ПРОЕКТИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ШКОЛЫ
Аннотация
Аннотация. Статья посвящена проектированию толерантной образовательной среды школы как модели гражданского общества. Охарактеризованы основные противоречия, сформулирована проблема: при каких педагогических условиях образовательная среда школы будет соответствовать модели гражданского общества? Отмечена характерная особенность такого общества, где проявления патриотизма основаны на продуктивном и толерантном взаимодействии различных культур и представленных в нем социальных групп. Показаны задачи исследования: изучить состояние проблемы гражданского воспитания школьников в толерантной образовательной среде; разработать диагностику толерантной образовательной среды школы по характеристикам гражданского сознания ее субъектов; изучить опыт педагогического проектирования толерантных образовательных сред общеобразовательных школ; провести исследование толерантной образовательной среды школы как модели гражданского общества в режиме формирующего педагогического эксперимента. В статье также отражены условия, при которых образовательная среда школы будет толерантной и представлять собой модель гражданского общества: будут выделены различные социальные группы, являющиеся носителями самобытных культурных ценностей в общей поликультурной образовательной среде; будет организовано продуктивное и толерантное взаимодействие как диалог культур в поликультурной среде совместной жизни и деятельности; будут созданы педагогические условия для рефлексии всеми участниками воспитательного процесса новообразований внутришкольного уклада жизни, возникших в результате взаимопроникновения культурных ценностей различных социальных групп. Использованы теоретические методы (анализа научной литературы, изучения и обобщения педагогического опыта), а также эмпирические (опрос и тестирования). Показано, что исследование связано с возможностями разработки способов развития гражданского патриотического сознания подростков посредством проектирования толерантных образовательных сред. В статье также дается Программа и методы исследования толерантной образовательной среды школы.
Ключевые слова
Полный текст:
PDFЛитература
Асмолов А. Г. Толерантность от утопии к реальности. // На пути к толерант-ному сознанию. М., 2000. с. 5-7.
Юдин Б.Г. Толерантность как предпосылка и как следствие свободы // Ин-новации и традиции в воспитании толерантного этнокультурного сознания школьников и молодежи: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Краснодар: КОПИ-ПРИНТ, 2005.
Игнатович В.К., Бугакова М.В. В поисках поликультурности: школа как мо-дель современного российского общества // Педагогика: семья – школа – общество: монография / Под ред. О.И. Кирикова. Кн. 11. Воронеж, 2007. С. 7 – 16.
Степанов П.В. Воспитание толерантности у школьников: теория, методика, диагностика / П.В. Степанов // под ред. Л.И. Новиковой. – М.: АПК и ППРО, 2006. – 84 с.
Шкала социальной дистанции (шкала Богардуса, вариант Л.Г.Почебут) / Со-нин В.А. Психодиагностическое познание профессиональной деятельности. – СПб., 2004. С. 216 – 218.
Сенин И.Г. Опросник терминальных ценностей «ОТеЦ», Пятигорск, 2005.
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.
Учредитель/Издатель
Негосударственное образовательное частное учреждение дополнительного профессионального образования "Краснодарский многопрофильный институт дополнительного образования"
Сокращенное наименование контрагента, согласно Устава - НОЧУ ДПО «КМИДО»
Литвинов Александр Михайлович
_______________________________________________________
Литвинов Кирилл Александрович - главный редактор
Игнатович Владлен Константинович - научный редактор
Редакция журнала «Педагогика: история, перспективы / Pedagogу: history, prospects»
350080, Россия, Краснодарский край, г. Краснодар, мкр. Пашковский, ул. Заводская, 32
Тел/факс:8 861 203 51 61
Редакция журнала:
+7 905 471 31 94 (по вопросам публикации и сотрудничества)
Редакция журнала:
E-mail: dpo18@yandex.ru (по вопросам публикации и сотрудничества)
Свидетельство о регистрации:
Номер свидетельства ЭЛ № ФС 77 - 77671 от 29.01.2020
(ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ СВЯЗИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ)
e-ISSN: 2686-9969 (ONLINE)
Материалы, размещенные на сайте, охраняются Законом о защите авторских прав. Публикация любых материалов этого сайта запрещена без предварительного согласования с издательством. Авторские права на размещенные на сайте научные публикации принадлежат их авторам. | +12 |