ebbinghaus’ Forgetting Curve Explained: The Importance of Spaced Learning for Memory. URL: https://examstudyexpert.com/ebbinghaus-forgetting-curve/ (date accessed: 23.04.2020).
Young, R.F. (2008). Language and Interaction: An Advanced Resource Book. Lon-don & New York: Routledge, 2008, 352 р.
16PF Questionnaire. URL: https://www.sciencedirect.com/topics/neuroscience/16pf-questionnaire (date accessed: 23.04.2020).
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.
Учредитель/Издатель
Негосударственное образовательное частное учреждение дополнительного профессионального образования "Краснодарский многопрофильный институт дополнительного образования"
Сокращенное наименование контрагента, согласно Устава - НОЧУ ДПО «КМИДО»
Литвинов Александр Михайлович
_______________________________________________________
Литвинов Кирилл Александрович - главный редактор
Игнатович Владлен Константинович - научный редактор
Редакция журнала «Педагогика: история, перспективы / Pedagogу: history, prospects»
350080, Россия, Краснодарский край, г. Краснодар, мкр. Пашковский, ул. Заводская, 32
Тел/факс:8 861 203 51 61
Редакция журнала:
+7 905 471 31 94 (по вопросам публикации и сотрудничества)
Редакция журнала:
E-mail: dpo18@yandex.ru (по вопросам публикации и сотрудничества)
Свидетельство о регистрации:
Номер свидетельства ЭЛ № ФС 77 - 77671 от 29.01.2020
(ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ СВЯЗИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ)
e-ISSN: 2686-9969 (ONLINE)
Материалы, размещенные на сайте, охраняются Законом о защите авторских прав. Публикация любых материалов этого сайта запрещена без предварительного согласования с издательством. Авторские права на размещенные на сайте научные публикации принадлежат их авторам. | +12 |